«Курган душевнее всех столичных городов!»

курган новости

Эти слова о нашем городе 40 лет назад произнес великий композитор-песенник Владимир Шаинский. В декабре ему исполнилось бы 95 лет

Время с любовью пронесло Владимира Шаинского на своих бархатных крыльях. С концертами он объездил всю нашу большую страну, и везде его встречали тепло и щедро. Более четырехсот написанных им песен по-прежнему радуют нас. Их поют детские хоровые коллективы и самые известные эстрадные исполнители.

Я не однажды думал: откуда у такого непоседы столько сил? Удивительно быстрый, шустрый, озорной, он всегда напоминал своими поведением (и ростом, конечно!) мальчишку-подростка. Мог на лету написать музыку к понравившемуся тексту, тем самым удивить бывалых музыкантов. Веселую песенку «Антошка» написал за несколько минут: весело помахал руками и тут же сел за фортепиано, продемонстрировав ее «вживую». Гимн кавээнщиков родился сразу. По этому поводу даже сам удивился:

— Не пропускал ни одной передачи КВНа, смотрел, так сказать, взахлеб. Когда поступило предложение написать гимн, ночью не спалось. Пытался сомкнуть глаза, а музыка так и «бьется» в голове, не дает спать! Пришлось встать и наиграть. Наутро, когда проспался, сразу же кинулся к инструменту. Проиграл, напел и понял: гимн будет жить!

24 января 1976 года Владимир Яковлевич был гостем Курганской телерадиокомпании. Тогда редактор программ для детей Ирина Хлямкова рассказала композитору о Людмиле Тумановой — человеке трудной судьбы, которая в результате несчастного случая оказалась прикованной к постели. Конечно же, эмоциональный Шаинский непременно захотел познакомиться с удивительной женщиной, которая под гитару исполняла такие красивые песни.

Вот как об этом рассказывала мне сама Людмила Туманова:

— Когда он зашел ко мне в комнату, я увидела маленького роста человека. Почти как ребенок! Мы познакомились. Он присмотрелся ко мне, и разговор сначала был немножко напряженный. Я решила, что не буду о песнях говорить вообще. Подумала, что все эти разговоры, вероятно, ему поднадоели. Говорили о том, как нравится ему наш Курган, о чем-то другом. На моем столе лежали новогодние открытки. Самое верхнее поздравление было от Алексея Борисовича Рубинштейна, известного виолончелиста. По его инициативе когда-то в журнале «Музыкальная жизнь» был опубликован клавир моей песни «Янтарное море», за что я была ему благодарна. Шаинский заглянул в открытку и увидел фамилию Рубинштейн. «Это что, Алька, что ли!» — удивился Владимир Яковлевич. Оказалось, что тот его добрый товарищ. Я рассказала Шаинскому об истории нашего знакомства и о том самом клавире моей песни, которую его друг Алька опубликовал в солидном журнале Союза композиторов СССР. С этой минуты наша беседа стала более оживленной. Владимир Яковлевич рассказал мне о своем сынишке и о том, что недавно даже выступил в этом детском садике, который посещает его Иосик. И даже напел песенку, которую он недавно там исполнял: «В траве сидел кузнечик». «Что, и это тоже ваша песенка!» — наивно удивилась я. Владимира Яковлевича очень позабавило, что мне нравится именно эта песенка — о кузнечике! И мы едва ли не исполнили ее вместе. Нам было весело! Мы начали разговаривать так, как будто давно знакомы, смеялись, шутили. Шаинский был такой веселый, непосредственный, как старый добрый приятель.

Весной 80-го маэстро Шаинский выступал в Кургане во Дворце культуры машиностроителей.

Перед концертом я записывал на свой магнитофон интервью для Курганского радио. Мы сидели на втором этаже в гримерке, где как бы ненароком разместилось старенькое пианино. Владимир Яковлевич рассказывал о своих песнях и даже исполнил мою любимую «Пропала собака». Пианино дребезжало, а песенка затмила все «тремоли» старого инструмента. Потом мы прошли на первый этаж шумного холла и с удивлением увидели лежащую у раздевалки небольшую лохматую собачонку. Как мне показалось, она удивленно смотрела на Шаинского. Мы рассмеялись: «Нашлась собака!».

После концерта поспешили в гости к Людмиле Тумановой, благо ее дом соседствовал с Дворцом. Они встретились как старые друзья, весело говорили о песнях, вспомнили ту самую первую встречу четырехлетней давности. А потом Людочка открыла свою гостевую книжку. В небольшой красиво оформленной тетради было немало добрых пожеланий знаменитых гостей, которые приходили в ее дом. Владимир Яковлевич первым с ходу оставил в ней такую запись: «Благодарю очаровательную Людмилу Туманову за вечер, про который можно сказать: «Жаль, что вечер быстро так кончается. Пусть бы он тянулся целый год!». В. Шаинский. 24.01.1976 г. Курган».

Второй раз Шаинский гостил в Кургане 8 марта 1980 года. В этот раз знаменитого композитора сопровождал я. Мы вновь направились к Людмиле Тумановой. Конечно же, Людмила была очень рада.

— Мы были уже как старые добрые друзья и от этого нам было так хорошо, — призналась она. Говорили о чем угодно, только не о песнях. Владимир Яковлевич рассказал о том, что он занимается подводной охотой и в каких морях он охотился, говорил, что купается в проруби. Прощаясь, оставил в той самой гостевой книжке такую запись: «Людочка! За 4 года ты еще похорошела. Поздравляю с «Вашим» женским праздником, желаю того, что сама желаешь. Не оригинально? Но зато от души. Владимир Шаинский. 8 марта 1980 г.».

Поздно вечером мы шагали из квартиры нашей Люды Тумановой в гостиницу. По дороге в гостиницу «Москва» Владимир Яковлевич весело шутил, рассказывал о своих встречах. Вспомнил свою давнюю историю с Анной Герман: «Мы с ней подружились, несмотря на огромную разницу в росте. Она такая красавица — высоченная, а я — сам понимаешь! Но она не замечала этого и всегда пыталась смотреть на меня не сверху вниз, а как-то иначе — в глаза! Она удивляла меня своей добротой и даже нежной наивностью. И я шуткой предложил написать для нее песню о том, что вот он, в кого она как будто бы влюблена, маленького роста, как я».

Вот так на свет появилась песня «А он мне нравится». Анна Герман посвятила ее самому автору — маленькому веселому человеку, который часто приобретал одежду для себя… в «Детском мире».

На следующее утро я проводил Владимира Яковлевича в аэропорт. Тогда он мне признался: «Летаю самолетами, а поезда люблю больше всего. Порой мечтаю сесть в вагон, растянуться на нижней полке. И мечтать…».

Я понимал: такому сверхзанятому человеку больше всего подходит самолет, который быстро перенесет его из одного города в другой, где его ждут толпы поклонников. Шаинский слишком ценил время, отведенное для его жизни. А еще душевно откликнулся на мою просьбу сказать на магнитофон доброе пожелание нашему городу и всем курганцам. «На прощание?». — «Да!». И тут же, с ходу, «вписал» на пленку такие яркие слова: «Курган душевнее всех столичных городов. Надеюсь еще раз побывать у дорогих моему сердцу курганцев».

Только сейчас начинаю понимать, что бывал на его концерте, встречался, душевно общался с ним. Но, ощущая эту радость, все равно хочется ругать себя за то, что не задал ему всех вопросов, не расспросил более подробно о его неспокойной жизни и не взял у него автографа. А сейчас задавать вопросы уже некому.

Фото polit.ru

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , , , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *