Более двух тысяч россиян пожаловались на обман в банке.
Вы продали квартиру, получили наследство – словом, есть деньги, которые нужно сохранить, а лучше преумножить. Многие в такой ситуации решаются открыть вклад. Приходят в банк. Менеджер предлагает поступить иначе, ведь есть более выгодные варианты вложения средств. Довольный клиент подписывает договор. А через какое-то время остается с пустыми счетами.
Незастрахованная страховка
Если однажды вы решите открыть вклад, позаботьтесь, чтобы вместо вкладчика не стать инвестором поневоле. Часто сотрудники банков рассказывают о больших прибылях финансовых продуктов, но не объясняют, что таким образом вы можете потерять все свои накопления.
Намеренное введение посетителя банка в заблуждение называется мисселингом. С жалобой на такое нарушение прав можно обратиться в Центральный Банк РФ.
С февраля по сентябрь 2020 года россияне подали 2100 претензий из-за недобросовестной практики продаж финансовых услуг, есть жалобы на мисселинг и в Курганской области.
Чаще всего навязывают такие услуги, как инвестиционное страхование жизни (ИСЖ), накопительное страхование жизни (НСЖ) и услуги доверительного управления. Также вместо вклада вам могут предложить купить ценные бумаги, в том числе облигации и векселя самого банка или «дружественных» организаций, или заключить договор негосударственного пенсионного обеспечения.
Кто на ком заработал
«Доходность по всем этим продуктам действительно может оказаться выше, чем по депозитам. Но и риски выше: процент не гарантирован, а вложения не попадают в систему страхования вкладов», — пояснил управляющий Отделением Курган Уральского ГУ Банка России Сергей Завьялов.
Кредитные организации часто выступают агентами страховщиков, брокерских компаний, негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний паевых инвесторов. Банки продают их продукты и получают за это комиссионные.
Требуйте объяснений
По закону любой продукт или услуга на финансовом рынке должны быть прозрачны и понятны потребителю. Поэтому Банк России предлагает инструмент борьбы с недобросовестной работой кредитных организаций.
«Банк России уже рекомендовал микрофинансовым компаниям и кредитным потребительским кооперативам использовать паспорта продуктов для банковских вкладов и инвестиций. Паспорт — ключевой информационный документ (КИД). В нем коротко излагается суть: описание услуги, доходность, риски, расходы по хранению, скрытые комиссии. Знакомиться с КИДом нужно до подписания договора. Пока это рекомендация, но чаще всего МФО и КПК ей следуют, особенно если клиент сам спрашивает паспорт финансового продукта. Это позволяет принять взвешенное решение и избежать рисков, платежей, неожиданных затрат», — рассказал Сергей Завьялов.
Однако пока это только рекомендация, и никто не может обязать банки предоставлять клиентам ключевой информационный документ. Банк России участвует в разработке законопроекта, который сделает предоставление гражданину такого паспорта обязательным условием продаж на финансовом рынке. Тем не менее, и сейчас есть способы грамотно вложить деньги и избежать мисселинга, даже если у вас нет экономического образования и на первый взгляд многостраничный договор с банком кажется тайнописью.
«Чтобы избежать непредвиденных последствий и финансовых потерь, внимательно читайте договор. Просите объяснить все, что вам кажется непонятным. Сразу спросите о минусах продукта и возможных рисках. Самостоятельно перепроверьте информацию. И только потом, если все вас устраивает, заключайте договор», — призывает к ответственности за свое решение руководитель зауральского отделения Центробанка.
Нередко банковские сотрудники предлагают комбинированный вариант: часть денег советуют положить на депозит, а часть — инвестировать в другие инструменты. Следовать этому совету можно, если у вас уже есть финансовая подушка безопасности и вы готовы к инвестиционным рискам. Но если нет – не соглашайтесь, иначе рискуете остаться без денег.
Инструкция по финансовой безопасности
Если вы собираетесь в банк, следуйте инструкции управляющего Отделением Курган Уральского ГУ Банка России Сергея Завьялова. Внимательно читайте договор, перед тем как его подписать. Еще лучше — возьмите копию договора домой и внимательно изучите. Особое внимание уделите следующим вопросам:
- С кем я заключаю договор: с банком или другой организацией?
- Попадают ли мои инвестиции в государственную систему страхования вкладов?
- Гарантирован ли доход по моим вложениям и какой?
- На какой срок я заключаю договор?
- Что будет, если я захочу расторгнуть его раньше? Сколько денег мне вернут?
Когда ответите на все вопросы, и ответы вас устроят – можно действовать.
Для шагнувших в пропасть
Но иногда неприятная ситуация наступает раньше, чем мы вспоминаем об инструкции. Если вы пришли домой и поняли, что ошиблись, взяв вместо вклада инвестиционное страхование жизни, не падайте духом. Специалисты Банка России постоянно работают в режиме онлайн и отвечают через чат в приложении «ЦБ онлайн». Всегда можно задать вопрос и разобраться, что делать в конкретной ситуации.
«Для многих вариантов добровольного страхования действует так называемый «период охлаждения» в 14 дней, когда вы можете расторгнуть заключенный договор. Воспользуйтесь этим правом», — советует Сергей Завьялов.
Если вы уверены, что столкнулись с нарушением прав при получении финансовых услуг, обратитесь в интернет-приемную Банка России на сайте cbr.ru или сообщите о мисселинге по телефону 8-800-300-30-00.
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости