Ландыши детства

новости курган

Самым красивым песням прошлого века была уготована судьба низкопробных ввиду «отсутствия социалистической направленности»

В категорию «нежелательных для массового прослушивания песен» попадали и «Ландыши» Оскара Фельцмана. Долгое время композитора критиковали за этот шлягер, называя его пошлым и «не выражающим эстетики советской эстрадной песни».

А мы, молодые курганские чудаки, с огромным удовольствием распевали «Ландыши». Кажется, в 56-м, едва овладевший азами игры на баяне, я аккомпанировал своей однокласснице Августе Белых, которая была так хороша на школьной сцене. Мне думалось: этим чудесным исполнением Гутя могла влюбить в себя всех мальчишек. И это наводило на меня грусть. Девушка мне очень нравилась.

Августа, казалось, пела лучше той самой Гелены Великановой, голос которой звучал из всех радиоприемников того времени. Со своим тульским баяном я спешил за школьной певицей на все городские концерты и уже мысленно представлял себя этаким музыкантом, без которого ни одна свадьба в областном городке не должна состояться.

А потом песня исчезла, и, кажется, насовсем. Судя по всему, исполнять «Ландыши» на эстраде стало признаком дурного вкуса. Потом появилась другая красивая песенка Оскара Фельцмана — «Поезда». И она также зазвучала с эстрады — удивительно красивая песенка! Но моего верного друга Августы уже не было рядом. Моя «звезда» упорхнула в другой город, а я продолжал аккомпанировать другим исполнителям.

Поезда пролетали мимо моего баяна, напоминая о том, что жизнь, подобно ветерку от вагонов, быстро проходит. Детство, юность, отрочество — сладкие воспоминания о прошлом.

Удивительно! В 75-м в Московском театре оперетты мне довелось встретиться с композитором Оскаром Фельцманом, написавшим музыку к песням «Ландыши» и «Поезда». В уютный театральный зал меня привел мой земляк, фронтовой поэт Илья Френкель — по приглашению Оскара Фельцмана! В театре готовился предпремьерный показ его музыкального спектакля «Тетушка Чарлея».

Сидели вместе в одном ряду в полупустом зале. Аплодисментов не было, технические антракты затягивались, поэтому старым друзьям была возможность поговорить по душам, а мне, молодому и нахальному, даже задать несколько вопросов. Оскар Борисович был изысканно одет. Светлоголубой пиджак и такая же по цвету водолазка красиво оттеняли его прекрасное лицо. Мне казалось, он похож на Ива Монтана, в которого тогда были влюблены все советские люди. Почти бесшумно, не мешая зрителям, поэт и композитор говорили о чем-то своем. А я, любитель «Ландышей», старался направить их душевную беседу именно в это песенное русло. Многое из того рассказа до сих пор мне памятно.

— Я и не предполагал, что «Ландыши», почти молниеносно написанные на слова Ольги Фадеевой для летней программы театра «Эрмитаж» и исполненные Геленой Великановой, приобретут мгновенную популярность, — рассказывал Оскар Фельцман. — Мои «Ландыши» пели везде — на свадьбах, на всех городских и сельских праздниках, при домашних застольях. Я, не имевший к тому времени песенного опыта, и не предполагал, что через полгода мои популярные «Ландыши» начнут критиковать за отсутствие социалистической направленности, приписывая песне пошлость и бездарность.

новости курган

композитор Оскар Фельцман

В свою очередь «подлил масла в огонь Илья Френкель, вспомнив о судьбе своей также популярной песенки «Одесский порт», написанной примерно в те же годы в паре с композитором Модестом Табачниковым.

Этой легкой песенке, которую под джаз-оркестр исполнил тогда Леонид Утесов, была уготована такая же судьба — от всенародной любви и затем к хуле и долгому затишью. В нее мертвой хваткой вцепились критики: «Фу, как пошло, бездарно, низкопробно!». Ее критиковали на пленумах Союза писателей. Но песня «Одесский порт», как и «Ландыши», жила вопреки критикам и радовала.

Не мне, конечно же, определять качество песен. Их оценивают народ и время. Вопреки негласному запрету опальные «Ландыши» звучали тогда на многих праздниках. На всех встречах, в которых принимал участие сам Оскар Фельцман, публика непременно кричала: «Давай «Ландыши!». Композитор сам великолепно пел.

Удивительно, за создание этой песни Оскара Фельцмана критиковали почти четверть века. Было время, Оскар Фельцман хотел даже отойти от песенного жанра. Ему казалось, что создавать песенки — дело неблагодарное. Но его уже знали на эстраде, приглашали выступать. Оскар Борисович чувствовал такую доброжелательность зала, от которой хотелось одного — работать над новыми мелодиями. Вскоре, к запуску на орбиту первого советского спутника Земли, композитор написал ставшую сразу же популярной у космонавтов и в народе песню «Я верю, друзья». Позже он подружился с поэтами Михаилом Матусовским, Евгением Долматовским, Николаем Доризо, Расулом Гамзатовым, другими известными поэтами-песенниками. «Если бы не встреча с ними, возможно, я стал бы писать музыку только лишь к опереттам», — признался при той встрече Фельцман.

А потом родились другие песни: «Черное море мое», «Фронтовики, наденьте ордена», «Огромное небо», «Баллада о знамени»… Это всего лишь короткое перечисление его знаменитых песен.

Но «Ландыши», как первое признание в любви, одинаково счастливо жили с ними. Песню обязательно исполняли на многих праздниках и в тесном кругу семьи.

В 1980-е годы я присутствовал на концерте «Мастера искусств — мастерам труда». Огромные трибуны стадиона в Кургане были полностью заполнены зрителями. Принимавшая участие в том концерте Гелена Великанова готовилась к выходу на сцену. Певица исполнила милую песню «В тихом городе мы встретились с тобой» и, поклонившись, приготовилась уходить со сцены. В этот момент со всех трибун начали скандировать: «Лан-ды-ши! Лан-ды-ши!» Ее поклонники требовали от певицы великолепного подарка — белых весенних цветов, которые, хотя и скромные, но такие милые. И Гелена Марцелиевна запела.

Подобно ласточке, песня летела над стадионом, ее подпевали люди с балконов домов, нависших над высокими трибунами. Казалось, вот она, та самая песня, которая способна по-настоящему радовать.

В 2013 году не стало Оскара Фельцмана (18 февраля исполнилось 100 лет со дня рождения композитора — прим.). Ушли из жизни Илья Френкель и Гелена Великанова Но сердце подсказывает: в любом творчестве нет безвкусицы. Есть только то, что сердце принимает и что отвергает. Хорошее остается на всю жизнь.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *