Социальная дистанция художника Пичугина

новости курган

В областном художественном музее открылась выставка зауральского живописца

На протяжении всего своего творческого пути, а это с конца 50-х годов прошлого века до наших дней, известный зауральский живописец, заслуженный художник России Вячеслав Пичугин следовал блестящей формуле Поля Сезанна: «Единственным предметом живописи является цвет». Сие утверждение великого французского импрессиониста, вероятно, спорно. Но написано, как сказано.

Эту любовь к цвету, к эксперименту с цветом отмечали все лучшие наши знатоки изобразительного искусства, писавшие о Пичугине — Кирилл Зеленой, Вячеслав Веселов, Анатолий Львов, Анатолий Удачин. К великому сожалению, никого из них уже нет в нашем мире. Но не забывают Пичугина и современные искусствоведы — Светлана Кулакова, Любовь Кочарина. Не могут не замечать любви художника к цвету и зрители персональной выставки живописи Вячеслава Пичугина, только что открытой в областном художественном музее.

новости курган

Экспозиция выставки, посвященной 85-летию автора, занимает два зала, вмещающих около 60 полотен из фондов музея и мастерской Пичугина, а также некоторые публикации о художнике, буклеты, фотографии.

Цвет — первое, что притягивает взгляд в работах мастера. «Солнечный день», «Натюрморт с конским щавелем», «Колокольный звон», где за осенней пестротой буквально слышишь, как золотые купола церквей питаются звоном; многочисленные цветочные натюрморты; «Ночной город», в котором уличные фонари, словно светлячки, летают по пространству пейзажа.

Всё это, как и большинство произведений Пичугина от середины 70-х годов до нынешних дней, — цвет. Прежде всего — цвет. Но какова была бы цена этого цвета, если бы не мысль. Пичугин волшебным образом именно мысль облекает в цветочные одежды, имеющие совершенные формы, то есть композицию. Смотрите, например, натюрморты «Бессмертники» 1972 года и «Хлеб и рыба» (1979).

новости курган

Дальше больше: цвет, композиция, мысль приводят к сюжету. Это удивительно, как тот же натюрморт может рассказывать какую-то историю. Вот «Фрукты», работа 1983 года. Груши, яблоки, виноград, красное вино в хрустальном графине, розы и… радиоприёмник «Спидола».Помните, по таким мы слушали чужие «голоса»? Выстраивается сюжет небольшой новеллы об одиночестве человека, ждущего с кем-то встречи, хотя самого человека на полотне нет.

Если продолжить литературные ассоциации, то «Дворик моего детства» (1983 год) уже не просто легкая новелла, а полноценный рассказ, близкий к повести, а, например, серия «Заводы Урала» — документальный очерк. Бесспорно работы середины 80-х годов «За землю, за волю» и «На Сапун-горе» — это героическая публицистика. Относительно недавняя (2013 и 2014 годы) серия полотен, посвященных Тобольскому кремлю, отмечена золотой медалью межрегиональной художественной выставки «Урал XI» и имеет все повествовательные черты живописного эпоса.

новости курган

Многочисленные творческие поездки в Латвию, Башкирию, Крым, во Владимир и Суздаль, на Байкал, в Среднюю Азию и на Северный Кавказ, пленэры в Доме творчества «Горячий ключ» (Краснодарский край), на Академической даче (Тверская область) помогали Вячеславу Пичугину формировать индивидуальный стиль, экспериментировать с цветом. Приобретаемый опыт закрепляется многочисленными выставками от регионального до международного масштаба, в том числе в американских городах Эппатоне, Милуоки, Вашингтоне. Пичугин — классик натюрморта, о чем напоминают альбом 1975 года лучших советских натюрмортов (Ленинград, «Художник РСФСР», 1975), в котором опубликован его «Натюрморт с креветками», и успешное участие в Международной выставке натюрморта (2010 год) в тех же Соединенных Штатах.

Был в творческой биографии Вячеслава Пичугина и такой необычный эпизод. В 1964 году при его участии и по его эскизу, выигравшему в конкурсе, был выполнен ковёр на Канашинской фабрике Шадринского района для подарка от Курганской области к 70-летию тогдашнего руководителя государства Н.С. Хрущёва. Позже автором была создана картина «Канашинские ковроткачихи», посвящённая народным мастерицам. Это чудесное полотно можно увидеть и на сегодняшней выставке.

новости курган

СOVID-19 здорово подвёл и организаторов юбилейной выставки, и самого юбиляра, и нас, зрителей, любителей изобразительного искусства, поклонников таланта Вячеслава Пичугина. Вернисажа не получилось, состоялся лишь закрытый (естественно, в масках) показ для журналистов и искусствоведов. Не было на открытии и автора экспозиции. Но выставка будет работать в течение месяца, до начала ноября, и ждет своих зрителей.

Когда-то писатель Вячеслав Веселов свою статью о творчестве Пичугина назвал так: «У провинциального художника свой долг». Заслуженный художник России Вячеслав Пичугин давно забыл провинциальную славу, он известен достаточно широко, награжден золотой медалью имени В.И. Сурикова Союза художников РФ. Но во все времена, в том числе и в нерадостные дни пандемии, он считал и считает своим долгом сокращение социальной дистанции между творчеством и зрителем. Его живопись преодолевает пресловутые полтора метра и проникает к нашим чувствам, к нашим сердцам, сливаясь с ними. Такой и должна быть «социальная дистанция» искусства.

новости курган

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *