С Есениным через одно рукопожатие

новости курган

На фото: Алексей Казаков и легендарная героиня есенинских строк Шаганэ Тальян.

Этой осенью мы отмечаем светлую дату – 3 октября исполнилось 125 лет со дня рождения златокудрого поэта, певца «святой Руси» Сергея Есенина. В областном художественном музее имени Г. Травникова юбилею поэта была посвящена программа «Новой напьемся силой» (16+) с участием местных молодых артистов. Организаторы творческой встречи – актриса театра драмы Ксения Аванесова и ее дед, известный курганский журналист, наш постоянный автор, заслуженный работник культуры РФ Вячеслав Аванесов – приготовили для всех пришедших большой сюрприз – знакомство с удивительным человеком, журналистом и писателем-есениноведом Алексеем Казаковым (Челябинск), знавшим (пусть и после гибели поэта) Есенина «через одно рукопожатие».

Алексей Леонидович, исследователь творчества и жизни поэта, лично знакомый с друзьями, коллегами и «музами» Есенина, с радостью поделился своими воспоминаниями и с нашей редакцией.

Письма «музы» в Курган

– С Курганом меня связала давняя дружба с Людмилой Тумановой, – рассказывает Алексей Казаков. – Через Люду мы познакомились со Славой Аванесовым, он радиожурналист, и я тоже всегда с магнитофоном, это нас сблизило. Я общался в Кургане с Гавриилом Илизаровым, делал интервью с Терентием Мальцевым, здесь делал передачи о Есенине на телевидении. Курган – близкий и родной для меня город, я люблю сюда приезжать. Очень теплый город, вроде небольшой, но здесь как-то всегда душевно.

А когда в Кургане поселились прямые «есенинцы» Елена Александровна Ранова и писатель и журналист Гарегин Владимирович Бебутов, лично знавшие Есенина, я, конечно, к ним приезжал, смотрел их архивы, разговаривал.

Ранова знала Есенина по Москве 20-х годов. Они тогда жили во Дворце Пролеткульта, там было редкое теплое место в холодной Москве, и она даже была свидетелем написания некоторых стихов Сергеем Есениным. Потом она какими-то судьбами приехала сюда. Елена Александровна была поэтом, модернисткой, очень интересной женщиной. Я записывал ее воспоминания. Она тут очень быстро сблизилась с художественной интеллигенцией.

Гарегин Владимирович в свое время приехал к сыну в Курган из Грузии. Он в юности больше общался с Маяковским и Хлебниковым, чем с Есениным, но у него были дарственные надписи и от него. Я бывал у Бебутова дома, работал с его архивом. Когда он умер, я приезжал к его жене, купил часть его архива. Интересно, что Бебутов переписывался с Августой Леонидовной Миклашевской, актрисой, которой был посвящен есенинский цикл «Любовь хулигана» – семь стихотворений. Последние ее письма были как раз написаны Бебутову в Курган. Она была актрисой Московского камерного театра и подругой великой Алисы Коонен. Из-за того, что она была музой Есенина, Миклашевская вошла в историю литературы. Есенин за ней ухаживал, но его чувства к холодной красавице были безответны. У нее был муж – балерун Большого театра, с которым она потом разошлась. Ее сестра Александра, тоже актриса, мне рассказывала, что сына Августы в годы войны Сталин посылал с заданием убить Гитлера. Родственники Миклашевских были связаны с Ольгой Чеховой, любимой актрисой фюрера. Сын даже вошел в круг, близкий к Гитлеру, но Сталин тогда дал отбой.

По следам «певца страны березового ситца»

Алексей Леонидович в 18 лет беззаветно, со всем юношеским пылом влюбился в творчество Сергея Есенина. Случилось это в середине 60-х, и поскольку в то время еще живы были многие современники поэта, молодой человек решил найти этих талантливых и незаурядных людей – поэтов, художников, актрис, так или иначе связанных с жизнью его кумира, вступить через них в опосредованный диалог с легендой русской поэзии, собрать драгоценные крупицы есенинского прошлого.

– Я работал на ЧТЗ, где собирал трактора, но все оставил в Челябинске и поехал по России с магнитофоном, чтобы встретиться с современниками Есенина и записать их воспоминания на пленку. Я еще работал в народном образовании, вел кружки у детей, у меня был большой отпуск 43 дня, но я все 90 дней отмахал по стране, и меня с треском уволили за прогулы. На что я тогда ответил: «Меня история оправдает!».

Я понимал, что все это неповторимо и имеет большое значение. Я нашел всех, кто когда-либо имел отношение к Есенину. У меня после встречи с каждым остались документы – аудиозаписи, автографы, дарственные надписи, фотографии… Прежде всего я пришел в гости к знаменитому скульптору Сергею Сергеевичу Коненкову, дружившему с Есениным. Мы с ним долго переписывались, ему в ту пору было уже 94 года.

Потом были встречи с Шаганэ Тальян, Миклашевской, детьми Есенина Костей и Татьяной, с любовницами Есенина…

– И скольких вы встретили?

– Я нашел нескольких женщин, которые вдохновляли поэта. Они сами по себе были интересными личностями, как правило, творческими – актрисами, художницами, все из богемных кругов. Он на вечерах в кафе «Стойло Пегаса» (Есенин был его совладельцем), где выступал, заприметит девушку, подбежит к ней. Завлекал стихами, и девицы были на седьмом небе от счастья. Он был легким человеком, скользил по жизни, а если кто из дам не поддавался его обаянию, то он говорил: «Ну, нет цветов среди зимы, так и грустить о них не надо!».

Сильной его влюбленностью, может быть, была только его первая жена Зинаида Райх. До этого у него была неофициальная жена Анна Изряднова, которая родила ему сына Юрия, расстрелянного в 1937 году.

От Есенина на все его окружение падал какой-то трагический отсвет. Это касается и круга поэтов – все они погибли или расстреляны, и участи его детей и его женщин, которая тоже печальна. Зинаиду Райх зарезали в ее собственной квартире, Айседора Дункан погибла, удушенная своим шарфом. Только Софья Андреевна Толстая, последняя жена Есенина, прожила до 1957 года. Даже животные в жизни Есенина – собака Качалова и его последний пес Сережка – и те трагически погибли.

– Вы придерживаетесь версии самоубийства, а что толкнуло поэта на этот шаг, по-вашему, ведь вы об этом наверняка размышляли?

– Думаю, что с одной стороны это было наследственное. Его дядя Саша по матери тоже покончил с собой через повешение. У Есенина было нарушенное равновесие, проблемы с координацией. Он ходил, держась за стенку. Но он при этом предпочитал притворяться пьяным.

С другой стороны, Есенин был как иноземный пришелец, который пришел на нашу Землю, как он сам писал: «чтоб скорей ее покинуть». С 17 лет в его стихах есть предсказания раннего ухода. При всем том, что его окружало столько людей, он был очень одиноким человеком с щемящим чувством обреченности. В последний год жизни у Есенина ярко проявлялись суицидальные настроения.

И в «Англетере» он не мог один эту ночь пережить. Он просил Вольфа Эрлиха: «Останься у меня ночевать», но у всех были свои дела. А его стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья!», написанное кровью перед самой смертью, просто подводит черту под всей его жизнью.

Ночь на диване Айседоры

В своих юношеских странствиях по следам Есенина молодой Казаков был похож на бродягу – спал на Казанском вокзале, в Доме колхозника рядом с теми, кто приезжал в Москву торговать мясом, а утром молодой человек поднимался и шел в консерваторию в Ростроповичу, домой к Ираклию Андроникову или к музе поэта – к Августе Миклашевской.

«Ну, я и у них подночевывал, – смеется Алексей Леонидович. – Или в коммуналках в прихожке у сторожихи, у старушек ночевал на сундуках. Приходил к ним ночью, они в окно выглядывали: «А, Алексей, Божий человек, заходи!». И за копейки столовался на колхозных рынках».

Жил в Константиново на родине поэта, в усадьбе Анны Снегиной. Останавливался у Ильи Шнейдера, директора школы-студии Айседоры Дункан. Даже ночевал на диване с золотыми лебедями, на котором когда-то проводили ночи Есенин и Айседора.

– Меня спрашивали: «А какие сны вам снились на этом диване?» Отвечал: «Романтические», – улыбается литературовед.

В юности Казаков успел съездить в гости к прославленной Есенином героине цикла стихов «Персидские мотивы» Шаганэ Тальян в Ереван.

– Долго сомневался, она ли это. Но она показала автографы, дарственные надписи Есенина, – вспоминает писатель. – Она мне сказала, смеясь: «Если бы я знала, что это будет такой знаменитый поэт, я бы больше автографов у него попросила». Она приезжала и в Константиново за год до своей смерти, прожила 76 лет. А ровно 50 лет назад я ездил к Шаганэ, сфотографировался с ней, получил от нее дарственную надпись на открытке, записал ее голос.

У меня на все есть документ, такое не придумаешь – как мне Ираклий Андроников со своего плеча плащ отдает, как Ростропович меня представляет другим «мой друг-есенинец»…

Общался я и с знаменитым импрессарио Айседоры Дункан Соломоном Юрок из Америки. Там никто с ним про Есенина никогда не разговаривал и он мне рассказал удивительные вещи. Мне было 20 лет, и он принял меня, простого русского мальчишку, в то время как наши «писателя» со мной через губу разговаривали. Сколько он людей вывел в звезды – Федор Шаляпин, Анна Павлова… Он спрашивал меня: «Где вы ночуете?». А я у старушек ночевал на сундуках. Он иронизировал: «Смотрите, молодой человек, чтобы не получилось, как у Достоевского!».

Через интерес к Есенину сложилась у Казакова и многолетняя дружба с театром на Таганке, ставившем есенинского «Пугачева», с Любимовым и Высоцким.

Алексей Казаков, признанный лучшим издателем в пропаганде творческого наследия С. А. Есенина, член Союза писателей и Союза журналистов России, написал около десятка книг про Есенина и около сотни статей о нем.

– Я разрабатываю разные темы, есть даже такие как «Есенин и Пикассо», «Есенин и литературный Урал» (там и про Курган упоминаю), истории отдельных стихотворений «Собаке Качалова», «Письмо к матери», – рассказывает писатель. – Что касается фильма «Есенин», то я написал на него разгромную рецензию, хотя мы дружим с Сергеем Безруковым, он не обиделся, подарил мне свой диск. А фильм – фуфло полное, сценарий к которому написал отец Безрукова, в молодости сам мечтавший о роли Есенина. Писать об Есенине с такой пошлой интонацией – это неуважение и к поэту, и к своему писательскому таланту. Есенин – такой нерв, что шаг влево, шаг вправо и вот уже минное поле.

У меня выйдут в этом году книга воспоминаний о моих встречах с современниками поэта – «Есенинский отзвук» и книга по фактам его биографии «Сергей Есенин: жизнеописание». Сейчас я готовлю и полное собрание сочинений Николая Клюева. Он учитель Есенина, его наставник, «духовный поводырь», как говорил о нем сам Сергей. Через Клюева я постигаю и Есенина. Я обязан завершить этот колоссальный труд, никто другой так не напишет про Есенина, ведь это дело всей моей жизни.

На фото: Алексей Казаков и легендарная героиня есенинских строк Шаганэ Тальян. Ереван. 1970 год. Из архива А. Казакова

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *