Как Курганская область справлялась с дистанционным образованием

новости курган

Его все ругали, но в итоге многим понравилось

Для сферы образования на всех уровнях 2020-й стал не просто вызовом, а годом глобальных перемен. Но, кажется, к концу года можно уже сделать вывод, что система оказалась достаточно гибкой, чтобы с этим справиться.

Школа в компьютере

Все началось в марте, когда школьники сначала ушли на досрочные и продолжительные каникулы, а потом так из дома и не вышли, впервые для себя услышав словосочетание «дистанционное обучение».

Осваивать его пришлось долго – и учителям, и детям, и родителям. Для многих остро встал вопрос технического оснащения – далеко не в каждой курганской семье у школьников были подходящие для учебы компьютеры или хотя бы планшеты со смартфонами. На помощь пришли свои же земляки – многие зауральцы передавали свою старую, но работающую технику малоимущим семьям.

Взрослым помогали справиться с дистанционным обучением детей психологи. Они бесплатно поддерживали, давали советы, как лучше организовать процесс обучения дома, чтобы ребенку было комфортно. Оказалось, что очень многое на дистанционке зависит именно от тайм-менеджмента, а это легло на плечи родителей.

Чаще всего взрослые жаловались на большие объемы заданий для школьников, на то, что учителя мало объясняют материал и его приходится разбирать дома вместе с детьми, на технические проблемы с онлайн-платформами. Многим казалось, что физкультуры, музыки и ИЗО в дистанционном формате вообще быть не должно. Учителя столкнулись с многократным увеличением объемов работы: приходилось проверять не просто тетради, а фотографии рукописных домашних заданий, выслушивать по 30 записей стихотворений наизусть и так далее.

В итоге было принято решение чуть раньше закончить учебный год, чтобы выдохнуть и понять, как учиться и учить дальше. ЕГЭ перенесли на более поздний срок, а экзамены для девятиклассников вовсе отменили.

После летней передышки родители и школьники ликовали от новости о том, что учебный год начнется в традиционной очной форме. Но уже через месяц довольно явной стала перспектива возвращения к дистанту. И тут выяснилось, что многим курганцам он понравился.

— У меня ребенок часто болеет, а на дистанционке весной мы впервые за долгое время провели несколько месяцев без насморка и кашля, — рассказывает Елена Р., мама курганского школьника. – Сын у меня самостоятельный, помощь ему практически не нужна, а с друзьями он онлайн общается, ему хватает, так что я удаленной учебе только рада.

Таких, как Елена, нашлось немало, но есть и принципиальные противники такой системы. В первую очередь схватились за голову родители первоклассников, которые лишь месяц провели за партами и отправились по домам.

— Ребенок меня совсем не воспринимает как педагога, — пожаловалась мать первоклассника Наталья М. – Я не могу его заставить заниматься, он балуется, делает хитрые глазки, все время переспрашивает: «Правильно? Нет? А как?». И никогда не угадаешь, то ли он притворяется, то ли правда не понимает.

Сложности с дистанционным обучением и в большинстве многодетных семей. «В день у ребят в среднем по пять уроков, но времени на них уходит гораздо больше, чем в школе – из-за очереди на место перед компьютером, необходимости все скачать, разделить, а потом сфотографировать и отправить. Так что учатся ребята почти столько же, сколько я работаю – до четырех, а то и до пяти вечера», — рассказывает отец четверых детей Николай Цыпин.

Тем не менее, все понимают: дистанционные технологии в обучении уже никуда не денутся. Хотя вне эпидемии их, скорее всего, будет меньше. Это подтвердил и президент России Владимир Путин во время своей недавней пресс-конференции. Он подчеркнул, что прямого общения педагога и ученика онлайн никогда не заменит. Но можно использовать смешанную систему: «Система, конечно, будет развиваться. Не всегда специалист узкого профиля высокого класса может присутствовать в нескольких местах, заведениях. А в системе онлайн может. И это надо использовать. Так что не надо бояться онлайна. Но и преувеличивать тут не нужно. Это не навсегда».

Перешли на дистанционную форму и учреждения дополнительного образования, хотя поначалу это казалось невозможным. Не всем курганским родителям пришлись по нраву, например, рекомендации

тренеров по самбо отрабатывать детям приемы на папах и мамах, зато теперь взрослые точно в курсе, чем именно занимается в секциях их ребенок и какие у него там успехи.

Университет онлайн

У вузов, оказавшихся в режиме плавания в океане дистанционного обучения, — своя специфика. О трудностях привыкания к дистанту и будущем высшего образования в регионе рассказала ректор Курганского государственного университета Надежда Дубив:

«С 16 марта мы все перешли на дистанционную форму обучения. Это было нелегко, многие преподаватели говорили, что это просто невозможно. Шли бурные обсуждения по поводу того, что есть ряд дисциплин, которые нельзя реализовать в дистанционном формате.

Конечно, дистанционное обучение – это не просто один хороший компьютер или даже несколько. Это создание целой цифровой инфраструктуры. Необходима внутренняя сеть, специальное программное обеспечение, чтобы все работало без сбоев. И работа над этим идет, но еще многое предстоит сделать. Масштабная цифровизация вуза – одна из наших глобальных задач по развитию на ближайшее время.

Сейчас весь учебный процесс построен на платформе Microsoft Teams. Разумеется, есть дистанционный доступ к библиотечным ресурсам. Министерство науки и высшего образования рекомендовало всем вузам в процессе дистанционного обучения бесплатное использование онлайн-курсов ведущих университетов. Мы этой возможностью воспользовались, и сейчас у нас практически каждый институт пользуется тем или иным открытым курсом других вузов. Сами мы тоже заинтересованы в том, чтобы и наши преподаватели разрабатывали собственные онлайн-курсы, которые будут востребованными другими вузами. У нас есть уникальные направления подготовки и потенциал, который можно продемонстрировать.

Сейчас студенты, преподаватели и администрация втянулись в процесс дистанционного обучения и дистанционной коммуникации. Причем настолько, что когда поступают предложения какие-то совещания точечно провести в формате реальной встречи, многие предпочитают онлайн-коммуникацию.

Хотя, конечно, живого общения не хватает. Связь иногда бывает не стабильна, для устойчивого сигнала приходится отключать видео и звук у всех, кроме спикера. И оставаться один на один с аватарками – это, конечно, совсем не то, что в аудитории при живых слушателях. Чисто психологически это тяжело.

Я думаю, что в будущем, даже когда эпидемиологическая обстановка улучшится, часть заседаний и совещаний у нас будет также проходить в онлайн-режиме, в том числе и на федеральном уровне».

В общем, система образования на всех уровнях показала, что может меняться под влиянием обстоятельств. И, скорее всего, эти изменения продолжатся в 2021 году.

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus
  1. Оксана

    Здравствуйте в моем окружение есть знакомые 10 детей из разных классов, разных возрастов. Всем было сложно порой не выносимо учится дистанционно, знаний не каких. но самое главное у всех отмечено плохое самочувствия, головная боль. депрессия, раздражительность, проблема с глазами и спиной.. У моя племянницы (15 лет) после дистанционного обучения произошел збой в здоровье, при выходи в школу у нее поднялось давление и держалось 3 дня .Ей пришлось уйти на больничный.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *