Срок давности доброты

новости курган

Письмо о «нестандартной ситуации» в садоводстве

На электронную почту редакции газеты «Курган и курганцы» пришло письмо от нашей читательницы. В нем она рассказывает о своем муже – Викторе Дмитриевиче Чуркине, который, не надеясь на чью-то благодарность, в одном из садоводческих кооперативов Курганской области сделал и постоянно чистил дорогу, установил детскую площадку с качелями, турниками, песочницей, баскетбольными щитами и деревянным домиком. Виктора Дмитриевича не стало пять лет назад. Этих лет хватило на то, чтобы его дела местные жители не только забыли, но и подали на его супругу в суд.

Выхожу из автобуса на пустынной остановке. Оглядываюсь: прямо – слегка извилистая дорога, а по бокам – лесная полоса. Здесь меня обещала встретить автор письма. Буквально через пять минут идем втроем – с Нелли Леонидовной и ее внучкой. Нарушаем утреннюю тишину хрустом снега под ногами, двигаемся в сторону их дома. С интересом подмечаю окружение – березовые рощи сменяются сосновым бором. И вот, входим в жилую часть СНТ (садоводческие, огороднические некоммерческие товарищества – прим.). Смотрю вниз и спрашиваю:

– Вот за этой дорогой следил ваш муж?

– Да. Идея заняться дорогой у мужа появилась в 2012 году. Тогда по ней не то, чтобы пройти – проехать было трудно. Особенно в распутицу. Часто подвозили кого-то, кто без машин.

Сейчас деньги на чистку берут из садовых сборов. Раньше в садоводстве были сторожа. Им ежемесячно выплачивали определенные суммы. Потом общим собранием СНТ решили поставить камеры. Расходы на сторожей сократились, скорее всего, отсюда и появились деньги на чистку.

Дорога тянется вплотную к лесной полосе. Слышится щебет, рядом пробегают любопытные собаки. Пока разговариваем про птиц, которые тут в изобилии, проходим мимо пустыря у крайнего на улице дома.

– А вот тут, в 2011 году, была детская площадка, которую делал муж, – Нелли Леонидовна показывает на место, где остались только несколько одиноких берез. – Покраской площадки тогда занимались уже мы с дочерью. Было приятно, когда нам предложили помощь подростки. Но потом собрали эти семь подписей для сноса площадки… (Всего в СНТ 170 участков). Говорили, что одному из членов правления СНТ не нравился шум. Площадку установили для детей, но туда стали ходить и подростки. Они шумели, неприлично выражались. Вот и начали собирать подписи. В итоге вышло так, что, несмотря на решение двух собраний садоводов, письменного обращения детей и подростков, по решению правления площадку заставили убрать.

Новое правление – другие правила

Приходим домой к Нелли Леонидовне. С фотографий на шкафу, столе и тумбочке на меня смотрит Виктор Дмитриевич и его супруга. До этого с Нелли Леонидовной мы предварительно разговаривали по телефону, тогда я узнала, что совсем недавно она имела дело с судебным иском со стороны СНТ.

— Как так вышло с судом, расскажите?

– Понимаете, – Нелли Леонидовна слегка дрожащими пальцами поправляет прическу. Первое время ее волновал включенный диктофон. – По жизни я такой человек… Сплетни до меня доходят в последнюю очередь. Везде, где бы я ни была, коллектив уже отшумелся, а я только узнаю о событиях.

Медленно раскладывая на столе бумаги, она рассказала, что после строительства дороги прежнее правление освободило ее от членских взносов по 2017 год. Следующий состав правления, учитывая сумму их с мужем вложений в СНТ в прошлом, продлило ее льготу. Беру одну из бумаг, там написано: «Собрание решило: Освободить Чуркину Н.Л. от уплаты членских взносов полностью, кроме работ по соблюдению противопожарной безопасности, по уборке прилегающей территории к садовым участкам и закрепленной территорией за СНТ. Проголосовали «единогласно». На срок – до смены владельца. Выписка от 03.07.2019 г.»

На второй бумаге от суда текст противоречил первому: «Взыскать в пользу взыскателя СНТ «…» с должника Чуркиной Нелли Леонидовны «…» задолженность по оплате членских взносов за период с 01. 07.2018 г. по 01.12.2019 г. в размере 9886 рублей…».

– Когда мужа уже не стало, я как-то пришла что-то оплатить. И удивилась, что с меня требовалась выплата членского взноса. Пришлось составить перечень того, что сделал мой муж на собственные средства, – Нелли Леонидовна достает стопку бумаг. – Вот список дорожных работ (протяженность участка около двух километров), они стоили 430 тысяч. У нас не было своей машины, на которой мы могли бы чистить дорогу, грейдировать. Приходилось нанимать. Муж занимался очисткой дороги с 2010 по 2016 года, то есть несколько лет подряд. Самой снежной оказалась зима 2013 года, тогда расценки на чистку были высокие, в пределах 2-2,5 тысяч рублей. Десять раз пришлось нанимать трактор. Особенно сильный снегопад был перед Новым годом. На машине проехать было невозможно. Благодаря тому, что дорога была расчищена, некоторые садоводы смогли встретить праздник на свежем воздухе. Но если бы тогда сразу все сделали правильно — заключили бы договор о возврате потраченной нами суммы сроком на десять лет и закрепили решением собрания, то этой ситуации бы не было.

«Привет» от соседей

– В прошлом году я пришла платить за электроэнергию, – продолжает Нелли Леонидовна. Она прочищает горло, ей трудно говорить. – Бухгалтер подняла вопрос о том, что я не плачу за субботники. Хотя я и на собрании неоднократно говорила, что даже если несколько лет оплачивать субботники всех членов кооператива, эта сумма будет меньшей, чем мы потратили на дорогу и прочее. Когда муж был жив, нас уже тогда освободили от работы по уборке. Он оставался с внуками, а я все равно выходила на уборку территории. А в августе 2020 года пришло постановление от приставов о списании с моих карт суммы в размере почти 11 тысяч рублей (вместе с государственной пошлиной) в пользу садоводства. Я обжаловала решение суда. В итоге судебный приказ отменили. Но после этого я так расстроилась, что пришлось проходить курс лечения у невролога.

– А вы не знали о заявлении в суд?

– Нет, меня никто не предупредил.

– Почему, по-вашему, они решили привлечь суд? Ведь в бумагах написано, что вас освободили от взносов до смены владельца участка.

– Не знаю. Но помню, что когда на собрании меня решили освободить от взносов «до смены владельца участка», один из жителей «поюморил». Посмотрел на меня и сказал: «Да, нормально, она недолго проживет!». А я… настолько была возмущена уже даже тем, что вообще на собрании повторно выносился вопрос о моей льготе. Как так можно, ведь мы с мужем вложили столько денег, потратили столько нервов. А вместо благодарности устраивают разборки. Часто слышу в мой адрес недовольство от жителей. Они говорят, что не видели, как делается эта дорога, мол, почему Чуркина освобождена от взносов? А ответ на этот вопрос может быть только один – чтобы получать льготы, нужно вложить средства на благоустройство СНТ.

новости курган

Люди недовольны – пришлось идти в суд

Чтобы более полно понимать картину случившегося, я связалась с бухгалтером СНТ. Объяснив цель звонка, в ответ услышала: «Человека уже в живых давно нет. А вы писать собрались!»

– Мы знаем об этом. Но разговор идет о том, что этот человек сделал для кооператива, и почему в итоге ситуация дошла до суда.

– Я вообще в ту сторону, где сделали дорогу, не ходила. Что конкретно там делали с дорогой, не знаю. Да и это не мое дело, – слышно, как собеседница вздыхает. – Кооператив сейчас разделился на два лагеря: одни говорят, что дорогу делали, другие считают, что нет. Но я вообще не против, делали дорогу, пускай.

Как вообще все было? У нее была отсрочка от членских взносов на пять лет. Пришло новое правление. Предложили дать ей освобождение от взносов до смены владельца участка. На собрании все согласились. Но понимаете, бедные мои уши… Все три года люди идут и возмущаются, что льготу дали зря. Не согласны, потому что льгота повторная. Они возмущены суммой, которую она указала в качестве своих вложений на дорогу. А нам что делать? Люди на протяжении трех лет недовольны. Поэтому пришлось подать в суд, чтобы эту льготу через закон отобрать. Что там в итоге суд решил, мы даже не отслеживаем. Нашим делом было выполнить желание кооператива. Понимаете, она не предоставила никаких официальных документов о своих тратах ни прошлому правлению, ни нам. Все суммы выписаны на листке от руки. Но как она сама может оценивать все работы? Я тоже могу сказать, что потратила такую-то сумму.

– А как вы относитесь к этой ситуации? Сначала человеку пообещали одно, а потом начали отбирать…

– Мне все равно. Из-за одного не скинувшегося кооператив не обеднеет. Все это не наша личная вражда, понимаете? Все идет от желаний садоводства.

…Вот придите и послушайте, что творится в кооперативах! На собраниях все почему-то молчат. А потом приходят по одному и говорят. Я спрашиваю: «Вы были на собрании, почему не высказались? У нас все могут говорить свободно». А люди пожимают плечами и на этом все. Поэтому вопрос был вынесен на совет правления, которое удовлетворило всеобщую жалобу.

После непродолжительной паузы бухгалтер добавила:

– Но вот знаете, что мне лично обидно? На субботники она до нового правления ходила. Сейчас не стала. А ведь наше садоводство находится рядом с лесом. Пожарные особенно следят за тем, чтобы у нас было чисто. Если мы этого делать не будем, то получим предписания. Уборка – дело общественное. Поэтому надо выходить всем и чистить. Чтобы не одни и те же пять человек постоянно убирались. В СНТ все равны.

Взял и сделал

Тем временем, в садоводстве есть люди, на глазах которых с самого начала разворачивалась история с дорогой.

Бывший председатель СНТ (по 2010 год) рассказывает об этом так:

– Дорога тогда была плохая, да. Я тоже в свое время думала начать ремонт, но сами понимаете, это же большие деньги. А Чуркин взял и сделал. Знаю, что он тогда уже со следующим председателем все обговаривал, технику давал, щебень и многое другое. В общем, вложился конкретно. Время прошло, а с его жены начали требовать взносы. У них участок-то, небольшой. Три с половиной тысячи и надо-то в год платить. Поэтому вложенных ими 450 тысяч представляете на сколько лет ей хватит? Но, как говорят, умом Россию не понять… Почему в садоводстве все на эмоциях, не понимаю. И почему договор о льготе не сделали бессрочным сразу – тоже.

«…Помогали, как могли»

В доме у Нелли Леонидовна смотрим старые снимки ее внуков. На фото они со своим дедушкой на качелях на детской площадке, судьба которой описана в начале. Супруга Виктора Дмитриевича вспоминает:

– Мой муж всегда был таким – все делал для людей. Мы с ним никогда никому не завидовали. Часто ограничивали свои расходы, если нужно было кому-то помочь с деньгами. Раньше мы жили в другом СНТ. Помню, тогда на одном из собраний решили построить пляж. Для этого нужно было десять машин песка. Две оплатило садоводство, а остальные – муж.

Когда искали новый садовый участок с благоустроенным жильем, осмотрели несколько объектов, и нашли свой дом в этом СНТ. Красивая природа, черта города. Мы тут старались не только для своих внуков, но и для всей детворы, что проводит лето в садовом участке.

Нелли Леонидовна говорит, что ее супруг всегда кому-то помогал. Как-то раз — второй городской больнице, где лечился от сахарного диабета: объединился с предпринимателем, который там же лечился, и отремонтировал палату. Тот вставил окна, а Виктор Дмитриевич купил кровати, ортопедические матрасы, шкафы, линолеум. Для персонала в больнице делал стеллажи, покупал диван, книги. «В общем, помогали, как могли», — говорит Нелли Леонидовна.

Часть обратной дороги я опять шла в сопровождении – чтобы не заблудиться. По пути мне показали место, где когда-то подростки из подручных материалов сделали свою площадку — соорудили импровизированное поле с воротами и веранду. Но и это место ждал суровый конец: веранду кто-то поджег. Разговаривая с бухгалтером СНТ по телефону, я спросила: «Такое у вас часто в садоводстве происходит?». Она назвала эту ситуацию «нестандартной».

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *