Они стояли у истоков отечественной космонавтики

новости курган

В 2020 году Всемирная неделя космоса проходит под девизом «Спутники улучшают жизнь»

С 4 по 10 октября на планете Земля в очередной раз проходила ежегодная Всемирная неделя космоса, которая отмечается в в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 54 / 68 от 6 декабря 1999 года.

Начальная и конечная даты Недели космоса, выбраны, разумеется, неслучайно. 10 октября 1967 года вступила в силу «Великая хартия космического пространства», которую подписали члены ООН. В её рамках был заключён договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, освоение которых должно преследовать исключительно мирные цели и строиться на равноправной основе.

Но для нас, безусловно, более значима начальная дата — 4 октября. В этот день в 1957 году в СССР был запущен в космос первый в мире искусственный спутник Земли. Кстати, в 2020 году Всемирная неделя космоса проходит под девизом «Спутники улучшают жизнь», чтобы продемонстрировать важность космических аппаратов в нашей повседневности. Но и выведенный на орбиту более 60 лет назад маленький 80-килограммовый шарик с примитивной аппаратурой сумел значительно улучшить положение дел, как минимум, в той стране, где был создан — благодаря хотя бы тому, что значительно её обезопасил. В отличие от романтического и оптимистического, несмотря на все сложности, мира 60 х годов, когда была подписана «Великая хартия…», а во внеземной Разум верили учёные и даже генералы, современные люди живут в прагматическую и трезвую эпоху. Именно первому спутнику и его создателям мы обязаны тем, что всему миру стал ясен масштаб научно-технического развития Советского Союза. А это было лишь вершиной ередовой системы образования и мощного экономического развития нашей страны. Поэтому после sputnik’а, в рядах, как тогда говорили, «прогрессивного человечества», количество сторонников СССР вновь значительно увеличилось.

новости курган

В Америке запуск спутника произвёл, как там говорили, впечатление «технического Пёрл-Харбора». Хотя, как и в случае с атомным проектом, у Штатов была серьёзная фора. Да, и Советский Союз использовал наработки побеждённой Германии в области ракетостроения. Ещё в 1945 году был создан так называемый «институт «Рабе» (от немецкого Raketenbau — «ракетостроение»). Как здесь, так и в созданных позднее организациях, например институте «Нордхаузен», который работал под руководством С. П. Королёва, группы советских специалистов изучали конструкцию, технологию производства и детали эксплуатации знаменитой немецкой баллистической ракеты А-4 или «Фау-2». Но если «железо», в том числе и основной ракетный полигон «Пенемюнде», а впоследствии и завод по сборке ракет в Нордхаузене отошли Союзу, то «мозги», а это порядка полутысячи специалистов, в том числе ключевые фигуры — Вернер фон Браун и Вальтер Дорнбергер, оказавшись в нужное время в нужном месте, в основном, «достались» американцам. В их же загребущие руки попала техническая документация, а всё, связанное с ракетной тематикой, что нельзя было увезти, — уничтожалось. Поэтому даже понять, как работает А-4 и наладить её производство ещё на трофейных мощностях для советских специалистов было нетривиальной задачей.

При этом отметим, что даже тогда ракеты не считались серьёзным оружием, в том числе и по опыту применения против Англии гитлеровского «вундерваффе». Прицельно попасть «Фау-2» в конкретный объект, особенно защищённый, было нереально. Поэтому немцы «работали по площадям», а ракета была скорее оружием устрашения и мести за разрушения, которые наносила авиация союзников германским городам. Поэтому речь о том, чтобы применять ракеты в качестве носителя разрабатываемой атомной бомбы, поначалу в Союзе даже не шла. Для этого у нас был скопирован весь, вплоть до заклёпок, американский тяжёлый бомбардировщик B-29 (именно с них американцы бомбили Хиросиму и Нагасаки), который поступил на вооружение советских ВВС под индексом Ту-4.

Но СССР и в этом случае не только догнал США, но и на первых порах значительно их опережал в области разработки ракетной техники. После запуска «Спутника-1» руководству США пришло к пониманию того, что с нашей страной нельзя разговаривать языком силы. Увы, это длилось недолго… Тем не менее, как с общечеловеческой точки зрения, так и с позиции национальных интересов СССР, запуск первого в истории космического аппарата стал беспрецедентным успехом. Поэтому сегодня вспомним людей, благодаря которым фантастическая мечта стала реальностью.

Дмитрий Устинов (1908-1984)

новости курганНародный комиссар и министр вооружения (1941-1953), министр оборонной промышленности (1953-1957), впоследствии министр обороны СССР Дмитрий Фёдорович Устинов одним из первых крупных советских руководителей посетил в 1945 году институт «Рабе». Он увидел перспективы ракет (чему, как считается, способствовал С. П. Королёв), как и то, что для их производства необходимо разворачивать принципиально новую отрасль. Неслучайно, и специальная госкомиссия по изучению немецких ракетных технологий работала именно под председательством Устинова.

А время торопило. 16 апреля 1946 года на полигоне Уайт-Сендз США произвели первый пуск трофейной «Фау-2», что, возможно, ускорило принятие политического решения руководством СССР, поскольку ранее в течение года инициативы по ракетной тематике не находили отражения на государственном уровне. В этом же случае уже 29 апреля в кремлёвском кабинете председателя Совета Министров СССР И. В. Сталина состоялось совещание, одним из инициаторов которого был Устинов, по вопросам ракетостроения и ракетного оружия. Его итогом стало постановление «Вопросы реактивного вооружения» от 13 мая, согласно которому был создан Специальный комитет по реактивной технике при Совете Министров СССР (Второе Главное управление) под председательством члена Политбюро ЦК ВКП ( б) Г. М. Маленкова, который в годы Великой Отечественной войны занимался этой тематикой. Его заместителем и стал Д. Ф. Устинов. Так возникло второе учреждение «Большой тройки», которая обеспечила беспрецедентный технологический прорыв СССР в тяжелейшие послевоенные годы. Напомним, что первое Главное управление вело атомный проект, а Третье, созданное раньше всех, в 1943 году, в виде Совета по вопросам радиолокации при Государственном комитете обороны — темы противовоздушной, а затем противоракетной обороны. Его до 1947 года возглавлял также Г. М. Маленков.

Перед Спецкомитетом-2 стояли задачи едва ли не сложнее, чем через Спецкомитетом-1. Нужно было наладить синхронную работу крайне разнородных отраслей. Так, разработкой жидкостного ракетного двигателя занимался Минавиапром, аппаратура и системы управления поступали от предприятий Министерства промышленности средств связи; гироскопическая техника производилась силами заводов Министерства судостроения; наземное и бортовое электрооборудование поставлялось Министерством электропромышленности; наземное стартовое и транспортное оборудование выпускало Министерство тяжёлого машиностроения; исследования условий в верхних слоях атмосферы и космическом пространстве были возложены на Академию Наук.

В целом в первые годы над ракетным проектом работали 63 завода 16 ти министерств и двух главных управлений при Совете Министров СССР, а для серийного производства были определены 17 заводов и 22 специальных цеха десяти министерств. После того, как были решены задачи по созданию ракетостроения, Спецкомитет-2 был расформирован.

Таким образом, заслуги Д. Ф. Устинова в организации первых шагов нашей страны по освоению космоса неоспоримы, неслучайно второй «Звезды» Героя Социалистического Труда он был удостоен за подготовку полёта Ю. А. Гагарина.

Сергей Королёв (1906-1966)

новости курганФигура дважды Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии

Сергея Павловича Королёва наверняка известна буквально всем нашим соотечественникам, как и этапы его сложной биографии, где немало трагических эпизодов: арест, приговор к смертной казни, колымские лагеря, работа в «шарашках», разумеется и то, что его имя и заслуги стали известны как у нас в стране, так и во всём мире лишь после смерти конструктора. Но, несмотря на выпавшие испытания, Сергей Павлович пронёс сквозь всю жизнь мечту о полёте человека в космос и воплотил её в реальность.

Ещё в начале 1930 х годов Сергей Королёв был одним из ярких представителей небольшого коллектива энтузиастов — Группы изучения реактивного движения. А уже на этапе практической реализации послевоенного ракетного проекта, значимую лепту в его успех внесли не только вышеназванные структуры управления, созданные государством, но и такой уникальный неформальный орган, как Совет главных конструкторов, который работал под руководством Сергея Павловича, объединяя руководителей основных предприятий, участвовавших в ракетно-космической программе 1940-х — 1950-х годов.

В 1956 году под руководством С. П. Королёва была закончена разработка двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 с отделяющейся головной частью массой 3 тонны и дальностью полёта 8 тыс. километров. Ракета была успешно испытана в 1957 году на построенном для этой цели полигоне № 5 в Казахстане (нынешний космодром Байконур). Именно Р-7 стала носителем первого искусственного спутника Земли.

И это было только начало. Для реализации пилотируемых полётов и запусков автоматических космических станций С. П. Королёв разработал на базе боевой ракеты семейство совершенных трёх- и четырёхступенчатых носителей. В 1958 году выведены в космос геофизический Спутник-3, а затем и парные спутники «Электрон» для исследования радиационных поясов Земли. В 1959 году созданы и запущены три автоматические станции к Луне: «Луна-1» пролетела вблизи Луны, впервые зарегистрировав Солнечный ветер; «Луна-2» впервые в мире совершила перелёт с Земли на другое космическое тело, доставив на Луну вымпелы Советского Союза; «Луна-3» впервые выполнила фотографирование обратной (невидимой с Земли) стороны Луны.

Сергей Павлович Королёв является одним из основных создателей советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей Союз Советских Социалистических Республик передовой ракетно-космической державой, и ключевой фигурой в освоении человеком космоса, основателем практической космонавтики.

Михаил Тихонравов (1900-1974)

новости курганМихаил Клавдиевич Тихонравов познакомился с Сергеем Павловичем Королёвым в секции планеризма при ОСОАВИАХИМе СССР, их знакомство перешло в тесное сотрудничество. По предложению Королёва М. К. Тихонравов возглавил работы по созданию баллистических ракет на жидком топливе, закончившиеся первыми успешными запусками. Михаил Клавдиевич, хорошо зная труды К. Э. Циолковского, помимо других работ, предложил исследования составных ракет. Уже в начале 1948 года был получен ряд результатов, свидетельствующих о возможности создания таких ракет в недалёком будущем. Михаил Клавдиевич сообщил об этом С. П. Королёву, с которым продолжал поддерживать постоянную связь. Придавая важное значение этим результатам, Тихонравов решил выступить на заседании Учёного совета НИИ-4 Минобороны СССР, где он в то время работал, с докладом «Пути осуществления больших дальностей стрельбы» и сделал это сообщение в начале лета 1948 года в присутствии специалистов и учёных из других учреждений.

К этому времени в ОКБ-1 С. П. Королёва была создана ракета Р-1 с дальностью полёта около 300 км (на основе немецкой Фау-2); разработана новая ракета Р-2 на дальность порядка 600 км; прорабатывалась ракета на дальность примерно 1000 км (так называемая «тысячная ракета»). Практическую возможность достижения ещё больших дальностей в то время почти никто, особенно в кругах военных специалистов, не признавал. Поэтому сообщение Михаила Клавдиевича о том, что «пакет» из разрабатываемых в ОКБ-1 «тысячных ракет» способен достичь любых дальностей полёта, и даже вывести на орбиту искусственные спутники Земли (ИСЗ), взбудоражило зал, вызвало бурю отрицательных и даже язвительных откликов и выступлений.

Очень немногие специалисты поняли принципиальную ценность доложенных М. К. Тихонравовым результатов и высказывались с поддержкой его замыслов. В их числе — С. П. Королёв, который через некоторое время и выдал официальный заказ на выполнение НИР по дальнейшим исследованиям составных ракет. По техническому заданию Сергея Павловича был рассмотрен двухступенчатый «пакет» из трёх ракет Р-3, каждая из которых должна была переносить боевую часть массой порядка 3 тонн на дальность 3000 км. Было показано, что «пакет» может обеспечить не только перенос тяжёлой боевой части на любую дальность, но и вывод на орбиту спутника, масса которого может оказаться достаточной для полёта на нём человека. Эти разработки блестяще реализовались в ракете Р-7. «Семёрка» не только вывела на орбиту первый спутник и на её модификации полетел в космос Ю. А. Гагарин — она стала родоначальницей целого семейства ракет, к которому принадлежат и современные российские ракеты-носители для пилотируемых полётов типа «Союз».

Мстислав Келдыш (1911-1978)

новости курганТрижды Герой Социалистического Труда, академик Мстислав Всеволодович Келдыш представлял в ракетном проекте практическую связь фундаментальных и прикладных наук. Ещё в начале своей работы М. В. Келдыш изучал, казалось бы, крайне абстрактную область математики — теорию приближений функций. Докторскую диссертацию он защитил по теме «О представлении рядами полиномов функций комплексного переменного и гармонических функций». Но, как оказалось, эти математические выкладки тесно связаны с гидро- и аэродинамикой и помогли решить крайне насущную практическую задачу. Мстиславу Всеволодовичу удалось победить «флаттер» — опасное аэродинамическое явление, приводящее к тряске самолёта и разрушению его конструкции. Это произошло ещё в середине 1930-х, в 1950-х годах Келдыш занялся разработкой теоретических предпосылок вывода искусственных тел на околоземные орбиты, а в дальнейшем — полётов к Луне и планетам Солнечной системы.

М. В. Келдыш руководил научно-техническим советом по координации деятельности по созданию первого искусственного спутника Земли, внёс большой вклад в осуществление программ пилотируемых полётов, в постановку научных проблем и проведение исследований околоземного космического пространства, межпланетной среды, Луны и планет, в решение многих проблем механики космического полёта и теории управления, навигации и теплообмена.

Интересно, что Мстислав Всеволодович был очень известным человеком, тем более, что в 1961-1975 годах являлся президентом Академии наук СССР. Но его работа на космос была засекречена, и в открытых публикациях, посвящённых этой теме, он выступал как анонимный «теоретик космонавтики».

Валентин Глушко (1908-1989)

новости курганПеред глазами Дважды Героя Социалистического Труда Валентина Петровича Глушко прошла вся история советского космического проекта — от первых ракет, взлетавших на несколько сотен метров (если не взрывались на старте), которые были сделаны в начале 30-х годов, до его «лебединой песни», к сожалению не оконченной — многоразового комплекса «Энергия — Буран». Именно Валентин Петрович был его генеральным конструктором.

Интересно, что ещё весной 1929 года В. П. Глушко подготовил дипломную работу, в которой предложил проект межпланетного корабля «Гелиоракетоплан». Этот корабль должен был использовать солнечную энергию; генерируемый электрический ток направлялся в камеры сгорания двигателей, где под воздействием сильных электрических разрядов происходил тепловой взрыв подававшегося в камеры рабочего вещества.

Начиная с 1930 года он разработал большое число жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). В 1954-1957 годах под руководством Глушко были разработаны ракетные двигатели РД-107, предназначенные для установки на создаваемой С. П. Королёвым ракете Р-7 и её модификациях. И в последствии мощные ЖРД конструкции В. П. Глушко были установлены на большинстве первых и вторых ступеней советских ракет-носителей и многих боевых ракет; они обеспечили вывод на орбиту первых советских искусственных спутников Земли, полёты Ю. А. Гагарина и других советских космонавтов, запуски автоматических межпланетных станций к Луне и планетам Солнечной системы.

Борис Черток (1912-2011)

новости курганОдин из ближайших соратников С. П. Королёва Борис Евсевич Черток в апреле 1945 года в составе специальной комиссии был командирован в Германию, где вместе с ещё одним известным конструктором жидкостных ракетных двигателей А. М. Исаевым организовал уже упоминавшийся институт «Рабе». В августе 1946 года приказами министров авиационной промышленности и вооружения Б. Е. Черток переведён на должность заместителя главного инженера и начальника отдела систем управления научно-исследовательского института № 88 (НИИ-88) Министерства вооружения, который возглавлял С. П. Королёв. Б. Е. Черток является одним из основоположников теории и практики создания систем управления ракетами и космическими аппаратами. Его имя напрямую связано со многими эпохальными событиями XX века — научно-технической революцией, прорывом человечества в космос. При его непосредственном участии были созданы и осуществлены первые советские баллистические ракеты, первый искусственный спутник Земли, первый полёт человека в космос, полёты АМС к Луне, Марсу и Венере, первые спутники связи «Молния», первые спутники дистанционного зондирования Земли, первые орбитальные станции и другие достижения советской космонавтики.

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *