В Кургане прошел координационный совет уполномоченных по правам ребенка в УрФО

новости курган

Омбудсмены обсуждали, как готовить детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни

Когда молодые люди начинают свою взрослую жизнь, то сталкиваются с большим количеством трудностей. В сложную минуту они могут обратиться за помощью к своим родителям. А как быть тем, кто вырос в детских домах?

Государство многое делает, чтобы поддержать детей-сирот и ребят, оставшихся без попечения родителей. После выпуска из интерната девушки и юноши поступают в колледжи и техникумы на льготной основе, им гарантирована постоянная стипендия вне зависимости от успеваемости. Когда им исполнится 18 лет, они могут претендовать на бесплатную новую квартиру. Но эта «забота» порой приводит к противоположному эффекту: молодые люди считают, что государство должно постоянно их обеспечивать.

Как вырастить самостоятельного взрослого человека в детском доме? Ответ на этот вопрос искали на круглом столе координационного совета уполномоченных по правам человека в Уральском федеральном округе, на который приехали омбудсмены по правам человека в Пермском крае Павел Миков и по правам ребенка в республике Башкортостан Милана Скоробогатова.

Одна из целей государственной программы «Десятилетие детства», рассчитанной на 20182027 годы, — обеспечение полноценных развития и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в самостоятельной жизни.

новости курган

Павел Миков, ранее проработавший десять лет омбудсменом по правам ребенка, рассказал, что в 2009 году в Пермском крае приняли один из первых региональных законов в стране о постинтернатном сопровождении молодых людей в возрасте от 16 до 23 лет.

«Почему мы выбрали именно этот возрастной период? В возрасте от 16 до 18 лет ребята начинают учиться в учреждениях среднего профессионального образования. Они переезжают в общежития, поэтому им необходима поддержка в этот непростой период. Если ребенок воспитывался в приемной семье, то постинтернатное сопровождение не отменит исполнение обязанностей законного представителя», — объяснил он.

Сейчас в интернатах ребят учат обращаться с деньгами, объясняют, что такое квартплата, кредит, единый расчетный центр. Приглашенные специалисты знакомят с рынком профессий, с трудовыми правами. Педагоги признаются, что на деле это мало помогает, молодые люди не интересуются этой темой, зная, что в детском доме им выдадут бесплатно все необходимые вещи. На практике очень сложно научить ребенка планировать свои расходы.

В последний год перед выпуском подростки живут в отдельной учебной квартире. Павел Миков отметил, что по факту эта технология не работает. Во многих регионах учебные квартиры обустраивают в детских домах, и ребенок продолжает жить по режиму учреждения, но только в отдельной комнате.

Гостевая семья

Уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области Игорь Мороков на заседании координационного совета познакомил с благотворительным проектом «Гостевая семья» в Екатеринбурге. Идея возникла у двух женщин-волонтеров, которые посещали детские дома и проводили для воспитанников творческие мастер-классы. Но с течением времени поняли: к ребятам приезжают десятки добровольцев, чтобы провести для них занятия, спортивные мероприятия, поздравить с праздниками. Но результатов это не приносит, скорее наоборот — у детей появляется потребительское отношение. Женщины стали искать новый формат помощи этим ребятам, так появился проект «Гостевая семья». Семьи-волонтеры становятся наставниками для школьников, воспитывающихся в детских домах. Они приглашают их в гости на выходные, забирают на каникулы, вместе проводят досуг.

В проекте разработан курс «Школа гостевых семей». В течение двух месяцев супруги, которые решили стать волонтерами, посещают занятия. Они узнают, как общаться с подростком, знакомятся с основами возрастной и гендерной психологии. Когда ребенок уже находится на попечении, специалисты проекта сопровождают гостевые семьи, чтобы те не оставались один на один с возникающими проблемами или вопросами. Многие дети поддерживают хорошие отношения с наставниками и после совершеннолетия.

У «гостевой семьи» есть плюсы и минусы. С одной стороны, у ребенка появляется если не полноценный родственник, то новый друг, что помогает ему не ощущать себя одиноким. Но, с другой стороны, подростки понимают, что после ярких, беззаботных выходных с наставниками необходимо снова возвращаться в детский дом.

Квартирный вопрос

Уполномоченный по правам ребенка в Ханты-Мансийском автономном округе Татьяна Моховикова подняла проблему обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем. Право на получение бесплатных квадратных метров прописано в законодательстве, но на деле тысячи молодых людей, которые воспитывались в детских домах или в замещающих семьях, стоят в очереди за жильем. А нередко получить квартиру удается только через суд.

«Даже если молодому человеку вручили ключи от его жилья, то возникают ситуации, что квартира оказалась в доме, в котором есть притон. Естественно, он не может там жить, а признать невозможность проживания на этой жилплощади очень сложно», — сказала Татьяна Моховикова.

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Павел Миков рассказал, что в регионе в прошлом году возродили целевой жилищный сертификат для воспитанников старше 23 лет, которые росли в детских домах или в замещающих семьях. Согласно постановлению Пермского края, их могут получить молодые люди, у которых есть постоянное место работы, семья, ребенок, собственные средства на приобретение квартиры (материнский капитал). Обладателей жилищного сертификата сопровождают специалисты органов власти. Они помогают в поиске жилья, заключении договора, работа продолжается до вселения семьи в квартиру.

Вариант выдачи жилищных сертификатов детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, старше 25 лет рассматривают в Министерстве просвещения РФ. В пресс-службе ведомства сообщили, что если их введут, то региональные власти должны будут самостоятельно установить сумму, срок действия сертификата, а также параметры жилья.

Социальный ЕГЭ

«В 2017 году в Курганской области приняли постинтернатную систему попечительского сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основанную на межведомственном взаимодействии государственных и муниципальных органов. Ее реализуют специалисты органов социальной защиты, органов опеки, специалисты профессионального образования. Мы ведем мониторинг готовности выпускников к самостоятельной жизни.10 % не могут адаптироваться в новых условиях. И у них нет достаточной мотивации к получению профессии, возникают конфликты с законом», — отметила начальник Главного управления социальной защиты населения Курганской области Анастасия Золотухина.

В регионе подготовка к взрослой жизни детей-сирот и детей, оказавшихся без попечения родителей, начинается задолго до выпуска из организаций или из замещающих семей. Разработан социально-организационный практикум, в рамках которого проводят диспуты, мастер-классы, квесты по восьми модулям. В конце подростки сдают тестирование, так называемый социальный ЕГЭ, его результаты позволяют оценить, насколько ребенок готов к самостоятельной жизни. С 2015 по 2020 годы участниками практикума стали более 280 человек.

Когда ребята становятся студентами, то их сопровождают специалисты органов опеки и попечительства. Сотрудники Главного управления социальной защиты населения держат на контроле вопрос с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Итоги круглого стола подвел уполномоченный по правам человека в Пермском крае Павел Миков:

«Первичная проблема у всего нашего российского детства — это попытка его максимально стерилизовать и под лозунгом безопасности оградить ребят от любых проблем. Если у ребенка в детстве не будет трудностей, которые он будет самостоятельно преодолевать, то у него не сформируется тот самый социальный иммунитет, который позволит ему быть успешным в своей сфере деятельности и в целом в жизни. Наша система социальной защищенности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — самая передовая и самая мощная в мире. Но важно понимать, что она иногда приводит к негативным последствиям, к социальному инфантилизму, который мы получаем в результате всей нашей заботы, которой окружили ребят. Детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо готовить к самостоятельной жизни без излишней «стерилизации».

Фото: пресс-служба губернатора Курганской области с сайта deti.kurganobl.ru

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *