В январе 1984 года он был с друзьями в Кургане.
Он умер так рано, что все зрители, горячо любившие его, вздрогнули от такой горькой новости. Он всегда был своим — досягаемым и родным. Песни в его исполнении воспринимались легко и долго звучали в памяти. Вместе с ним восхищенные зрители ценили мгновения радости. «Когда человек улыбается, смеется, восхищается или сострадает, он становится чище и лучше», — считал народный из народных артистов Андрей Миронов.
Он много поездил по стране. Но в этих поездках он больше всего ценил постижение самого себя, а, значит, и своей профессии.
В одном из интервью Андрей Миронов сказал: «Актеру не на пользу гладкая, спокойная биография… В актере важны две вещи — мастерство и личность. И, чтобы личность сложилась, необязательно ехать в Сибирь или год-другой поработать грузчиком в родном городе, но через что-то должен пройти… Я не прошел. Поэтому недостачу страданий бытовых возмещаю страданиями моральными…» И когда журналист его спросил, что именно он имеет в виду, Миронов добавил: «Классическое недовольство самим собой…».
И все-таки в Сибири он побывал. И не один раз. Одна из поездок состоялась в январе 1984 года, когда Андрей Миронов приехал со своими друзьями в Курган. Директор театра Владимир Моисеевич Янкелевский предложил артисту побывать в клинике знаменитого на весь мир хирурга Гавриила Илизарова. «Это не слишком страшно? — спросил артист. — Сами понимаете, страдания людей, а я так близко к сердцу принимаю чужую боль». На что директор театра восторженно ответил: «Все, что вы увидите у Илизарова, давно описал писатель Беляев. Помните, «Голова профессора Доуэля»? Это фантастика!»
Явно эмоциональный, но культурно воспитанный, Миронов решил увидеть Илизарова, о котором он, конечно же, был наслышан.
…Андрей Миронов всегда относился скептически к своему таланту, с долей наивности считал, что все артисты талантливы и он вровень с ними, но не выше. «Я такой, как все», — говорил он.
А зритель среди прочих больше выделял только его — артиста театра и кино Андрея Миронова. Среди множества кинолент, в которых он сыграл, зрители особо отмечали роль жулика Геннадия Козодоева в фильме Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». В этом фильме состоялся его дебют с песней «Остров невезения». Потом он с горечью признавался, что именно эта роль для многих его зрителей считается высшим достижением. А как же все прочее?
И до этого фильма режиссеры рассчитывали на его песенное мастерство с обязательными танцевальными элементами. Благодаря таким музыкальным «мазкам» фильмы приобретали воздушность, а песни становились шлягерами навсегда.
Он был влюбчив, каждый раз, влюбляясь, хотел создать семью. И только мудрые, а то и совершенно строгие, советы мамы — Марии Владимировны — ставили все на свои места. Невесты уходили в прошлое, а на их месте появлялись новые.
В один из приездов в Курган он был с мамой. На сцене театра драмы Мария Владимировна читала отрывки из спектаклей-комедий, бесшумно ходила по сцене в мягких тапочках, предоставляя потом место своему сыну и его верному другу Саше Ширвиндту. Зал долго аплодировал. И больше всех — Андрею Миронову. Он был вынужден несколько раз выходить с поклоном на сцену.
Возвращаюсь к холодному январю 84-го, когда Андрей вместе с Левоном Оганезовым гостил в клинике знаменитого хирурга Илизарова. Своего друга и аккомпаниатора он попросил быть рядом с ним. «Вдруг будет плохо, хотя бы поддержишь», — в шутку сказал Андрей. Впрочем, в шутке была доля правды. Известно, что Миронова донимал фурункулез, связанный с болезнью крови. Его выступления на сцене были физически сложны — он много пел, танцевал, декламировал, — все это в постоянном движении, сопряженном с удивительной пластикой. За одно выступление ему приходилось менять несколько рубашек. А если учесть, что тело было покрыто болезненными фурункулами, то можно понять, как Андрею было невероятно трудно. После того как хирург Илизаров показал Миронову своих удивительных пациентов и объяснил суть своих новаторских методик, Андрей попросил Илизарова, чтобы ему сделали перевязку. Илизаров потом вспомнит этот момент. Гавриил Абрамович был настолько поражен героизмом актера, что лично посочувствовал ему: «Тело бинтовали туго. Конечно же, было больно, а он ни разу не наморщил лоб, улыбался».
Друзья по сцене, знавшие о такой болезни, всегда не только сочувствовали Андрею, но и старались помочь. В сценах, где Миронов должен был упасть, они заботливо подставляли руки, чтобы приземление было не такими болезненным.
Сегодня о той встрече в Илизаровском центре мало кто помнит. И только доктор медицинских наук Лидия Александровна Попова (на снимке — справа) в подробностях рассказала мне о ней: «Андрей Миронов покорил всех нас своим мастерством. Пел под аккомпанемент Левона Оганезова, рассказывал истории о создании фильмов, где он снимался. На прощание мы сфотографировались. Что говорить — памятная встреча!».
Теги: дата, илизаров, история, миронов, память
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости