«Служба спасателя не терпит незнания»

новости курган

Юрий Землянский рассказал о самом сложном пожаре на военном полигоне и поисковых работах после крушения «Боинга»

В год 30-летия МЧС России открываем рубрику «30 лет на службе». В ней мы расскажем о людях, которые отдали многие годы жизни спасению людей, внесли значительный вклад в развитие пожарной охраны, системы МЧС. Первый гость рубрики — начальник Главного управления МЧС России по Курганской области, полковник внутренней службы Юрий Владимирович Землянский.

Порядок и дисциплина

— Я учился в Черкасском пожарно-техническом училище МВД Украины. Каждый учебный день начинался с уборки техники — она должна была блестеть, как и полы. Ночью мы могли подняться до 20 раз для сбора по условному тревожному вызову. Часто выезжали и на реальные пожары как дополнительная сила — например, чтобы разбирать конструкции. Конечно, это была гордость для нас.

Училище я окончил в 1993 году. Трудовую деятельность начал с должности инспектора государственного пожарного надзора в городе Минеральные воды Ставропольского края. Учился работать с людьми, решать вопросы обеспечения пожарной безопасности, в том числе на объектах с массовым пребыванием людей. В 90-е годы никто не выполнял требований, и нам приходилось приостанавливать деятельность объектов, чтобы в них заменили проводку, открыли аварийные выходы, приобрели огнетушители.

В то время не было современных лабораторий — все изучали на месте пожарищ, читали специальные книги, дознаватели писали отчеты от руки. Но мне всегда хотелось тушить пожары, поэтому, когда отсутствовали штатные начальники караула, для меня было счастье выйти на дежурство. По сигналу тревоги сесть в пожарный автомобиль, успеть на пожар, помочь людям, попавшим в беду. Именно в этой пожарной части я стал впоследствии начальником караула.

«Не надо меня, спасите лучше моего брата»

 

Самый сложный из моих первых пожаров в Минеральных водах был по повышенному, третьему, номеру. Горело открытым пламенем складское помещение на площади 900 кв. метров. Опасность заключалась в том, что за складом располагались железнодорожные пути с тридцатью цистернами газа, бензина и другого горючего материала. Нужно было оперативно потушить и охладить склад. Как назло, пожарный гидрант на территории предприятия был неисправен, и нам пришлось прокладывать рукавные линии с соседнего завода. Несмотря на трудности, мы справились.

На одном из пожаров на втором этаже двухэтажного дома оказались заблокированы двое маленьких братьев. Я поднялся за ними по трехколенной лестнице, и первый мальчонка, которого хотел забрать, говорит: «не надо меня, спасите лучше моего брата». Вот такая крепкая братская любовь. Запомнилось. Конечно, тогда мы всех спасли, все закончилось хорошо.

Работа с чистого листа

новости курган

После службы инспектором госпожнадзора я стал начальником инспекции в пожарной части, и некоторые сотрудники, у которых я стажировался, стали моими подчиненными. Это непросто. Важно было правильно выстроить отношения, чтобы уважать каждого и не уходить в панибратство.

Этих принципов в работе я придерживался и потом, когда в 2006 году стал начальником 5 отряда ФПС по Ставропольскому краю, и когда в 2009 году мне предложили должность начальника ставропольского Центра управления силами ФПС, впоследствии преобразованного в Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Ставропольскому краю.

Потом я стал начальником управления (пожарно-спасательных сил и специальных формирований) Южного регионального центра МЧС России. В подчинении оказалось 65 отрядов, 420 пожарно-спасательных частей, спасательные воинские формирования, спасатели.

Затем работал первым заместителем начальника Главного управления МЧС России по РСО-Алания. И через некоторое время мне предложили должность начальника главка в Курганской области. На новом месте хочу выстроить понятную и прозрачную систему работы Главного управления МЧС, организовать постоянное обучение личного состава. К каждому я отношусь, в первую очередь, как к личности, а потом уже как к сотруднику, подчиненному.

Испытать — и сразу в бой

За годы службы не раз приходилось использовать в работе различные новинки техники МЧС России. Например, при подготовке к сочинской Олимпиаде тестировал машину Варгашинского завода противопожарного и специального оборудования «тяни-толкай». Она с двумя кабинами, специально для тушения пожаров в тоннелях, и шасси, которое позволяет двигаться вперед и назад с одинаковой скоростью.

В 2014 году спасатели Южного регионального центра МЧС России получили новые виды пожарных мотоциклов. Управлять такой техникой гораздо сложнее, потому что она везет с собой дополнительное оборудование. Каждый мотоцикл в полной экипировке весит 480 кг.

Довелось тестировать и разработанный академией ГПС МСЧ России пожарный многоцелевой автомобиль с установкой пожаротушения температурно-активированной водой. Первый пожар, который быстро потушили с его помощью, произошел в пятиэтажном жилом доме: было сложно, горели межэтажные перекрытия. Некоторые жители спрашивали про автомобиль «что за космический корабль?». Вода в нем в определенный момент нагревалась свыше 170 градусов, и шел выброс пара, а со стороны казалось, что взлетает ракета. В итоге потушили дом всего двумя стволами. Взяли на заметку, что этот автомобиль отлично подходит для ликвидации обледенения мостов и обогрева жилых домов в зимнее время года.

Интуиция и собранность

Правильные решения и собранность приносят результат и ценятся. Так, государственную награду — медаль «За спасение погибавших» — я получил за четкое руководство тушением одного из самых сложных пожаров. 28 апреля 2015 года в районе населенного пункта Кузьминки Ростовской области загорелась изнутри самоходная артиллерийская установка. Сдетонировал боекомплект и начался пожар на территории военного полигона. Когда мы прибыли на место, там уже взрывались боеприпасы. Для оценки обстановки мы в сопровождении танка и инженерной машины разграждения стали продвигаться по территории полигона. Взрывы зажали нас, ситуация была критическая. 15 минут с нами не могли выйти на связь. Шансы вернуться живыми были 50 на 50. Но мы справились и, к счастью, никого не потеряли. Личный состав не пострадал, а я получил колоссальный опыт и маленькую дырку в боёвке от осколка снаряда. Даже и не заметил сразу.

Что касается ведомственных наград, то это медали МЧС России «За отличие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации» и «За отвагу на пожаре», отмечу первую. Это были поисковые работы после крушения самолета Боинг-737-800 рейса «Дубай-Ростов» 19 марта 2016 года в Ростов-на-Дону. Они дались очень тяжело с моральной точки зрения. Мы прибыли через пять часов после крушения. Первыми на территорию поиска зашли психологи, они настраивали личный состав на нужную эмоциональную волну. Нам необходимо было отстраниться от трагедии — слезы в таком деле не помощники.

Пожарное дело

Служба пожарного или спасателя непростая. Но мой старший сын Юрий последовал моему примеру — служит в Донском спасательном центре МЧС России. Средний, Владимир, тоже носит форму — он военнослужащий в отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригаде Воздушно-десантных войск РФ. Младшие сыновья, Анатолий и Алексей, еще в очень нежном возрасте — сегодня мечтают стать лётчиками, завтра — врачами или машинистами. Профессия пожарного в их списке еще не возникала.

Свободное время посвящаю воспитанию младших сыновей. Поддерживаю физическую форму — играю в мини-футбол. Собираю модели пожарных машин — в коллекции уже более 200 экземпляров.

И стараюсь всегда повышать уровень профессиональных знаний. Служба спасателя не терпит небрежностей и незнания.

Тридцатилетие — знаменательная дата в истории Министерства чрезвычайных ситуаций. Я хочу всем его служащим пожелать здоровья, счастья и благополучия.

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *