Педагог гимназии № 19 представляет Зауралье на всероссийском конкурсе «Учитель года»

Подведение итогов конкурса "Учитель года - 2020"

Елена Антропова победила в городском и областном этапах.

В Волгограде сейчас проходит всероссийский конкурс «Учитель года — 2020» (эпидемиологическая обстановка внесла коррективы в сроки проведения конкурса — прим.), в котором участвуют 85 человек. От Курганской области выступает учитель английского языка гимназии № 19 Елена Антропова, победившая в городском и областном этапах.

— Елена Валентиновна, почему Вы решили стать учителем?

— Педагогический стаж нашей семьи больше 200 лет. Моя бабушка работала учителем начальных классов. Во время Великой Отечественной войны трудилась директором детского дома в Каргаполье.

У бабушки было пятеро детей, из них трое выбрали педагогику. Моя мама — самая старшая — стала учителем русского языка и литературы. Она работала в отделе народного образования Курганского облисполкома. Потом ее переманили в Челябинск, где она поднимала две новых школы, в каждой из которых учились более двух тысяч детей. После в Кургане, работала завучем в школе № 20, а затем перешла в школу № 7.

Моя тетя — Галина Геннадьевна Притчина — работала учителем физической культуры в Сычёвской средней школе Кетовского района, которая теперь носит её имя. Она проводила Пушкинские балы, вела несколько спортивных секций, организовывала соревнования по мотокроссу и плаванию. Почти все её ученики имели разряд по какому-нибудь виду спорта.

Перед мной никогда не стоял вопрос: «Какую профессию выбрать?». С детства знала, что буду педагогом. А когда ученики задают такой же вопрос, как и вы, я им отвечаю: «Люблю свою работу. Просто люблю».

— В этом году городской конкурс «Учитель года» проходит в тридцатый раз. Вы участвовали в нем дважды: в 1996 и 2020 годах. Почему решили выступить?

— В 1996 году мне предложила попробовать себя на конкурсе «Учитель года» директор гимназии № 19 Нина Яковлевна Седельникова. Я подумала, почему бы и нет. Тогда формат конкурса был другим. На первом этапе педагоги презентовали свой опыт работы. Я представляла творческий подход к изучению английского языка: на уроках мои ученики пишут стихи и делают художественные переводы.

Следующим заданием было проведение открытого урока. В 1996 году мы работали со своими классами и могли выбирать любую тему. Сейчас педагог готовит урок в соответствии с программой, все очень строго.

Тогда взяла тему «Ирландская поэзия», которой не было в школьном курсе. Урок давала в классе физико-математического профиля.

Вышла в финал, но немного не дотянула до победы. Потом несколько лет была в жюри.

В прошлом году с конкурсом все получилось случайно. Вечером меня пригласила директор гимназии Елена Геннадьевна Смирнова и предложила участвовать. И уже утром я писала сочинение, за которое получила наивысший балл.

На конкурсе был очень сильный состав. Не стремилась победить, а хотела достойно выступить.

Формат конкурса «Учитель года» менялся из года в год. Несколько лет назад существовала номинация для классных руководителей. Сейчас, считаю, что организаторами выбран оптимальный вариант номинаций: «Учитель года», «Воспитатель года» и «Педагогический дебют». В Федеральных государственных образовательных стандартах на первое место выносят воспитание, затем обучение. Эти два направления взаимосвязаны. Многие учителя работают классными руководителями. У меня, например, много лет два класса. В этом году — одиннадцатиклассники, оканчивают гимназию.

— Как справляетесь с двумя классами?

— Как говорила главная героиня фильма «Москва слезам не верит»: «трудно с тремя, а когда трёх научишься организовывать, дальше число уже не имеет значения».

— На протяжении учебного года проходит большое количество различных конкурсов профессионального педагогического мастерства. На ваш взгляд, что они дают учителям?

— Участие в конкурсе — хорошая возможность систематизировать весь свой опыт, это дает толчок для внутреннего движения.

С другой стороны, в педагогике, методике столько всего делается, что за всем не успеваешь уследить. На конкурсе мы посещаем уроки других участников. Какие-то интересные моменты берёшь себе на заметку.

Договорились с участниками всероссийского конкурса привезти с собой книги, рассказывающие о регионе. Мы с мужем как-то были в Белгородской области, зашли в книжный магазин и увидели «Дневник ученика Белгородской области». Это такое классное издание! На каждой странице опубликована интересная информация о регионе, красочное оформление. Я задумалась, почему у нас такого нет? Мы с ребятами разработали «Дневник ученика Курганской области». На обратном форзаце разместили красочную карту России, где Шадринск обозначен, как родина Царевны-лягушки. Привезу на конкурс несколько экземпляров в подарок.

— Мы уже вскользь коснулись темы дистанционного обучения. Четвертую четверть прошедшего учебного года из-за пандемии коронавируса учились в дистанционном формате. В этом учебном году также несколько недель учились онлайн. Как перестроились на «удаленный» формат работы?

— Я давно думала о том, чтобы научиться работать с разными информационными платформами. Как и многие, постоянно откладывала на потом. Дистант заставил мобилизовать силы.

У этого формата обучения есть и минусы, и плюсы. Например, в гимназии учатся трое детей из одной семьи, на всех дома один компьютер. Ребята подключались к занятиям со смартфонов. У старшего сразу начало резко падать зрение от длительной работы с гаджетом. Если уроки шли одновременно в трех классах, они просто не могли подключиться.

Ученики разные. Кто-то очень ответственно подходил к занятиям, а кто-то считал, что у него продолжаются каникулы, просто «забил» на уроки.

Есть плюсы. Когда на уроке я проверяю чтение, то выслушаю одного-два человека. На дистанте каждый ученик записывал аудиофайл и отправлял мне. Каждому выставляла оценку, писала комментарий, начитывала правильный вариант произношения слов. Думаю сохранить эту практику в дальнейшем.

Для педагогов нагрузка выросла в разы. Например, у меня в 10 классе учатся 30 человек, у них шесть уроков английского языка в неделю. Еженедельно мне нужно проверить 180 работ только у одного класса. А я веду и в других параллелях. К каждому уроку нужно подготовиться, чтобы дети могли в любое время зайти на сайт гимназии и посмотреть учебный материал.

— А раньше вы использовали информационные технологии в своей работе?

— Я для своих учеников «открыта» в социальных сетях, в мессенджерах. Они знают: если возникают какие-нибудь вопросы, могут обратиться за консультацией.

Дистант не сможет заменить традиционное обучение, когда учитель и ученик смотрят друг другу в глаза. Но развивать его нужно, как вспомогательное направление для образования. Например, на улице холодно, занятия отменили, проводим уроки в режиме онлайн, потом не нужно будет «догонять» программу. Если ребенок долго был на больничном, он может индивидуально консультироваться у педагога.

— Когда я училась в школе, интернет только появлялся. Мы с одноклассниками думали, зачем нам английский язык? Вряд ли кто-то из нас будет работать за границей. В университете поняли, что без английского нам никуда. Вы заметили, как изменилось отношение детей к английскому языку?

— Порой в интернете появляется реклама, в которой обещают объяснить весь английский язык за два часа. Но это невозможно.

В изучении языка очень важна мотивация. На уроке, чтобы перейти от одного этапа к другому, использую фишки — интересные факты о языке. Например, спрашиваю у учеников, что такое «филлер»? Мы с ними начинаем разбирать, что это слово произошло от английского слова «full» — «заполнять». Ребята сами начинают узнавать, как появилось в нашей речи английское слово, так у них повышается мотивация к изучению.

На дверях моего кабинета в гимназии висит правило № 1 «Английский сам себя не выучит». Меня часто спрашивают, а как звучит правило № 2. Я отвечаю: «Читай правило № 1».

Сейчас дети по-другому относятся к английскому. Конечно, периодически, они мне задают вопрос: «Зачем мне ваш английский?». Но тут на помощь приходят мои выпускники. Недавно один написал, что читает книжку по философии на языке подлинника.

Как-то мы проходили творчество Шекспира. Я им говорю: назовите три произведения писателя. Выпускница Маша встает и говорит «Ромео и Джульетта», «Отелло», а третье никак не может вспомнить. В итоге произносит «Гоблин» вместо «Гамлета». По традиции перед выпускным балом педагоги пишут пожелания своим уже ученикам. Я Маше написала, что надеюсь, что она выучит в совершенстве английский язык.

Позже она мне отправляет фото с моими пожеланиями в сообщении со словами: «Елена Валентиновна, у меня в жизни все сложилось, как вы пожелали».

Я своим ученикам часто говорю, что сама не знаю, что меня ждет в будущем, у меня все впереди. А вам по 16-17 лет, вы еще так юны. Перед вами открыты все дороги, вы можете каждую из них выбрать. У вас нет ограничений ни по возрасту, ни по образованию. Весь мир у вас в руках!

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus
';

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *