Не «комок», а комплекс

новости курган

Всё больше курганских предпринимателей устанавливают нестационарные торговые объекты с современным дизайном

К теме нестационарной торговли мы обращались неоднократно. Это не случайно, поскольку она является самым близким и доступным для любого горожанина видом услуг, где можно купить товары первой необходимости. Сегодня этот рынок, как и многое другое в Кургане, меняется в лучшую сторону. В первую очередь, на наших глазах преображается внешний вид нестационарных торговых объектов, они обретают современные дизайн и функциональность. Такая политика реализовывается городскими властями в сотрудничестве с бизнесом. Муниципалитет вкладывает миллиарды рублей из бюджетов различных уровней в ремонт и строительство дорог и объектов транспортной инфраструктуры, при реконструкции зданий учреждений социальной сферы приводится в порядок не только конструктив, но и фасады, тоже самое делается при капремонте жилых домов. Тем самым создаётся благоустроенная и комфортная городская среда, один из ключевых элементов развития областного центра, поэтому на необходимости её модернизации постоянно делает акцент губернатор Курганской области Вадим Шумков. Допустимо ли, чтобы на фоне современного города оставалось наследие «лихих девяностых» в виде разномастных «комков», ларьков, зачастую ржавых, «побитых жизнью», неудобных ни для покупателей, ни для продавцов, которые не вписываются в облик города XXI века? Об этом и многом другом мы поговорили с директором департамента экономического развития, предпринимательства и торговли администрации города Кургана Ульяной Ивановой.

курган новости

— Ульяна Сергеевна, в начале разговора хотелось бы узнать общую информацию о происходящем на этом рынке. Какова в целом в Кургане обеспеченность нестационарными торговыми объектами?

— В том, что касается их количества, мы находимся в рамках нормативов. А вот вопрос качества обеспечения услугами малоформатной торговли, честно говоря, оставляет желать лучшего. Над этим мы сейчас и работаем, поскольку есть резервы для развития. Многие предприниматели увидели потенциал в малоформатной торговле, особенно в торговых точках в составе остановочных комплексов. Здесь история простая: тебе не приходится создавать какую-то новую точку притяжения и искать потенциальных покупателей, они о ней знают, ты просто сам встаёшь на потоке, уже существующем на протяжении многих лет.

— Как идёт процесс заключения договоров с предпринимателями на размещение нестационарных торговых объектов на 2021-2026 годы?

— Это достаточно длительный, скрупулёзный процесс. Мы каждый раз заключаем договоры с предпринимателями на пять лет. Текущий период подходит к концу. До 1 февраля 2021 года все участники рынка малоформатной торговли, которые хотят продолжить эту деятельность, должны подать заявление на заключение договора. Те предприниматели, кто в следующем году планируют заключать с нами договор либо по приоритетному праву (то есть те, кто хотят остаться на своём месте), либо по итогам аукционных процедур, обязаны соблюдать требования типовых архитектурных решений для павильонов. Таким образом мы работаем над тем, чтобы привести внешний облик объектов малоформатной торговли, не менявшийся десятилетиями, к современному виду, к большему удобству для горожан.

— Как организована эта работа?

— В схеме размещения нестационарных торговых объектов в городе Кургане предусмотрено наличие более 260 мест. Это только торговля, без сферы услуг. Если владельцы киосков хотят оставить эти точки на своём месте, то они должны прийти в департамент экономического развития и пройти процедуру согласования проекта. Отмечу, что процедура едина для всех — и тех, кто пользуется приоритетным правом, и тех, кто победит на аукционе. Проекты предпринимателей рассматривает комиссия, оценивая, как снаружи будет выглядеть комплекс, вписывается ли такой объект на местности, соответствует ли он архитектуре города в целом и конкретной точке.

Что очень важно и в последнее время на это мы стали обращать много внимания, это внутреннее оборудование объекта. Если там есть какие-то элементы общепита, готовят фаст-фуд, работают на вынос или покупатели перекусывают на месте, то соответствует ли эта точка СаНПиНу или нет? Безусловно, мы понимаем, для того, чтобы привести объект в соответствие с нормативами, нужны дополнительные затраты на подключение к системе водоснабжения и водоотведения или на установку септиков. Но в этом вопросе мы хотели бы видеть обоюдное движение навстречу. Если предприниматель согласен на такие вложения, то город со своей стороны будет содействовать оперативному согласованию подключения к сетям. Это не так просто, поэтому мы приглашаем и владельца павильона, и представителей ресурсоснабжающих организаций, вместе садимся за стол, смотрим схемы и разбираемся, можно ли в конкретном случае подключиться к существующей системе, или нужно предусматривать какие-то альтернативные варианты. Администрация муниципалитета в этом заинтересована, потому что это положительно сказывается на качестве оказываемых горожанам услуг.

— Кстати, если мы начали говорить о соблюдении санитарных правил, то можно ли будет таким образом в комплексе решить давнюю проблему отсутствия туалетов на конечных остановках протяжённых муниципальных маршрутов общественного транспорта?

— Мы знаем, что решение этого вопроса назрело давно. Некоторое время назад в схему размещения киосков было внесено положение о том, что на всех конченых остановках остановочные комплексы должны быть с общественными туалетами, таких объектов запланировано 11. Но фактически на сегодняшний день размещено только три. Дело в том, что туалет — это опять-таки дополнительные затраты, поскольку необходимо обеспечить не только его установку, но и дальнейшее содержание. Поэтому предприниматели на такие точки в ходе аукционов, к сожалению, не заявляются. Со своей стороны мы готовы оказывать содействие в рамках наших полномочий и действующего законодательства, например, по тому же подключению к сетям. Поэтому я надеюсь вскоре увидеть тех бизнесменов, кто хотел бы построить киоски, входящие в состав остановочных комплексов, на оставшихся девяти точках.

— Какова динамика на рынке нестационарной торговли? Много ли там появляется стартапов или в основном действуют компании и индивидуальные предприниматели с многолетним стажем? Является ли нестационарная торговля сегодня конкурентоспособной?

— Приведу несколько цифр, которые сами о себе скажут. В прошлом году у нас не было ни одного аукциона на размещение павильонов. Были единичные случаи подписания договоров по приоритетному праву. В этом году на сегодняшний день мы принесли в бюджет города только на аукционных процедурах по получению права на размещение нестационарных торговых объектов уже порядка двух миллионов рублей . Что это значит? Это значит, что предприниматели не просто проявили интерес к малоформатной торговле, а начали конкурировать за хорошие, перспективные места. Среди тех, кто готов принять активное участие, можно выделить несколько категорий. Во-первых, это предприятия Курганской области и города Кургана, занимающиеся переработкой сельскохозяйственной продукции. Замечательно, что наши товаропроизводители нашли новые рынки сбыта. Например, они представлены в новом остановочном комплексе на кинотеатре «Россия». Здесь продаются продукты, которые входят в ежедневную потребительскую корзину. Во-вторых, это начинающие предприниматели, они, порой, приходят к нам абсолютно «зелёные», и нам приходится рисовать для них «дорожную карту», рассказывать о порядке работы с различными организациями, предоставлять типовые проекты, варианты ведения бизнеса, которые они могут использовать. Конечно, начинающий предприниматель — это достаточно небольшой объём инвестиций, но если создаётся новое рабочее место, значит можно получить на этот проект и льготный займ. Радует и то, что к нам стали приходить рестораторы и отельеры, они тоже обратили внимание на малый формат торговли и готовы развивать и диверсифицировать свой бизнес в направлении фастфуда.

— Развиваются ли в Кургане различные формы разъездной торговли, например, фуд-траки?

— Плюсы такой формы работы очевидны: это мобильность и автономность, например, независимость от того же техприсоединения к сетям. На транспортном средстве, оборудованном под фуд-трак, несложно установить собственную генерацию, автономную систему водоснабжения и водоотведения. Таким образом, появляется возможность динамично передвигаться по городу в зависимости от сезона. Тем предпринимателям, которые готовы развиваться в этом направлении и приобретать фуд-траки, мы предлагаем работать в местах отдыха и купания, на благоустраиваемых общественных территориях. Сегодня горожане ждут здесь появления современных форматов торговли. Мы готовы их порадовать — уже несколько компаний планируют в следующем сезоне работать. При этом чтобы начать разъездную торговлю, как того требует законодательство, в любом случае необходимо заключить договор, пройти определённые формальности. Но сегодня мы стараемся быть более гибкими в этом плане, оперативно отвечать именно на требования экономики, уходим от сложных бюрократические процедур, сокращаем время согласования, поскольку сами заинтересованы в том, чтобы горожане как можно быстрее получили доступ к современным видам малоформатной торговли.

— Нельзя не спросить как на сфере нестационарной торговли сказалась ситуация с пандемией коронавируса.

— Действительно малоформатная торговля претерпела определённые ограничения, но они длились не больше чем месяц-полтора. Кроме того, как вы знаете, продуктовые магазины как работали, так и продолжали работу, а в рамках малоформатной торговли наши (особенно добросовестные) предприниматели, стараются продавать товары первой необходимости, поэтому они также не попадали под ограничения. Единственное, что могло повлиять — это снижение спроса на определённые товары и покупательной способности населения.

— Все ли предприниматели работают на рынке добросовестно и как вы поступаете с теми, кто нарушает установленные «правила игры»?

— У нас есть предприниматели, которые готовы развивать, модернизировать свой бизнес, меняя внешний облик павильонов. Но, к сожалению, есть и бизнесмены, которые не сегодня и не вчера, а уже очень давно, на протяжении, зачастую, многих лет нарушают условия заключённых договоров. Например, они сдают в субаренду своё помещение, а это запрещено, потому, что муниципалитет предоставляет право на размещение киосков на очень льготных условиях, это всего пять-десять тысяч рублей в год, практически даром. А в субаренду они сдают свои торговые точки за 50- 60 тысяч рублей в год. Есть такие факты.

— Это просто спекуляция.

— Это «прекрасный» бизнес, но он, извините, находится вне рамок законодательства, нормативно-правовой базы. Некоторые продают алкоголь, у других в их объектах обосновались микрофинасовые организации. Все эти виды деятельности не предусмотрены нашими договорами с этими предпринимателями и, главное, на их незаконную работу регулярно жалуются горожане.

— И какова дальнейшая судьба этих павильонов и ларьков?

— После расторжения договора эти бизнесмены, в соответствии с законодательством, многократно предупреждались о том, что у них есть возможность самостоятельно демонтировать свои объекты. Однако, они не выполнили наших законных требований, продолжают вести свою деятельность нелегально, мешать добропорядочным горожанам, например, продавая алкоголь в любое время дня и ночи, бюджет не получает от их деятельности никаких поступлений. При этом предприниматели, которые хотели бы на таких площадках развиваться, устанавливать там красивые современные объекты (а это всё хорошие, многолюдные места), не могут этого сделать, потому что мы не имеем права выставить на аукцион территорию, пока там что-то находится. Поэтому работа по принудительному демонтажу идёт в плановом режиме. По ряду объектов уже приняты судебные решения, и эти павильоны будут снесены в порядке, предусмотренном соответствующим постановлением администрации города Кургана. Наша задача дать дорогу тем предпринимателям, которые, первое, готовы вкладываться в свои объекты и, второе, трудоустраивать людей, давать им рабочие места. Нам хотелось бы, чтобы малоформатная торговля велась цивилизованно, а горожане получали качественные услуги. Естественно, будет пополняться и бюджет города.

— Тем не менее, возникает закономерный вопрос. Да, нам, горожанам, приятно посмотреть на такие современные комплексы, удобно пользоваться их услугами. Но выгодно ли это для самих предпринимателей?

— Конечно, нам бизнесмены свои цифры не раскрывают, но можно предположить, что стоимость этих современных павильонов колеблется в размере от двух до четырёх миллионов рублей, в зависимости от площади и профиля объекта. Но мы тоже постарались подойти дифференцировано и не выставляем высокие требования к киоскам, которые будут располагаться на территориях, где отсутствует многолюдные потоки покупателей, где нет высокой окупаемости и возможности быстро вернуть свои вложения. Поэтому, работая с предпринимателями по модернизации торговых объектов, мы делаем акцент в первую очередь на центральной части города, самой многолюдной, там, где много гостей Кургана. Тем не менее, по нашей информации, установка современных комплексов даёт солидный экономический эффект. Так, в новом остановочном комплексе у кинотеатра «Россия», про который мы уже говорили, после модернизации больше чем в два раза увеличилось количество покупателей и практически в четыре раза — средняя дневная выручка. А курганцы в свою очередь, получили эстетически привлекательный объект, где можно с комфортом приобрести качественную продукцию зауральских предприятий.

— А где ещё в ближайшее время такие комплексы?

— Их можно будет увидеть по адресам: ул. Пролетарская, 57 у остановки «Библиотека им. Маяковского» и около Криволапова, 22. Предприниматели уже ведут эту работу, поскольку здесь концентрируются многочисленные людские и транспортные потоки. Поэтому ещё больше горожан смогут получать услуги в удобных современных торговых павильонах.

— Благодарим за интервью, Ульяна Сергеевна!

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *