Автопутешествие «Библиотека на колесах» в Шадринском районе
Команде курганцев на девяти машинах удалось добраться до Камчатки всего-то за пару часов. Не верите? А зря! Ведь наша Камчатка находится не так далеко — в Шадринском районе. И именно название деревни привлекло внимание путешественников. Впрочем в их маршруте было много мест с необычными названиями. Проехались по всем, да еще не с пустыми руками.
Бросай филфак, поехали на Камчатку
Автопутешествие по историческим местам Шадринского района стало частью проекта «АвтоТурист Зауралья — Зауральский маршрут», который организовали Курганский клуб автопутешественников и Курганское отделение Русского географического общества. Приятное для себя путешественники совмещают с полезным для людей — в рамках акции «Библиотека на колесах». Они собирают книги и передают их сельским библиотекам.
У современного поэта Андрея Гоголева есть стихотворение, которое начинается с фразы: «А я говорил: «Бросай филфак, поехали на Аляску…». Так и звучала эта строчка в голове перед поездкой, только Аляску хотелось заменить на Камчатку. Так какой же он — зауральский дальний уголок?
В деревне с таким громким и звучным названием поразительная пустота. Жилые дома выделяются среди запустевших и покинутых лишь дымом из труб от топящихся печек. Как только вереница из девяти машин остановилась на одной из улиц, из окна дома с резными воротами и ставнями выглянули «камчатцы». Выглянуть выглянули, но вот выйти и пообщаться наотрез отказались.
Чтобы выяснить, откуда взялось название деревни Камчатка, Курганское отделение Русского географического сообщества провело опрос. Большинство посчитали так: деревня стоит вдали от других населенных пунктов, потому так и называется. И в поддержку этой версии есть несколько фактов из истории Шадринского района. В Батуринском сельсовете, между деревнями Батурино и Максимова, располагались две небольшие деревни. В процессе расселения и укрупнения деревень, часть жителей переехали в Батурино, а часть — образовали новую деревню, вдали от других. Казалось, что этот населенный пункт оторвали от Батурино, вероятно, поэтому и пошло такое название — Камчатка. Но это лишь вариант.
По словам председателя Курганского отделения Русского географического общества Ильи Николаева официальной версии происхождения названия нет. Известно лишь, что его присвоили деревне уже в советское время, поэтому вряд ли оно произошло от слова «камча» (холодное оружие тюркских народов).
У историков в запасе была и другая версия, что, возможно, в деревне раньше жили мастера, изготавливающие грубую льняную ткань, которую называли «камчатка».
Оказывается, вопрос названия волнует не только гостей и проезжающих мимо, но и жителей соседних деревень. «О! Так вы в Камчатку заезжали? Узнали историю про название? — допытывались они. — Вот и мы не знаем…».
На Севере и в Центральной Камчатке (той, что на северо-восточной части Евразии) абсолютный минимум температуры достигает до — 49-60 градусов. В той Камчатке, что в Шадринском районе, температура воздуха, конечно, не такая, как у ее тезки, но вот, что необычно — в соседней деревне Батурино, которая всего в шести километрах, обычно всегда на несколько градусов теплее…
Одно село, три достопримечательности
Деревня Ельничная — малоизвестная, но интересная и оригинальная достопримечательность Зауралья. И славится она не только примечательным ландшафтом.
Деревня не была особо известна до апреля 2020 года. Весной в Ельничной установили памятную стелу, посвященную маршалу Г. К. Жукову. Во время командования войсками Уральского военного округа в 1948-1953 годах полководец приезжал в деревню охотиться и пил воду из колодца, около которого и установили стелу. Помимо этого, в этом году, силами шадринцев, Курганского регионального отделения Русского географического общества и Императорского Православного Палестинского общества, восстановили исторический колодец.
Люди стали интересоваться деревней и обнаружили в ней еще две местных достопримечательности: дом из огромного бревна и дом кузнеца.
В деревне Ельничная какой-то умелец украсил стены своего дома тонким листовым железом, подарив тем самым населенному пункту памятник, который сейчас собирает вокруг себя гостей. То, что в доме никто не живет, выдает занесенная снегом тропинка, но, тем не менее, выглядит он очень ухоженно. Крыша, забор и стены украшены разными фигурами из жести и общую картину совсем не портит ржавеющий металл. Напротив, это придает какой-то особый колорит.
Родина семьи священнослужителей
Село Батурино славится тем, что является родиной архимандрита Антонина Капустина, священнослужителя Русской православной церкви. Церковь в селе заложили в 1765 году, а ее строительство поручили основателю священнического рода Василию Капустину. Его сын, Леонтий Капустин, позже построил неподалеку каменную церковь с колокольней, которая с 1816 года и до настоящего момента открыта для прихожан.
В то время практически вся жизнь сельчан протекала в храме: там крестили, провожали в последний путь, отмечали все православные праздники. Церковь служила защитой для верующих вплоть до 1931 года, пока ее не закрыли и не отдали на культурные нужды. Что только не располагалось в здании: банк, машинотракторная станция, училище, клуб… Только в начале 90-х годов здание отдали для восстановления. В 2016 году был образован Православный благотворительный фонд «Батуринская святыня», который занялся капитальной реставрацией Спасо-Преображенской церкви. Паломники из Перми, Екатеринбурга, Тобольска, Тюмени и других городов России приезжали в 2017 году на родину архимандрита Антонина.
За храмом установлен крест в память священнического рода Антонина Капустина и всех православных благочестивых христиан. Рядом с крестом — небольшое захоронение без таблички и опознавателей. Экскурсовод объяснил: когда приступили к реставрации храма, нашли захоронение — по всей видимости, кого-то из уважаемых людей. Обнаруженные останки освятили и перенесли за храм.
Церковь или маслозавод?
Совсем недавно в Шадринском районе по спутниковой карте обнаружили необычный объект. Из космоса полуразрушенное здание напоминает церковь. Экскурсовод Илья Николаев удивляется, как быстро в сознании человека стирается информация об архитектурных памятниках: «Поспрашивал у местных жителей из соседних деревень и оказалось, что никто даже не знал о том, что здесь что-то находилось. Но на этом месте была не просто церковь, здесь когда-то располагалась деревня. На одной из старых карт конца XIX начала XX века это место совпадает с деревней Понькино Второе. А пользователи на форумах утверждают, что это место называлось Дуванеиха — по названию речки, которая впадает в реку Барнева».
Церковь начали строить еще до революции, но завершить постройку не дали — помещение переоборудовали под маслозавод: внутри здания еще сохранились плитка и планировка. Как верно подметили путешественники, снаружи нет признаков маслозавода, а внутри — признаков церкви.
Большой круглый хлеб или село?
Коврига — еще одно село с большой историей. Это уникальное старообрядческое село, где до сих пор стараются сохранять обычаи и традиции. Но это не единственный интересный факт. Помимо этого, в Ковриге находили бивни мамонта, когда-то там проходил Емельян Пугачев и даже метеорит оставил в селе свой след.
Название села связывают с холмом, который значится в музейных справках «большой Курганной могилой». В археологических справках говорится, что в окрестностях ближайшей деревни находится более ста древних могильников и этот холм называют Коврижкой. А со стороны реки сама Коврига выглядит как большая ржаная булка хлеба. Отсюда и происходит название села.
Первое упоминание о населенном пункте датируется 1710 годом. В селе было всего 19 дворов и 31 житель. Постепенно Коврига обживалась, все больше походя на круглую ржаную булку хлеба. А в 18 веке село едва не подожгли…
Необычную историю о том, как донской казак Емельян Пугачев пощадил Ковригу, передают из уст в уста уже более двухсот лет. Пугачев поджигал все деревни, через которые проходил, а когда дошел до села Коврига, произошло солнечное затмение. Казак воспринял это явление как знак сверху и не стал сжигать село. Он лишь поднялся выше на холм, увидел Далматовский монастырь и взял курс на него.
В сельской коврижской библиотеке создан музей старообрядческой культуры, в котором бережно хранят и чтят память об истории села, традициях и культуре односельчан. Экспозиция музея посвящена в первую очередь быту староверов-двоедан: в музее есть ткацкий станок, примеры домашнего убранства, женская одежда (сарафан-горбун, шашмура, сорочка, становина), обувь, сшитая более 50 лет назад, посуда, предметы для моления, иконы и многое другое.
Музей располагается в двух комнатах, но в них столько всего, что рассказать обо всем и ничего не упустить очень сложно. Слева стоит шкаф, собранный кем-то из коврижцев без единого гвоздя, дальше — железная кровать, которую покрывает лоскутное оделяло и подушки с расшитыми вручную наволочками. Льняные полотенца, салфетки, скатерти, паласы — все это коврижские женщины мастерили своими руками, старательно вышивая рисунки. Если что-то не получалось — распускали и начинали сначала.
Посреди комнаты стол и два с виду одинаковых стула. Но один из них предназначался исключительно для мужчины, другой — для женщины. Понять, какой для кого, по словам библиотекаря, можно было по спинке: с узором — для главы семейства, без — для хранительницы очага. Дети, как правило, сидели вдоль стола на лавках.
Интерес к музею проявляют не только школьники, которые частенько заходят в библиотеку, но гости из других городов. В Ковригу часто приезжают из Екатеринбурга, Тюмени, Сургута, Челябинска, Москвы, Самары и других городов. Местные жители дополняют музей «новыми старыми» экспонатами и с удовольствием слушают истории про быт и традиции своих предков.
Библиотека на колесах
В Коврижской сельской библиотеке небольшой книжный фонд, изредка его пополняют областной центр или сами местные жители. Но в этом она не отличается от многих сельских библиотек Курганской области.
Все стало меняться, когда два года назад курганец Евгений Сорокапятка подумал о создании акции «Библиотека на колесах». Идея появилась именно после Ковриги: «Я посмотрел на библиотечный фонд: старые книжки, журналы 1990-1991-х годов, и подумал, что тут может иметь значение любое позитивное действие. Тогда сразу придумал название акции — «Библиотека на колесах». Стал рассказывать всем знакомым о своей задумке, а теперь люди сами меня находят и спрашивают, как можно передать книги. Мы пополняем фонды сельских библиотек и помогаем их читателям развиваться».
За несколько лет сельские библиотеки получили тысячи книг. Статистику Евгений принципиально не ведет: «А какая разница, сколько книг мы отдали, скольким библиотекам помогли и сколько раз нам сказали за это: «спасибо»?». В этот раз участники акции помогли трем библиотекам из сел Батурино, Демино и Коврига.
Курганский клуб АвтоПутешественников организовывает выезды дважды в месяц: «Мы с Ильей — председателем Курганского отделения Русского географического общества, обсуждаем идеи и вместе решаем, куда поедем в следующий раз, составляем программу и занимаемся организацией. Ездим не только по Курганской области, но и по соседним регионам», — рассказал руководитель клуба автопутешественников Дмитрий Гапченко.
Одно из направлений клуба — экскурсии и путешествия выходного дня по самым интересным местам Зауралья. А таких мест в нашем регионе гораздо больше, чем можно предположить.
Теги: автопутешествие, библиотека
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости