Жить на чистовик

новости курган

Заслуженный артист России Сергей Радьков – о театре, кино и жизни.

Актер Курганского государственного театра драмы, заслуженный артист России Сергей Радьков отметил 55-летний юбилей. Большую часть своей жизни – 32 года – он посвятил театру. Из них 26 лет – курганскому, где служит с 1994 года. На его сцене он сыграл в 94 спектаклях. Здесь же встретил свою супругу – актрису Екатерину Горяеву. Отсюда в течение последних десяти лет он ездит в Москву сниматься в кино. Актерство пронизывает всю жизнь Сергея Сергеевича. Своим взглядом на театр, кино и человека он делится с читателями «КиК».

комедия «Страсти по-итальянски»

Сцена из спектакля «Страсти по-итальянски»

Сто жизней

В некоторых спектаклях Курганского театра драмы, у Сергея Радькова было по две или три роли, так что в общей сложности — более ста. Итого – сто одна жизнь. Своя и сотня чужих. Все ли они равнозначны для артиста? Или, как каждый человек в своей судьбе, актер выделяет точки отсчета? Можно ли, побывав царевичем Дмитрием, остаться прежним Сергеем Сергеевичем?

«Я был всеми этими людьми. Сыграть роль – значит присвоить ее себе. На два с половиной часа спектакля своим лицом, фактурой тела и душой ты становишься другим человеком. Но этого человека нельзя сделать из того, чего нет в тебе. Как я влияю на роль, так и роль — на меня. Это обменивающиеся сосуды. Каждый раз ищешь болевые точки персонажа и их пересечения с твоими, чтобы он стал настоящим. Поэтому все сыгранные

роли мне, безусловно, дороги, — рассказал актер. – Но есть роли этапные, ключевые в творческой жизни и в личной судьбе. Для меня это Войницкий в спектакле «Дядя Ваня». Царевич Дмитрий в «Царе Юрии». Работа в спектаклях «Нора», «Кукольный дом», «Будьте здоровы», «Женитьба», «Пять вечеров».

Эти роли Сергей Радьков считает одними из самых удавшихся. Он уверен, что, несмотря на профессионализм, не бывает, чтобы все персонажи были сыграны идеально. Если артист набирает таких хотя бы пять, то можно считать, творческая судьба сложилась хорошо.

новости курган

Авторский вечер Сергея Радькова, посвященный 55-летию актера

Не войти в одну реку

Каждый спектакль идет несколько раз, иногда — десятки. Но увидеть его дважды все равно нельзя – как войти в одну реку.

«Искусство театра сиюминутно – оно только здесь и сейчас. Если спектакль идет сто раз – это сто разных спектаклей. Хотя сохраняется мизансценический рисунок, текст, задачи. Но не бывает одинаковых моментов, состояний, зрителей. Каждый день разный, у актеров разное настроение. На роль это, конечно, влияет. Она живая и меняется вместе с артистом. У нас есть спектакли, которые идут много лет. За это время случается много всего. Пять лет назад я был другим человеком, и мой персонаж был другим», — объяснил Сергей Сергеевич.

Даже зрители влияют на спектакль. Актеры чувствуют, есть ли в зале сопереживание и понимание происходящего.

«Зал всегда разный — по энергетике, по отклику. Иногда ты делаешь все правильно, но чуда не происходит. Зал не включается. А бывает – с первых шагов: вот оно! Поэтому театр – живой».

Иван Дробыш и Сергей Радьков в спектакле «Похороните меня за плинтусом»

О режиссерах и самостоятельности

До премьерного показа актеры проделывают огромную работу. Спектакль – не только выученные роли, хорошо подобранный свет, отрепетированные движения и мизансцены. Артисту нужно натренироваться мгновенно становиться другим человеком — персонажем, которого он играет. Усвоить его характер, образ мысли и манеру говорить. Одним словом – перевоплотиться. И тут много значит общение с режиссером.

«Конечно, я самостоятелен в роли, ведь режиссер именно меня на нее отобрал. Значит, во мне есть то, что нужно, чтобы сыграть. Ведь какой инструмент у артиста? Руки, тело, сердце, душа, мысли. Я не могу взять чужую душу и вложить в спектакль. Все создается только изнутри. Но иногда случается конфликт с персонажем. Читаешь роль и не видишь себя, не понимаешь до конца. Как идти на сцену? Но тебя видит и ведет режиссер. Бывает на премьере я действую интуитивно. А на пятом или десятом показе вдруг – щелк! — и все становится на места. Со мной такое случалось, — поделился Сергей Радьков.

Режиссер отвечает за все. Он берет пьесу, отбирает артистов, которые соответствуют его видению персонажей.

«Когда начинаешь работать над ролью, между тобой и режиссером должно быть абсолютное доверие. Это особое общение, когда понимание приходит даже без слов. Иногда мы говорим настолько откровенно, как невозможно даже с семьей. В моей жизни было много таких моментов и режиссеров. Это и Рахамим Юсуфов, и Александр Горбань, и Дмитрий Акриш».

Через Курган прошел путь театрального марафона

Татьяна Гомбоева и Сергей Радьков на сцене Курганского театра драмы

Развоплощение

Кажется, каждая роль должна навсегда остаться внутри, стать частью личности. Но этого не происходит. Актеры не ходят, согнувшись под грузом из ста сыгранных жизней.

«Конечно, персонаж остается в тебе, как часть твоей истории. Но когда спектакль списывается, я стараюсь его забыть. Уже на другой день я могу не знать текста, который говорил со сцены сто раз. Этап пройден, и надо двигаться дальше. Нет смысла сидеть и зацикливаться на этом, думать «вот бы еще такую роль», — считает Сергей Радьков. — Спектакль сделал свое дело и ушел в прошлое. У каждого героя разный срок сценической жизни. Как у нас, людей. Я никогда не буду маленьким. Мне никогда не будет 25. Даже если я стану сидеть и думать «как же хорошо мне было в 20», этот возраст не вернется. Какое-то воспоминание всколыхнется, и все. Так и спектакль. Прошлые роли всплывают при случае – фраза напомнит или музыка из спектакля зазвучит. Это мой багаж. Я все помню и держу с собой. Но живу сегодня».

Премьера в Курганском театре драмы. "Треплев".

Спектакль «Треплев. Проба», авангардная версия чеховской «Чайки»

Главное для актера – не заиграться и, уйдя со сцены, оставить свою роль там, не нести ее в жизнь. Иногда это оказывается едва ли не сложнее, чем присвоить себе характер персонажа. Развоплощение обратно в себя также требует мастерства, особенно после ключевых ролей.

«У меня бывали такие моменты. Когда роль сильно цепляет, и потом отживаешь ее еще какое-то время, как утраченную часть себя, — признается Сергей Сергеевич. — Как спортсмен-бегун – он же не может сразу восстановить дыхание. Но с опытом становится легче – этому тоже учишься. Театр должен оставаться театром. Мы служим в театре, но это все равно профессия. Надо отделять ее от жизни».

Дома Сергей Радьков любит уют и простоту. Коврики. Запах борща. Тепло. Но театр не отпускает. Так или иначе, работа всплывает в разговорах с его женой – актрисой Екатериной Горяевой. Одному нужно учить роль, у другого завтра премьера. Даже их дети росли в театре.

Талант и труд

За 32 года, отданных театру, Сергей Радьков успел поработать со многими актерами и режиссерами, видел становление коллег, учился у опытных. Стал мастером своего дела и заслуженным артистом страны. Но учеников у него нет, нет своих курсов актерского мастерства. Вести творческого человека – задача сложная.

«Конечно, если ко мне обращаются коллеги и просят посмотреть игру, я помогаю. Могу дать совет, если человек мне доверяет. Совет очень осторожный. Важно никого не обидеть – мы, артисты, творческие и очень самолюбивые», — объяснил свою позицию Сергей Сергеевич.

Тем не менее, у него есть, что передать молодежи.

«Если бы у меня был ученик, первое, что я бы ему сказал: актерство — это огромный и тяжеленный труд. От подготовки тела и речевого аппарата до тонкой душевной работы. У меня были спектакли, когда я терял до двух килограммов веса – сложный рисунок, большое физическое и внутреннее напряжение. Спектакль «Женитьба», например, — рассказал Сергей Сергеевич. – Кроме хорошей физической формы нужно постоянное совершенствование своей нервной системы. Роль живая. Она движется, ведет тебя, если верно погрузиться. Впустить ее. Принять персонажа и его биографию. Это непросто. Потому артисты очень нервные и легко возбудимые – они так настраивают свой организм».

Чтобы роль не была фальшивой, артисту нужен талант. Очень помогает острота чувств и личных переживаний, глубокая эмоциональность, самоанализ. Но без труда и профессионализма этого хватает ненадолго.

«Талант не вечен. Молодость проходит. Проходят чувства. Органика меняется. Может и талант пройти. Чтобы этого не случилось, он должен на чем-то стоять, должна быть платформа – актерское мастерство, заработанное трудом. Надо владеть профессией».

Премьера Курганского театра драмы "Старые песни о главном - 2"

«Старые песни о главном — 2»

Играть на чистовик

Сергей Радьков – актер не только театра, но и кино. Его игру можно увидеть в сериалах «След», «Карпов», «Дело врачей» и других кинокартинах.

«Сейчас у меня около 16 проектов – в кино и мини-сериалах. Что-то я уже и не помню. Моя небольшая страничка в кино возникла совершенно случайно — благодаря подруге-однокурснице Наташе Потаповой, которая живет в Москве, — рассказал артист. — Все началось лет десять назад. Мы приехали в Москву к сыну и друзьям, а Наташа говорит: «что вы сидите, тут же съемки». Мы с супругой поехали, прошли кастинг, оба снялись. И так каждый год. Но я это делаю только во время отпуска. Театр – на первом месте и в первую очередь. Остальное — в свободное время».

А ведь, казалось бы, сниматься в кино, в Москве – это почти вечная слава. Кино останется, его можно будет пересмотреть хоть через сто лет. Но оказывается, именно сиюминутность театра и делает его вечным и таким притягательным и для зрителя, и для артиста.

«В театре – живое общение. А в кино – планы. Крупные, средние, общие. Многое решает типаж, монтаж, камера, оператор. Можно так смонтировать кадры, что все будет подано абсолютно иначе, и ты будешь другим. Бывает, крупный план снимается без партнера, ты просто представляешь его и говоришь. Здесь задействуется все, что наработал в театре — опыт и внутреннее состояние. Их неоткуда больше взять. И такой магии, как в театре, в кино нет. Здесь всегда можно переснять, сделать еще дубль и еще. А на сцене нельзя сказать «стоп» или «придите завтра, я сегодня плохо себя чувствую». В спектакле нет черновиков. Сегодняшний зритель не придет завтра. Надо жить на чистовик и играть на чистовик. Если сегодня не случится что-то, то не случится никогда. Все сиюминутно. Театр не теряет актуальность, потому что он живой и сиюминутный. Люди чувствуют это. Я с уважением отношусь к кино, телевидению. Но театр – вне и над. Он отдельная субстанция, очень живая».

Премьера курганского театра драмы - "Отец Сергий".

«Отец Сергий»

Жить. Быть. Радоваться

«Весь мир театр, и люди в нем — актеры», — сказал когда-то Вильям Шекспир. Сергей Радьков с ним согласен. Все, что мы видим на сцене, приходит из жизни. И как раз поэтому спектакль становится близким нам и понятным.

«Иногда наблюдаешь и думаешь – вот бы это перенести на сцену! Сюжеты, характеры, герои, образы. Это все рядом, надо просто внимательно смотреть, — улыбнулся Сергей Сергеевич. – И я смотрю, использую в работе. Труд в театре доставляет мне огромное удовольствие! Я счастлив, что занимаюсь делом, которое очень люблю. Конечно, бывают разные ситуации и разное настроение — мы все живые люди. Но в театр я бегу с радостью. С ощущением – сегодня что-то случится!».

Жизнь. Боль. Любовь. Этими тремя словами он охарактеризовал свою профессию.

«Я не задумываюсь о возрасте. Не собираюсь подводить итоги. Я чувствую много сил и возможностей, с годами больше понимаешь, знаешь, ощущаешь. Этим очень хочется поделиться с коллегами и зрителями. Мне есть, что сказать через свои роли. Так что две пятерки в дате – пять и пять в мою пользу. Это мое богатство».

За последний год Сергей Радьков, как и другие артисты, пережил изоляцию из-за пандемии коронавируса, пустой зал, долгие месяцы без сцены. Это стало возможностью по-новому взглянуть на привычные вещи.

«Сидя дома я особенно остро осознал, как дорого каждое мгновение – и плохое и хорошее. Оно неповторимо. Такого больше не будет. Нужно ловить каждый миг, наслаждаться каждой секундой жизни на этом свете. Искать хорошее в любой ситуации. Ценить близких — да просто всех людей! Все неповторимо. В космическом масштабе наша жизнь — песчинка. Надо стараться быть, несмотря ни на что. Жить, быть и радоваться».

Этого Сергей Сергеевич желает всем читателям «КиК» и зрителям Курганского театра драмы, который, как и любой театр, воплощает изменчивость жизни и неповторимость момента.

новости курган

Моноспектакль «Контрабас» Патрика Зюскинда. В главной роли заслуженный артист РФ Сергей Радьков

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *