Проникновение в тайну

К юбилею актрисы театра кукол «Гулливер» Татьяны Кокиной

… Не могу забыть огромный, в сравнении с нашим, зрительный зал Тюменского театра кукол, который аплодировал стоя триумфальному спектаклю «Гулливера» по пьесе Андрея Платонова «Шарманка». Это было 6 июня 2006 года, в день рождения Пушкина. Тогда, на V фестивале кукольных театров «Золотой конек», этот спектакль собрал практически все главные призы: лучшее художественное решение, музыка, лучшие актерские работы и — самый важный — гран-при «Золотое перо жар-птицы» как лучший спектакль фестиваля! Спектакль, как сказал однажды Жан Кокто, создается ансамблем. А в ансамбле важен каждый. Каждый на своем месте!

И все-таки в финале в опустевшем пространстве сцены перед замершим залом остается только она одна. Отважная, хрупкая, но несломленная Мюд, почти девочка, готовая в одиночку «идти от родины в безвестную свободу». Это она вопреки всему верит в правду и справедливость в нашем «прекрасном и яростном мире». Где, как нашла она ту самую нужную и точную интонацию последней реплики, от которой и сегодня щемит сердце? Это тайна актрисы Татьяны Кокиной. Этого спектакля нет сегодня в репертуаре театра «Гулливер», и Татьяна Кокина, одна из ведущих актрис театра, настоящий мастер сцены, играет в других замечательных и разных постановках. Ее мастерство необыкновенно, словно она знает какой-то секрет, тайну легкости — кажется, кукла сама собой оживает в ее руках, умных, сильных и чутких. Но думается мне, что эта тайна соединяет в себе удивительное умение работать без устали, чувствовать автора текста всем сердцем, слышать и принимать, понимать своих партнеров, соавторов в создании образа: художника — в театре кукол он почти бог, режиссера, который выстраивает весь спектакль, товарищей по сцене — в общении с ними рождается действие, композитора — он как никто помогает создать атмосферу… Одним словом, внимание и понимание, уважение и свое воображение (!) и вечный поиск самых точных движений, интонаций, настроений своего главного «партнера», своего продолжения, второго «я» — а может быть и первого — куклы.

По словам Марты Цифринович, «у кукол все как у людей». И артист отдает кукле все: силы и нервы, душевное тепло и чувство юмора, весь накал страстей и все свое умение, как ребенку и как собеседнику.

Поразительным обаянием отличаются персонажи нежной сказки про путешествие двух снеговичков «Кто разбудит солнце». Хлопотливая Белочка, озабоченный поисками морковки Зайчик, беспокойная Ворона — это все «дети» Татьяна Кокиной. Каждого из них просто хочется погладить по головке, так «вкусно» и живо они существуют и общаются с путешественниками на маленькой светлой площадке сцены. Когда вспоминаешь их, то невольно ловишь себя на нечаянной улыбке — такие они трогательные, забавные и… непростые. Этот спектакль вообще был очень лиричным, поставил его режиссер издалека (с Украины), Михаил Яремчук, в игровой, почти детской стилистике и замечательно светлом колорите — зимнем, пушистом, снежном.

Но двадцать лет тому назад к режиссеру и художественному руководителю театра «Гулливер» Наталье Плехановой пришла Танечка Кокина, талантливая и фантастически трудолюбивая выпускница Ярославского театрального института. И это в ее спектакле «Медной горы хозяйка» — поэтическом, звучащем как симфония леса, — она сыграла роль Катерины, как мне показалось, далекую от традиционной трактовки. Ее Катерина — ясная, но словно посвященная в какие-то тайны леса, в загадки звенящих ручьев, шелестящих листьев и шепчущих трав. Потом, гораздо позже, у Татьяны Терещенко, художника этого спектакля, родился еще один волшебный замысел, породнивший образ дерева как символа, знака преображения природы при смене времен года и актрисы, как воплощения души этих перемен, словно дриады в античном, или архаическом, значении, но при этом совершенно современном пластическом звучании, очень красивом и почти сказочном.

Еще одна сказка от «Гулливера» для детей — спектакль «Шляпа волшебника» — это какой-то фейерверк наивного детского и актерского хулиганства, импровизаций, влюбленности в мир домашнего хлопотания и немыслимых приключений забавных персонажей, пребывающих в состоянии радости, изумления и постоянного ожидания волшебства. Это тоже альянс режиссера Плехановой и художника Терещенко, а также актеров театра в счастливом совпадении всех их собственных интерпретаций, в ансамбле, где все вместе создают гармонию единой атмосферы. А еще музыкальный спектакль «Кошкин дом», где актеры поют и танцуют, почти настоящий мюзикл…

В творческой биографии актрисы Татьяны Кокиной есть совсем необычные спектакли, раздвигающие рамки собственного театра кукол. Режиссер Андрей Сонатин поставил в театре «Гулливер» три спектакля. В двух из них знаковые образы созданы именно Татьяной Кокиной. Первый — «Сны Арлекина», — неожиданный по форме, напоминает соntemporary dance от Пины Бауш. Соавтор Сонатина, художник Елена Волкова, придумала необычные костюмы, в которых актеры чувствовали себя куклами, арлекинами, только в общении, во взаимодействии проявляющими свою артистическую сущность, свою природу.

Читайте также

Неблагодарная, да и невозможная, пожалуй, задача пересказывать этот удивительный спектакль — выплеск эмоций, сгусток фантазий, почти экспромтов, разговор о душе через пластику тела… Но одна из стержневых фигур этого спектакля, несомненно, — Татьяна Кокина, она, как формула этого сна, выразительная и запоминающаяся, ускользающая от словесных определений. Загадка, одним словом, тайна.

гулливер

Через пластику и магию танца дервишей — сначала медленного, а затем ускоряющегося кружения — и через какую-то особенную грацию восточной пластики актрисы Татьяны Кокиной (господи, откуда она берет эти жесты, ритм, в каких ларцах хранятся эти тайные сокровища Востока?) на протяжении всего спектакля «Господин Ибрагим, или Цветы Корана» режиссер словно заклинает зрителя, подчиняет его медлительному или ускоренному темпоритму сценического действия. Он почти погружает его в состояние медитации. В музыкальной и ритмической стихии спектакля абсолютно органична была именно она, героиня Татьяны Кокиной, то как музыкальный фон, то как доминанта, как живое воплощение восточной идеи, философии, тайны.

С давних лет, еще до появления в театре молодой актрисы Тани Кокиной, возник уникальный союз режиссера Станислава Железкина и художника Татьяны Терещенко — чрезвычайно плодотворный! Одно из их долгоиграющих творений — гениальный спектакль «Сказка о рыбаке и рыбке». Пушкин, пожалуй, подивился бы обновленной, но логичной трактовке художника. В ее эскизах появился новый персонаж — кот: что может быть естественнее, чем старуха, гладящая кота? Но этот кот — провокатор: он ластится, мурлычет и требует все больше и ненасытнее. И это в диалоге с ним старуха меняется на глазах. 35 лет назад роль старухи играла Алла Семёнова, а сегодня в версии двухтысячных эту роль — и опять неординарно, со своим пониманием характера — играет Татьяна Кокина. Как и Сестрицу Алёнушку в знаменитом спектакле — участнике и лауреате нескольких фестивалей «Большого Урала». Ведь не один спектакль союза «Железкин — Терещенко» стал «долгожителем». Меняются поколения, а спектакли живут!

Событийным для театра стал спектакль «Каприччио двойной со сливками», в котором в роли художника и режиссера выступил Виктор Плотников из Челябинска. Компания актеров разыгрывает несколько самостоятельных сюжетов, которые объединяет бесконечное шествие белой симпатичной лошадки, или волшебного многоногого существа, на котором проезжают театральные затейливые и обаятельные герои… Музыка колдует, почти фантастические существа и сюжеты, непонятно как убеждают нас в реальности своего существования. И среди них — загадочный горбун, тоже почему-то очень симпатичный герой Татьяны Кокиной. И так важно, чтобы в финале кит взлетел — тогда и мы, зрители, поплывем по небу за ним!

«Щелкунчик» — еще одна эффектная постановка Виктора Плотникова, но это все же сказка Эрнеста Теодора Амадея Гофмана, она трактована весьма вольно, в ключе современного постмодернового прочтения. А героиня Татьяны Кокиной — Кукла — ошеломительна и безупречна. Невероятно интересна была Иокаста в спектакле «Эдип» белорусского режиссера Александра Янушкевича, да и весь спектакль завораживал оригинальным прочтением античной классики. Неудивительно, что в 2013 году спектакль стал дипломантом Национальной премии «Золотая маска».

курган новости

Но вот спектакль «Сияющая в ночи» стал поистине уникальным и судьбоносным для актрисы, да и для всего театра. Работа с режиссером Ёити Нисимура из Японии потребовала от наших актеров особенно от Татьяны Кокиной, не просто абсолютной отдачи в работе — она человек невероятно работоспособный и целеустремленный просто по сути своей. Но это было действительно магическое проникновение, на уровне не только познания, но и погружения, интуиции, освоения новой пластики и техники, новых правил и глубинного понимания дотоле лишь вприглядку знакомой иной эстетики, культуры, поэзии — двойственной природы, — ведь у нее две роли в спектакле — Императора и Принцессы Кагуя. Красота спектакля была щемящей, ослепительной и завораживающей. Можно не удивляться, что критики после победы на фестивале, когда «Сияющая в ночи» получила первый приз, предложили спектакль к участию в главном театральном смотре России — фестивале «Золотая маска» в номинации «Лучшая женская роль»: Принцесса Кагуя — работа актрисы Татьяны Кокиной. А еще с этим спектаклем театр получил приглашение на международный фестиваль кукольных театров в Японии. И эта поездка стала настоящим праздником для всех ее участников и незабываемым, неповторимым опытом общения с коллегами на их родной территории.

Новым открытием в индивидуальности актрисы стал для зрителя образ Мелисанды — почти скульптурно-графическая, тонкая и светоносная героиня в спектакле Александра Янушкевича «Пеллеас и Мелисанда» по пьесе Метерлинка — сама любовь, женственность и хрупкость. Есть в ней зачарованность, печаль, тревожность, нежность и красота лаконичной пластики, и музыкальная сдержанность речи.

С каждой работой, с каждой встречей с новым материалом, с новыми соавторами — режиссерами, художниками, композиторами, партнерами по сцене — палитра красок актрисы Татьяны Кокиной становится богаче и щедрей, разнообразнее и изысканнее, открываются все новые неожиданные грани ее дарования, таланта и возможностей. Кажется, этому нет предела! — это так замечательно. Наверное, самые счастливые люди на свете — те, кто занимается любимым делом, ведь и самые сложные задачи они могут решать с такой легкостью, которая и зрителям дает ощущение легкости и радости творчества.

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *