Курганские историки ищут следы драгоценного обоза времён Гражданской войны

новости курган

Тайна, покрытая золотом, еще не раскрыта

100 лет назад курганские паровозники бросили клич «приложить все силы на восстановление разрушенного гражданской войной железнодорожного транспорта».

А восстанавливать было что. Сгоревшие станции, разрушенные полустанки. Десятки километров вздыбленных стальных путей. Молодая советская республика пытается выйти из разрухи.

1918 год. Гражданская война. Скачет конница. Сабли — в небо. Резкий взмах острого металла — падают лошади и всадники.

Советское правительство подписало мирный договор с Германией. Согласно ему по Сибирской железной дороге пленные разъезжаются по домам. Русские военнопленные — из Германии на родину в Россию, навстречу — пленные: венгры, хорваты, чехи, немцы. Их должны были передать Германии. Во время движения на станциях происходили стычки. Пассажиры встречных эшелонов недружелюбны. На остановках солдаты пытаются разобраться друг с другом. На станции Челябинск происходит инцидент. Причина тому есть. Во время движения, брошенная кем-то в состав встречного поезда железка ранит чеха. Начинается буча.

Дым от разгоряченных паровозов еще не рассеялся. Солдаты пытаются разобраться в случившемся. При этом идет стрельба — охрана стреляет. Солдаты бьют друг друга.

Именно в Челябинске, как свидетельствует история, многочисленные чехи захватили власть. Отсюда они шумно едут в крытых грузовых вагонах на Курган. Они еще не белые и, конечно, не красные. Первого июля на станции Курган остановились 7 эшелонов с военнослужащими. Чехам пытается противостоять небольшой отряд местной милиции и малое количество красноармейцев. А чехов — более двух тысяч бойцов. Они выдвинули ультиматум: передать им власть. Красные сопротивляются, ведут эвакуацию своих семей и затем уходят за Тобол. Чехи разворачивают боевую операцию по центру города а потом безуспешно пытаются переправиться через Тобол. Мала река, да глубока. Но получили донесение одного из поселенцев о месте брода. Затем следует захват чехами красноармейцев отряда Дмитрия Пичугина и расстрел курганского актива. Памятник павшим сегодня находится на территории городского сада.

новости курган

…Краеведы Кургана пытаются разобраться с историей переброски золотого запаса Российской империи, который был захвачен генералом Каппелем в Казани и тремя частями готовился к переброске в Омск. Основное золото ушло в сибирскую ставку Колчака, а одна часть, последняя, по его приказу, должна была находиться на станции Лебяжье в ожидании подхода сил генерала Каппеля. Они должны были переправить золото не по «железке», а почти пешим ходом — обозами. Его солдаты двигались со станции Юргамыш подводами. Оказывается железнодорожный мост, находящийся на Тоболе вблизи Кургана, мог пропускать только одноосные составы весом не более десяти тонн.

В истории того времени всплывает имя известного командарма Николая Томина. Ему была поставлена задача стоять на станции Юргамыш и, по приходу спецсоставов с золотом из Челябинска, разобрать железную дорогу, которая вела на станцию Курган. Все делалось для того, чтобы не пропустить драгоценный груз далее. Наш земляк командарм Томин потом расскажет в книге том, как он принял решение своими силами освободить Курган и взять поезд с золотом.

Вот строки воспоминаний: «13 августа с боем освобождают Введенское и Зайково. Находившийся здесь 50-й Сибирский полк был застигнут врасплох и разгромлен.. Часть его бежала к Кургану. Захвачены транспортные средства и боеприпасы белых. На плечах противника красные устремились на Курган. Часть сводного Петроградско-Уфимского полка преследовала отходящие части белых и вскоре появилась в районе железнодорожной станции. К вечеру исход боя был предрешен. Белые поспешно и в беспорядке стали отходить и сдаваться в плен. С криками «Даешь Курган!» красноармейцы ворвались в северо-западную часть города и захватили многие постройки железнодорожной станции…»

Во время боя сгорела деревянная постройка, примыкавшая к вокзалу. Пострадал и сам вокзал. Только закопченная кирпичная кладка долго напоминала горожанам о белочехах, которые принесли в сибирский город немало боли.

новости курган

А что с золотом? В это время генерал Каппель на станции Юргамыш разгружал последний золотой состав. Авиационная разведка (она существовала уже в то время) донесла о том, что порядка пятидесяти больших обозов, охраняемыми двумя ротами белых бойцов, шли со станции Юргамыш на станцию Лебяжье. С воздуха летунам было видно очень хорошо. Перемещать дорогой груз по железной дороге каппелевцы не решились, боясь, что его захватят красные. Обозы вели через Куртамыш, а летняя дорога, так называемый старый Сибирский тракт, по которому когда-то вели кандальников, располагала к спокойному перемещению. До осенней распутицы было еще далеко.

Таким образом, золотой багаж не прошел спецсоставом через станцию Курган. Но пришел ли он обозами в Лебяжье?

Курганские энтузиасты истории — Сергей Палеев, начальник штаба «Юнармия» Курганской области, и Дмитрий Кудряшов, руководитель военно-исторического клуба «Сибирская цитадель», — работают в архивах, участвуют в экспедициях, пытаясь проследить «золотую цепочку». Пути расследования подсказал нашим историкам в своей программе тележурналист Аркадий Мамонтов.

Возможно, придет время, когда будет поставлена последняя точка в истории кровопролитных боев, в результате которых с той и другой стороны полегли тысячи бойцов. А редкие золотые вещи, возможно из тех обозов, время от времени находились в крестьянских семьях, на которые, по всей видимости, каппелевские бойцы обменивали его у сельских жителей на провиант. А он, как известно, дороже золота.

Железная дорога недолго стояла в разрухе. К 1921 году были приведены в порядок депо, станционные постройки, ремонтировались паровозы. А через станцию Курган по направлению на Сибирь шли грузовые поезда. Железная дорога постепенно наполнялась жизнью.

Редакция благодарит тележурналиста Алексея Дедова за предоставленные снимки.

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus
';

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *