Научить учиться

новости курган

Интервью с директором школы № 50 Михаилом Тимофеевым

Общество во все времена предъявляло высокие требования к педагогам. Учитель должен не только передать знания своим ученикам, но и раскрыть талант каждого ребенка, помочь ему развить свою индивидуальность.

Какие вызовы стоят перед современной школой? Какую роль информационные технологии играют в образовательном процессе? Почему важно, чтобы в школах работали преподаватели — мужчины? Эти и многие другие темы мы обсуждаем с директором школы № 50 Михаилом Тимофеевым в День учителя.

— Михаил Аркадьевич, расскажите, почему вы решили стать педагогом?

— Найти ответ на этот вопрос очень сложно. После окончания девяти классов поступил в Курганский сельскохозяйственный техникум на ветеринарного фельдшера. Уже учась, понял, что немного не мое. После окончания техникума решил поступать в Курганский государственный университет на заочное отделение на педагогический. Хотел быть учителем истории, но в силу объективных причин не получилось. В итоге, остановил свой выбор на географии. Этот предмет мне нравился, когда учился в школе, у меня были по нему хорошие отметки.

На третьем курсе университета устроился работать учителем географии в школу № 52.

— Первый учебный год считается для педагога одним из самых сложных, даже решающих. Большинство молодых учителей уходят из школы, и даже из профессии, именно после первого года работы. С какими трудностями вы столкнулись, начиная свою трудовую деятельность?

— Я стал преподавать, даже не имея законченного педагогического образования. Безусловно, первый год в школе был сложным. Попал в среду, абсолютно для себя новую. Сразу «окунулся с головой» в педагогическую деятельность, потому что не только вел уроки, но и был классным руководителем у семиклассников. В моем классе учились дети, у которых были проблемы со зрением. Раньше ребята редко участвовали в школьных мероприятиях, приходили только на занятия. Я считал, что нельзя пропускать какие-то события, мы с ними активно включились в жизнь школы. Не пропускали конкурсы, соревнования, культурные представления.

Не могу сказать, в первый год у меня что-то не получалось. Да, возникали трудности, но преодолимые. Если бы было очень сложно, то, наверное, в школе я не задержался.

Мне очень повезло с коллективами. Педагоги школы № 52, где работал полтора года, приняли меня очень радушно. Потом перешел в школу № 50, где учителя встретили меня доброжелательно. Можно сказать, что из одной дружной семьи попал в другую крепкую семью, в которой нахожусь более 20 лет.

Первый год для учителя, я с вами соглашусь, очень важный и определяющий. Если у человека не складываются взаимоотношения с детьми, родителями, коллегами, то скорее всего в педагогике он не останется.

— Будучи директором школы, как вы поддерживаете молодых специалистов?

— Ежегодно к нам приходят устраиваться на работу выпускники вузов, меня это очень радует. На собеседовании сразу погружаю во все проблемы, с которыми они могут столкнуться в своей профессиональной деятельности. После задаю вопрос: «Вы, решив стать учителем, осознанно сделали свой выбор?». Они всегда отвечают, что хотят попробовать себя.

Я им говорю, что попробовать — это хорошо. Но за нами стоят дети и родители. И порой они нам не прощают ошибок, которые можно сделать, пробуя работать педагогом. Если вы идете в школу, то отдавать себя нужно полностью. Все свои знания, умения, а самое главное — душу и сердце ученикам. Ошибки безусловно будут, но не нужно их бояться, а признавать и исправлять. Если вижу, что у человека в глазах нет страха, а есть желание работать, то он станет хорошим педагогом.

Сейчас в школе № 50 почти треть педагогического коллектива — это молодые учителя. Мы их поддерживаем, существует клуб молодых специалистов, разработана система наставничества. В школе педагоги очень дружны между собой, что помогает в их профессиональном росте. Когда в коллективе складываются хорошие, добрые, человеческие взаимоотношения, то и развивается образовательное учреждение.

новости курган

— Каждый коллектив — живой организм, у которого свои традиции, обычаи, ценности. Михаил Аркадьевич, в этом году у вас «пополнение», к школе № 50 присоединили школу № 10, которую реорганизовали. Как происходило слияние?

— Сейчас работа образовательного учреждения налажена. Нахожу время трудиться в обоих корпусах. Во втором корпусе постоянно находятся заместители. Если возникают какие-то вопросы, то решаем их оперативно.

Понимаю, что педагогам школы № 10 обидно, что они перестали быть той школой, в которой вместе работали ни один год. Во время объединения у нас не было никакого противостояния, не возникало конфликтов. Мы смогли, я надеюсь, создать единый работоспособный коллектив. В дальнейшем планируем, чтобы в одном корпусе была начальная школа, в другом учились старшеклассники.

Сохраняем традиции школы № 50 и традиции школы № 10. У нас есть музей защитников блокадного Ленинграда. Он уникален, единственный на территории Зауралья, который посвящен блокаде Ленинграда. Во втором корпусе работает музей Боевой славы 165-й Седлецкой Краснознаменной ордена Кутузова II степени стрелковой дивизии, где сохраняется память о наших земляках- участниках Великой Отечественной войны. Работа этих двух музеев — это значимая часть всей нашей школьной жизни. И тот и другой музей — участники постоянных городских, региональных и всероссийских конкурсов, в каждом из них они становятся либо победителями, либо призерами. Эти награды говорят о высоком статусе самих музеев и о большой проделанной работе учителей и учеников.

— В учительской среде работают преимущественно женщины. Сейчас по статистике на десять женщин-педагогов в школах приходится всего один мужчина. Если обратиться к истории, то во все времена именно мужчины учили детей. Например, в дореволюционной России их было большинство.

— Школа — это социальный институт. Педагоги не только дают новые знания, но и передают опыт межличностного социального общения. В настоящее время, в силу самых разных обстоятельств, у нас много семей, в которых мама в одиночку воспитывает своих детей. Мужчина в школе показывает модель мужского поведения, что важно и для мальчишек, и для девочек. Он демонстрирует другой формат взаимоотношения, где-то более строгий, более конкретный, менее эмоциональный.

В нашей школе мужчины преподают историю, информатику, физику, ОБЖ, музыку и физическую культуру. Радует, что ученики видят разные подходы к преподаванию. Женщины более эмоционально ведут уроки, а мужчины — более сдержаны.

— В этом году в федеральный закон «Об образовании» вновь ввели понятие «воспитание». Воспитание — это часть образовательного процесса, независимо от того прописано это в законодательстве или нет.

— У педагога на уроке три цели: обучающая, развивающая и воспитывающая. Во время стремительного развития информационных технологий учитель перестает быть единственным источником знаний для ребенка. В современных условиях ученика в школе необходимо научить учиться. Учитель должен помочь ребенку научиться разбираться в источниках знаний, чтобы учащийся понимал, какая информация ему нужна, как он ее может дальше применять на практике. Если у школьника остаются какие-то вопросы, то где искать ответы.

Неоднократно говорю учителям, что все дети — равны, вне зависимости от социального статуса семьи, в которой они растут, их знаний, достоинств и недостатков. Главная задача педагога — рассмотреть достоинства своего ученика, помочь их развить, воспитать его честным, добрым и порядочным человеком.

— Главную роль в воспитании ребенка должны играть родители. Но, к сожалению, есть мамы и папы, которые придерживаются мнения, что «мы родили, а воспитывать должны учителя». Они думают, что вправе предъявлять претензии педагогам, если у ребёнка что-то не получается. Михаил Аркадьевич, как в школе № 50 выстроена работа с родителями?

— Родители наших учеников — наши друзья и помощники. У нас работает Совет школы, в который входят активные мамы и папы. В начале учебного года проходят общешкольные родительские конференции. Администрация школы рассказывает об итогах прошедшего учебного года, успехах, которых добились учащиеся. Объясняем, какие ремонтные работы проводили летом. Вместе с родителями обсуждаем вызовы, которые стоят перед современной школой. Родители видят, что школа не безразлична к их детям, видят, что педагогический коллектив прилагает максимум усилий, чтобы ученикам было комфортно учиться. Они становятся нашими благодарными помощниками.

В этом году из-за пандемии коронавируса общение с родителями перешло в режим онлайн. Педагоги в постоянном контакте, отвечают на все волнующие вопросы пап и мам.

Есть родители, которые предъявляют претензии к учителям. Понимаем, что у всех людей разное видение, как нужно учить и воспитывать детей. Чаще всего критикуют школу семьи, в которых есть дефицит в воспитании, или в образовании, или во взаимоотношении с детьми. И ответственность за эти промахи проще переложить на плечи педагогов, чем решать самостоятельно. Мы к этому относимся с пониманием, и пытаемся найти выход вместе с родителями и детьми из сложившейся ситуации.

— Михаил Аркадьевич, четвертая четверть прошедшего учебного года проходила в дистанционном формате из-за пандемии коронавируса. Многие учителя, ученики и их родители столкнулись с проблемами при переходе на «удаленный» тип работы. Как школа № 50 справилась?

— С 2016 года в школе реализуется муниципальный инновационный проект по созданию единой информационно-образовательной среды. Учитель информатики Дмитрий Павлович Лагунов активно работает над официальным сайтом образовательного учреждения. У нас разработаны электронные классные журналы, у детей — электронные дневники, была создана платформа для дистанционного обучения.

В период, когда все школы страны перешли на «удаленку», на сайте школе педагоги смогли выкладывать видеоуроки, давать детям онлайн-консультации.

Сразу было сложно переключиться на мессенджеры, на платформы, такие как «Яндекс. Учебник», «Учи. ру», «ZOOM», «Scype», которые постоянно зависали. Наш школьный сайт сначала не справлялся со всем потоком информации и наплывов посетителей. Но тем не менее быстро адаптировались к новым реалиям.

В четвертую четверть педагогам было непросто, но мы справились, и дети получали учебный материал в доступной и привычной для них форме.

Я горжусь, что у меня работают профессионалы, которые смогли качественно выполнять свою работу в дистанционном формате, что в нашем образовательном учреждении создан информационный ресурс, которые соответствует тенденциям XXI века.

— Сейчас в обществе разворачивается дискуссия о том, что скоро дистанционное обучение заменит традиционное. На ваш взгляд, возможно ли такое развитие?

— Никакие образовательные платформы, электронные средства обучения не заменят живого эмоционального общения учителя и ученика, учащихся между собой. Дети в школьных коллективах, глядя друг другу в глаза, учатся дружить, общаться, решать совместно проблемы.

Информатизация тесно переплетается со всеми сферами нашей жизни: работой, бытом, отдыхом. Ученые проводят большое количество исследований о влиянии информационных технологий на жизнь людей. Они советуют, чтобы ребенок не испытывал стресса в школе, во время учебного процесса отключать телефоны.

Мы не представляем своей жизни уже без гаджетов, они постоянно у нас в руках, приходят сообщение, сразу стремимся его прочитать. Порой реальному общению, предпочитая виртуальное.

— Из-за дистанционного образования учащиеся переживали, что не смогут подготовиться к экзаменам. Но результаты ЕГЭ показали, что одиннадцатиклассники достойно справились с заданиями. Читая отзывы ребят о выпускных испытаниях, они отмечают, что экзаемен по географии — сложнее, чем они ожидали.

— География — это наука, которая находится на стыке различных научных дисциплин. Недаром Президент страны Владимир Путин возглавляет Русское географическое общество, что подчеркивает важность и значимость географической науки. В России по трем предметам — математике, истории и географии — разработаны федеральные концепции преподавания. Эти три науки — три столпа, без которых развитие общества невозможно, с точки зрения государства. Безусловно, география — наука непростая, но очень интересная.

Многие ребята, которые решают сдавать географию, считают этот предмет попроще физики или химии. Готовясь к экзаменами, понимают, что сделали выбор не самый простой, потому что возникают трудности, нужно повторять материал из других дисциплин.

Но тем не менее из года в год большое число выпускников успешно сдают географию. Высокие результаты говорят о том, в образовательных учреждениях города работают профессионалы, увлеченные географической наукой.

— Уже несколько не утихают споры о содержании учебников. Некоторые педагоги критикуют материалы по экономической географии. Отмечают, что авторы используют устаревшие факты. Михаил Аркадьевич, как вы оцениваете учебники по географии?

— Российская и мировая экономика быстро развиваются. Экономический рост сменяется экономическим спадом. Видим, как одни предприятия становятся банкротами, на их месте возникают другие. Зафиксировать быстроменяющиеся процессы в рамках учебника экономической географии, который будет актуален в течение нескольких лет очень сложно. По объективным причинам не стоит предъявлять претензии к авторам учебников по экономической географии.

По физической географии есть традиционные учебники, которые педагоги используют на протяжении десятилетий. Учась по ним, школьники получают качественные базовые знания.

Если говорить в целом об учебниках по всем предметам, то сейчас существует большое количество учебных материалов. В этом есть и плюсы, и минусы. Педагоги могут выбрать учебники, по которым им комфортно работать. Если ребенок переходит из одной школы в другую, то сталкивается с рядом сложностей, потому что он занимался по одним учебникам, а теперь придется по другим.

Хотелось бы, чтобы учебники были едиными. Наличие трех учебников в линейке каждого курса было бы вполне оптимальным вариантом. Сейчас в федеральном перечне учебников линейка сокращена, что облегчает работу учителя.

— После окончания школы многие ребята поступают на педагогические специальности, но в школу приходят работать единицы. Как повысить статус учителя в современном обществе?

— Это сложный вопрос. Профессия учителя — жертвенная, очень трудозатратная. В школе никогда не было высоких зарплат. У педагога много времени уходит на работу и очень мало времени уходит на себя и свою семью. Не все молодые специалисты готовы к такому самопожертвованию.

В образовании случайных людей быть не может. В учебные учреждениях сейчас работают учителя, которые пришли в эту систему в разные периоды нашей истории. Многие начали работать в непростые времена, но они не поменяли специальность, потому что любят детей и увлечены педагогикой.

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *