Сердце Куртамыша

курган новости

Два храма — две судьбы

Среди всех зауральских поселений Куртамыш всегда славился своей духовной и культурной историей. Сердцем Куртамыша являлись два храма — святых апостолов Петра и Павла, которому свыше 200 лет и не дожившая до наших дней не менее уникальная Воскресенская церковь, взорванная после революции. Во времена лихолетий духовные лица и прихожане этих храмов подверглись особо жестким гонениям, арестам и расстрелам.

Первые поселенцы

«В 68 верстах к юго-западу от Мишкино лежит большое село Куртамыш. Слобода Куртамыш основана была в 1745 году и была обнесена палисадом и рогатками; дворов она имела в XVIII веке до 100 и церковь во имя святых Петра и Павла», — писал знаменитый русский географ Вениамин Петрович Семёнов-Тянь-Шанский.

Действительно, одной из самых древних, вслед за Карачельским форпостом, возникшим в 1743 году, стала большая слобода Куртамыш, основанная в 1745ом. «Первыми поселенцами, — как указано в «Оренбургских епархиальных ведомостях», — были крестьяне, добровольно перекочевавшие из северной части Исетской провинции, скудность земель у коих заставляла их отодвигаться постепенно на юг и селиться на привольных местах». Пришедшие в середине XVIII века поселенцы облюбовали долину реки Куртамыш (левый приток реки Тобол), где и поставили свои первые срубы-избы. Через некоторое время Куртамыш выдвинулся среди окрестных сёл и стал называться слободой. Недосягаемая для посторонних патриархальность, спокойное размеренное бытие — эти отличительные черты являлись характерными для слободы вплоть до середины XIX века. Первые куртамышские крестьяне наряду с патриархальным укладом принесли с собой ростки христианской веры, обращая в свою веру местных инородцев-язычников. Уже через семь лет после появления переселенцев — в 1753 году в слободе возвели первый деревянный храм святых апостолов Петра и Павла. Никто тогда не сознавал, что эта маленькая церковь, построенная неизвестными мастерами, станет духовным центром на многие вёрсты вокруг.

Священники из рода Авраамовых

Евангельские и житейские истины куртамышские крестьяне постигали словно дети — всем сердцем. Не было среди них ни проповедников веры, ни богословов, ни даже хорошо умеющих читать и писать. Поэтому первых священников выбирали из своей среды — простых хлебопашцев. Стали служителями церкви Петра и Павла крестьяне Чернодыровы, заменившие свою фамилию после получения служения на Авраамовы. Избрали их, как одних из самых образованных крестьян слободы. Но и они, худо — бедно обученные грамоте, с великим трудом разбирали старославянские тексты и могли читать на проповедях лишь некоторые главы о жизни святых из скудной в то время церковной библиотеки. Однако в служение Авраамовы вкладывали всю душу, их простая бесхитростная вера привлекла в храм многих прихожан. В слободе появился первый и единственный центр духовности, куда шли не только куртамышане, но и жители окрестных сёл и деревень.

Известно, что одним из первых священников храма Петра и Павла был Михаил Авраамов, династия Авраамовых сохранилась в Куртамыше и впоследствии…

Новый храм в честь апостолов Петра и Павла

Деревянный Петропавловский храм просуществовал около полустолетия. Весной 1801 года случилась беда — он сгорел вместе со всеми церковными документами. Прихожане уже не мыслили своей жизни без храма, без колокольного звона, доносящегося до всех ближайших деревень. Поэтому на приходском совете приняли решение: «незамедлительно приступить к строительству нового храма, но уже каменного и более благолепного». 12 марта 1802 года было получено разрешение епархиального начальства на постройку церкви. В церковной летописи Петропавловского храма сохранилась запись: «Заложен сей храм 1802 года сентября 2 по благословению первосвященного Амвросия Епископа Оренбургского и Уфимского благочинными священником Василием Феоктистовым и местным священником Романом Аврамовым с диаконом Н. Лыткиным».

Строительство велось всем миром, в нем приняли участие не только куртамышане, но и жители других деревень. Окончилась стройка в 1808 году. По замыслу храм получился двухпредельным и удивительно похожим на Троицкий собор в Кургане (возможно, Петропавловский храм спроектировали по проекту Троицкого). Главный престол вновь выстроенной церкви был, как и прежде, посвящён апостолам Петру и Павлу и освящён 28 июня 1808 года.

Два колокола и главная святыня

Новый храм сразу наполнился прихожанами. В конце 50х годов XIX века на церковные деньги был куплен колокол в 70 пудов весом «редкий по чистоте и певучести своего звона». В Оренбургских епархиальных ведомостях сохранилась запись о его водружении: «За отсутствием мастеров и усовершенствованных блоков решают поднимать колокол первобытным способом: нужно кому-нибудь сесть на его уши для управления канатами и вместе с колоколом взвиться на значительную высоту, с опасностью упасть или быть пристукнутым к стене…Появляются охотники, оспаривающие друг у друга честь… С широким крестным знамением, напутствуемый исповедью и причащением, садится счастливец на колокол; толпа колыхнулась, загудела; колокол плавно поплыл вверх…Пронёсся первый звук, и снова заколыхалась многотысячная толпа в мольбе едиными устами и единым сердцем…» Ещё через двадцать лет, летом 1862 года, для церкви отлили колокол уже в 250 пудов. Этот гигант был единственным в Челябинском уезде по весу и силе звука. К сожалению, оба колокола до наших дней не сохранились..

Главной святыней Петропавловского храма являлась и остаётся по сей день Абалацкая икона Божией матери. Она представляет собой копию с иконы, находившейся в Абалацком монастыре Тобольской епархии и написанной в начале XVII века по видению благочестивой вдовы Марии протодьяконом Тобольского кафедрального собора Матвеем. Список иконы, по преданию, был давно принесён в Куртамыш одной вдовой за явленные ей исцеления. В приходской летописи было занесено несколько случаев таких исцелений: «дети дьякона Ивана Авраамова, дети лесничего А. А. Кожевецкого». Чудотворная икона всегда была в большом почитании у местных жителей. Исцеления с её помощью происходят до сих пор.

Храм Воскресенский

Со времён освящения Петропавловской церкви прошло не более шестидесяти лет, как у жителей села появилась потребность ещё в одном храме. К 60м годам XIX века в храм Петра и Павла приходили уже из 22 деревень Куртамышского района. Церковь становилась всё более переполненной, особенно в праздники.

Пришло время строить более обширный храм — трёхпридельный, который по мысли священнослужителей, записанной в церковную летопись: «мог бы соответствовать по достоинству преимущественному положению Куртамыша среди сёл всего богатого Челябинского края». За основу был взят проект крупного Богородице-Рождественского собора в Кургане. По получении разрешения из епархиального управления 27 июня 1867 года последовала торжественная закладка каменного трёхпридельного Воскресенского храма.

Строился храм с учётом всего самого лучшего, что можно было приобрести, преимущественно на церковные средства. Через пять лет возведение собора завершилось.

Воскресенский храм очень полюбился прихожанами. При простоте композиции он отличался монументальностью, имел величественный вид, располагаясь на возвышенной открытой местности, видимый за много вёрст. Куртамыш под покровом двух церквей всё более процветал и развивался, пока не грянула революция и последовавшая за ней гражданская война.

Верность Патриарху

19 января 1918 года Патриарх Московский и Всея Руси Тихон выпустил послание с осуждением большевиков и призывом сопротивляться им: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это — поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому …Заклинаем и вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какие-либо общения …»

За это послание патриарх Тихон был заключён большевиками под домашний арест, его, тяжело больного, изводили ежедневными допросами до самой смерти.

Куртамышане проявили необыкновенную стойкость и верность патриарху, многократно пострадав за веру.

В архивных материалах Курганского епархиального совета за конец 20х, начало 30х годов XX века Куртамышский приход упоминается неоднократно как «гнездо тихоновщины», священники которого «непримиримо настроены к обновленчеству в сёлах (гегемонии государства над церковью). Вот пример: «Настоятель куртамышских церквей протоиерей Александр Жуковский — организатор тайных съездов тихоновского общества; фанатик, активный организатор идей тихоновщины не только в церквах своего района, но врывающийся и в обновленческие приходы (отход села Долговского в тихоновщину — дело его рук)».

С лозунгом «мира тихоновцам не будет, верхушка тихоновщины является контрреволюционной опухолью в Церкви» по Куртамышу прокатилась серия кровавых расправ. Были казнены и замучены многие священники, Петропавловского и Воскресенского храмов. Среди прихожан большевики устроили «профилактику против религии». Согнали всех местных жителей и приказали сделать шаг вперёд «тем, кто верующий». Сделавших этот шаг оказалось столь много, что их расстреливали из пулемёта. Куртамыш был устелен трупами. Но сопротивление и вера всё равно не угасали. Тогда большевики в 1934 году приняли решение взорвать самый большой куртамышский храм — Воскресенский. Кирпичная кладка оказалась настолько прочной, что обвалились лишь своды и перекрытия. Даже ещё в 50е годы в самом центре Куртамыша можно было видеть развалины некогда громадного старого храма. Петропавловская церковь чудом уцелела, большевики не посмели её тронуть. Службы в храме продолжались до 1937 года, затем в нём оборудовали зерносклад, но это не повредило ни внешнему, ни внутреннему облику храма, сохранилась и местная святыня — список Абалацкой иконы Божией Матери. Чудесным образом накануне Пасхи во время войны — в 1942 году в храме возобновились богослужения, которые уже не прекращались никогда.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *