Есть установка весело встретить Новый год!

65 лет назад на экраны страны вышла новогодняя кинокомедия «Карнавальная ночь»

Несколько лет назад на станицах одного из печатных изданий проводился опрос «Самый веселый фильм». Большинство зрителей назвали комедию «Карнавальная ночь». Эту киноленту, наполненную юмором, танцами, музыкой, смешными диалогами и неожиданными моментами, сразу же полюбили кинозрители. В год выхода ее на киноэкраны фильм стал лидером советского кинопроката с общим числом проданных билетов почти 50 миллионов. Это был небывалый успех!

Со сценаристом фильма «Карнавальная ночь» Владимиром Поляковым судьба свела меня в октябре 1973 года в Москве на квартире известного фронтового поэта Ильи Френкеля, автора знаменитой песни «Давай закурим». В Центральном Доме литераторов чествовали поэта в честь его 70-летнего юбилея. В числе приглашенных был и я — молодой радиожурналист и к тому же земляк поэта. Здесь мы и познакомились с Поляковым.

В 41-м году под огненными ударами фашистов Илья Френкель и Владимир Поляков выпускали газету Южного фронта «Во славу Родины», не раз попадали в «аховые» ситуации, когда висели на волоске от смерти. Говорят, их веселую песенку «Трио фронтовых поваров», впервые исполненную в 42-м году в созданном Поляковым фронтовом театре миниатюр, любил начальник политотдела Южного фронта генерал Брежнев.

Владимир Поляков вместе со своей молодой красавицей женой частенько навещал Френкеля. Они допоздна засиживались за чаем, вспоминали о прожитой жизни. В один из ноябрьских дней 73-го года, когда Поляков гостил у своего друга, Илья Львович попросил его: «Вова, расскажи моему молодому другу, как ты писал сценарий «Карнавальной ночи». Ему это пригодится!». И я взял у писателя и юмориста, дружившего в те годы с Аркадием Райкиным, интервью.

— Вы всегда такой веселый?

— По характеру я такой, и это всегда помогает мне. Даже на фронте, когда мы с Илюшей (Ильей Френкелем — В. А.) лежали в окопе, извините, кверху попой, мы смеялись, и тогда казалось, что смерти нет. Это помогало выжить. Помню, как в Виннице, куда мы с Френкелем приехали навестить раненых бойцов, в одной из палат местного госпиталя обнаружили еще одного такого же веселого — Сергея Михалкова. Он тогда пострадал при бомбежке. Потом с Михалковым и Борисом Горбатовым на последней странице газеты мы открыли юмористический отдел под названием «Каленым штыком». Вот так под непрерывный гул канонады и лай зенитных пушек мы юморили. И было всем весело.

— Как родилась идея написать сценарий кинокомедии о встрече Нового года в небольшом Доме культуры?

— Предложил «Мосфильм» — мы не отказались Было желание написать комедию весело, используя все жанры эстрады: музыку, песни, танцы, пародийные образы и даже образ современного бюрократа в лице товарища Огурцова. Написали. Худсовет принял, Иван Пырьев (тогда директор «Мосфильма») согласился и даже сказал: «Будем снимать». Ему особенно понравилась «яркая» мысль бюрократа Огурцова: «Есть установка весело встретить Новый год».

— Написали сценарий, а что было дальше?

— Меня сначала удивило, что строгий деятель «Мосфильма» Иван Пырьев отдал сценарий еще не совсем известному тогда Эдьдару Рязанову. Тот снимал документальные ленты, а тут — художественное кино, да еще музыкальное, веселое. Но я верил Пырьеву. Были ситуации с ролью Леночки Крыловой. Ее предложили отдать Гурченко. Она Рязанову не понравилась. На его сторону встал и худсовет. Но вопреки Рязанову Пырьев категорически настоял снять в комедии именно красивую и обаятельную Люсю Гурченко. Подозреваю: она ему нравилась. А что, красивая девушка, хорошо поет, уже где-то снималась!

— Не страшно было создавать образ Огурцова? Ведь он, извините, дурак. Да еще, наверное, с партийным билетом!

— А он и есть дурак. Таких дураков я встречал немало. Они важно сидели в мягких креслах и не позволяли проявлять инициативу — как бы чего не случилось! Но учти, это было уже другое время, когда Хрущев разрешил говорить открыто о нашем обществе. А раз разрешено, чего не рассказать!

— А как согласился сыграть Огурцова Игорь Ильинский? Все-таки народный артист СССР, известнейший на всю страну!

— Здесь все дело в авторитете Пырьева. Если он решил, то против никто не пойдет. А Рязанов боялся знаменитости Ильинского и хотел снять в роли Огурцова другого артиста, кажется, Петра Константинова (актер театра и кино, лауреат Сталинской премии — В.А.). Но Пырьев настоял. И не прогадал. Игоря Ильинского я хорошо знал. С Борей Ласкиным мы доверяли ему свои сценарии и интермедии. Потом при встрече с нами Ильинский не раз шутил фразой Огурцова: «Я сам шутить не люблю и другим не дам».

— Вам, наверное, известны и другие перипетии создания «Карнавальной ночи?»

— Мы с Ласкиным переживали за фильм. Из «Мосфильма» до нас доносилось, что сценарий плох, фильм не удается. И были даже такие слухи, что фильм снимут и положат на полку, забудут о нем, как о кошмарном сне. Мы еще не получили часть гонорара и думали: все, кина не будет!

Но когда в 56-м комедия вышла на экраны, то оказалось, что лучше новогоднего подарка советским зрителям не найти. Эльдар Рязанов сразу же попал в разряд маститых и при случае всегда с удовольствием кланялся нам. Прославилась на всю страну Люда Гурченко. А мы стали получать от «Мосфильма» новые заказы на веселые фильмы.

«Карнавальная ночь» живет и радует нас до сих пор. Многие фразы стали крылатыми. Так что не забывайте, установка следующая: весело встретить Новый, 2021-й, год, и пусть коронавирус скорее уйдет прочь!

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги:

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *