Дети под ударом

курган новости

Семейное насилие — острая социальная проблема

«Стыдно сказать». Именно эту фразу чаще всего произносят жертвы семейного насилия, когда их спрашивают, почему они никому не рассказывают о своей проблеме. Этот стыд — перед родными, друзьями, просто соседями — приводит к тому, что об этой проблеме в нашем обществе говорят мало.

Тем не менее, по оценке специалистов Курганского центра социальной помощи семье и детям, она весьма актуальна. За 2020 год на городской телефон «Доверие» Центра граждане 298 раз сообщали о жестоком обращении с детьми. В Областную социальную службу экстренного реагирования поступило 25 таких сигналов, 17 из них были подтверждены. Мы попросили заместителя директора Курганского центра социальной помощи семье и детям Ирину Казакову рассказать, как в нашем городе работают с проблемой домашнего насилия.

— Ирина Станиславовна, как вы получаете информацию о жестоком обращении в семьях?

— В первую очередь сигналы поступают к нам по телефонам доверия — всероссийскому: 8-800-2000-122 и телефону нашего центра:46-00-49. Также к нам поступают сигналы от комиссии по делам несовершеннолетних, от органов следствия, от полиции.

С 2011 года в нашем учреждении действует круглосуточная областная социальная служба экстренного реагирования.

В команду службы входят педагог-психолог, специалист по социальной работе и водитель. Без выходных дней, в любое время суток они выезжают на вызовы по семейным конфликтам. На месте педагог-психолог работает непосредственно с детьми, специалист по социальной работе — с родителями или опекунами. В команде работают женщины. Если поступают экстренные сигналы, особенно в ночное время, то мы обязательно связываемся с полицией, потому что сталкиваемся с жесткими негативными ситуациями. Но наши специалисты не уходят, даже если агрессор не пускает их в квартиру, работают до победного конца.

О факте жестокого обращения с детьми мы незамедлительно информируем комиссию по делам несовершеннолетних. Далее семья ставится на социальное обслуживание, за ней закрепляется куратор, который непосредственно сопровождает ее.

— Как именно ваши специалисты работают с семьей?

— Мы обязательно мотивируем родителей или опекунов на работу с психологом. Но иногда это бывает трудно сделать. Далеко не всегда родители осознают, что они поступили неправильно. Чаще они во всем обвиняют ребенка: «Он меня не слушает, не выполняет мои требования, а я для этого делаю все!» Приведу такой пример. В Кургане по сигналу из школы было выявлено жестокое обращение с ребенком. Мы начали мотивировать родителей на совместную работу с психологом. При этом мама своего ребенка, учащегося в младшей школе, всячески обвиняла, что он взял без спроса деньги. Они пришли на тренинг, направленный на коррекцию детско-родительских отношений: один психолог работал с группой детей, а другой — с группой родителей. Мама привела ребенка, но сама осталась сидеть в коридоре, сказав: «Мне это не надо, виноват он — вот с ним и работайте». Так зачастую и бывает: не осознают взрослые свою вину перед ребенком. А может быть, мать и осознает вину где-то в глубине души, понимает, что когда начнется работа с психологом, все это выйдет наружу, и ей трудно самой себе в этом признаться.

Все семьи, находящиеся у нас на контроле, мы обязательно посещаем один раз в два или три месяца, привлекаем их к участию в различных мероприятиях, тренингах. Специалист с семьей всегда на связи. Делаем запросы в школы, детские сады, поликлиники (если родитель не обращается своевременно за медицинской помощью для ребенка, это тоже признак жестокого обращения с ним).

— А если от домашнего насилия страдает и мать, и ребенок?

— С 2011 года в Кургане работает социальная гостиница «Тихая гавань». Она рассчитана на две семьи с детьми. Информация о нуждающихся в размещении там поступает либо по телефону, либо женщины приходят к нам сами. Бывает, избитые, бывает, прямо ночью. В этой гостинице они могут гарантированно проживать до трех месяцев. Условия там максимально приближены к домашним: женщины самостоятельно готовят пищу, делают уборку. Если у них нет своего источника дохода, мы привлекаем спонсоров, которые могут помочь продуктами.

С ними регулярно работает психолог, выясняя причины, которые привели к сложившейся ситуации. Проводится коррекция детско-родительских отношений, стабилизируется психоэмоциональное состояние ребенка. Пока женщины находятся в гостинице, мы помогаем им решить жилищный вопрос, найти съемное жилье.

Редко, но бывают и такие случаи: женщина поссорилась с мужем и, чтобы проучить его, уезжает с ребенком в социальную гостиницу. При работе психолога это, конечно, сразу выявляется. Но даже в таких случаях мы женщин ни в коем случае не виним и продолжаем с ними работать. Если стороны пошли на примирение, то помогаем им в этом, не бросаем семью, сопровождаем ее.

К сожалению, социальная гостиница пользуется популярностью. Часто в нее селятся женщины из районов области, курганских меньше. Еще одна такая гостиница есть в Шадринске. Был случай, когда увозили женщину даже в другой регион, потому что ситуация была безвыходная.

Вообще женщины могут оказаться в гостинице по двум причинам: семейное насилие и профилактика отказа от ребенка. Был такой случай: женщина сначала хотела отказаться от ребенка, но ее уговорили этого не делать. После выписки из роддома она жила в нашей социальной гостинице. Мы ей помогли приобрести на материнский капитал жилье, и проблема решилась. Я ее встречала потом вместе с ребенком — у нее такое трепетное отношение было к дочке! Просто слезы на глаза наворачивались, что она могла от ребенка отказаться.

— По каким признакам можно определить жестокое обращение с ребенком, кроме очевидных следов побоев?

— Семейные проблемы — это порождение проблем материальных, алкоголизации, наркомании родителей. Часто они порождают жестокое обращение с детьми. Некоторые дети при этом замыкаются в себе, другие, наоборот, становятся чересчур активными, особенно если в семье происходит психоэмоциональное насилие. Дети младшего школьного возраста часто плачут без причины. Если ребенок постоянно голодный или не выспавшийся, это тоже может быть признаком неблагополучной обстановки в семье. Как и то, что он избегает физических контактов и отношений с другими людьми.

Насилие не обязательно физическое — оно бывает психологическим, эмоциональным, сексуальным. Пренебрежение нуждами ребенка, отсутствие заботы о нем — это тоже виды насилия. Например, когда малолетних детей, в возрасте до 78 лет, оставляют дома одних — это относится к жестокому обращению. Ведь сколько у нас случаев выпадения маленьких детей из окон?..

— Чем еще вы можете помочь курганским семьям?

— У нас действуют две детские социальные досуговые комнаты: по улице М. Горького, 190 и по улице Алексеева, 4. В такие комнаты мы бесплатно принимаем на период до четырех часов детей от 4 до 18 лет (потому что в присмотре могут нуждаться и дети с инвалидностью), чтобы родители в это время могли сделать свои дела. На базе этих учреждений у нас проходят тренинги по укреплению детско-родительских отношений. Например, упражнение по лего-технологии, когда родители вместе с детьми из больших деталей конструктора строят модель на какую-либо тему и обсуждают сам процесс работы.

Также на базе учреждения у нас работает школа эффективного родительства. В ее рамках ежемесячно педагог-психолог проводит занятия с родителями.

— Значит, не надо бояться обращаться к вам за помощью?..

— Наше учреждение — это не карательный орган. Наша помощь, в том числе и по телефону доверия, бесплатная. Мы не занимаемся изъятием детей из семьи. Наоборот, наши специалисты помогают наладить семейную ситуацию. Мы не осуждаем, а помогаем. Психолог — это не психотерапевт, как часто путают граждане. Психолог лечит душу, а психотерапевт — диагностированное психическое заболевание. Не надо бояться помощи специалистов, они действительно могут способствовать налаживанию обстановки в семье. Жестокое обращение с ребенком порождает дальнейшую жестокость, и ребенок, получивший такой отрицательный опыт, несет его дальше в свою взрослую жизнь, и может свою собственную семью построить по такой же модели.

И благодарят нас за работу тоже часто. Например, был такой случай: из школы сообщили о том, что ребенок пришел на занятия с синяком. Мама в этой семье воспитывает ребенка одна. Что мне в ней понравилось — она осознает, что поступает неправильно: «Да, я его бью, потому что не справляюсь с собой, он меня выводит из себя». И эта мама длительное время работала с психологом над собой, постоянно ходила на консультации. Наверное, это наш самый преданный участник всех мероприятий. В итоге она справилась с собой и поблагодарила за это нас. Ее ребенка сначала поместили в государственное учреждение, но потом вернули в семью.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *