Особое место в своей творческой палитре художник отводит акварели по-сырому, как более мягкой и нежной технике.
В Курганском областном художественном музее сейчас работает персональная выставка Ольги Луцко «Время акварели» (0+). Название курганской художницей придумано не ради красивой афиши: автор более 60 акварелей, представленных в экспозиции, не просто предана любимой технике, она свято верит, что акварель – царица изобразительного искусства нашего времени. Она мягко властвует над умами и сердцами, нежно управляя женственной рукой, вдохновляя, намекая, пленяя, не диктуя и ничего не навязывая, как и полагается мудрой правительнице.
Выставка посвящена юбилею известного курганского акварелиста и искусствоведа, члена Союза художников России и Санкт-Петербургского общества акварелистов, хотя Ольга Витальевна отметила свой день рождения еще в прошлом году. Но так уж сложились звезды непростого нашего времени, что все сроки сдвинулись, а «Время акварели» остается актуальным всегда. Ведь для искусства нет ни рамок времени, ни границ.
На выставке мы поговорили с Ольгой Витальевной об акварели, ее магии и о непростом пути художника.
Уступила место мужчине
Путь в искусство для юной Оли начался с того, что она увидела в газете объявление о наборе в художественную школу. Ради этого девочка решила оставить все многочисленные кружки, которые посещала, сконцентрировавшись на рисовании. Но по возрасту начинающая художница была очень мала, поэтому ей пришлось несколько лет ходить в подготовительный класс.
– У меня был непростой путь в искусство, – рассказала Ольга Луцко. – Я после 8-го класса поехала поступать в Свердловское художественное училище. Набрала нужное количество баллов, но тогда девушек отодвинули, а приняли парней. Им было по30 лет, это был их последний шанс, они поступали уже в шестой раз, так что их пожалели. Но я всегда знала, что буду заниматься искусством и что это на всю жизнь. Во все свои поездки я непременно брала коробочку акварели и альбомчик, даже если лезла в горы. Помню, как на Северном Кавказе все в походе отдыхают на привале, а я одна сижу на обрыве с опущенными вниз ногами и пишу горы.
Ольга Витальевна отучилась на художественно-графическом отделении Катайского педагогического училища. Позже окончила филологический факультет Уральского государственного университета имени А. М. Горького, отделение истории искусств. Она не просто стояла у истоков Курганского областного художественного музея, она – единственный сотрудник музея, оставшийся с первых его дней до сегодняшнего времени. В следующем году
талантливая художница отметит 40 лет своей трудовой деятельности в музее. Начинала сотрудником отдела фондов, затем много лет – заместитель директора музея по науке, автор более 70 статей, инициатор, куратор и участник крупномасштабных проектов – Всероссийских выставок акварели и фестивалей акварельного творчества «АКВАФЕСТ», прославивших Курган на всю страну.
Акварельная лихорадка
Хотя к любимой технике Ольга Луцко пришла не сразу – писала и маслом, только с возрастом остановила свой выбор на акварели.
– Мне нужно совершенствоваться в одном, и я выбрала акварель, так как нет возможности разбрасываться – много времени занимает работа в музее, – отмечает курганский акварелист. – У меня даже нет своей мастерской, я работаю дома. Конечно, хотелось бы больше времени оставлять для творчества. И все же, несмотря на то, что работа в музее отнимает много сил, она и помогает, ведь передо мной проходят сотни произведений, что дает огромный визуальный опыт и помогает писать. Знакомство с чужим творчеством играет на руку любому художнику.
Акварель привлекла Ольгу Витальевну как богатая по своим приемам, по образному строю техника, «в ней можно раствориться, углубиться и закопаться».
– Возможностей для самовыражения достаточно, – считает художница. – В 60-е годы был прорыв акварели. Тогда у художников шло ее изучение вглубь, сейчас вширь – она стала популярна у большого числа людей. Создаются клубы, объединения, проводятся мастер-классы… В основном, это происходит благодаря интернету, а еще технократизация мира ведет к тому, что человеку сейчас требуются эмоции. Акварель как раз их дает, она – своеобразная арт-терапия. Акварель – податливая техника, ты чувствуешь ее, она – тебя. Процесс соединения бумаги, красок и воды – такой завораживающий, магический.
Особое место в своей творческой палитре Ольга Луцко отводит акварели по-сырому, как более мягкой и нежной технике.
– Но работа по сырому листу требует особой напряженности и сосредоточенности, выплеска эмоций на лист. Надо сконцентрироваться и выдать всю энергию и свои чувства на лист за небольшой промежуток времени. Работать, используя метод письма по-сухому, можно дольше и спокойнее. Когда ты пишешь по-сырому, есть ощущение, что даже температура повышается от напряжения. Тут важна особая точность, – делится ощущениями от творческого процесса акварелист.
78 укусов и другие опасности пленэра
Ольга Луцко – мастер акварельных пейзажей, певец красот родной страны (хотя и очень живописным видам Италии тоже нашлось место на нынешней выставке). Восхищение северным сиянием и розовым снегом, полярными цветами и сияющим небом превращается в художественные эмоции,
оживающие в ярких красках под рукой очарованного художника на чистом листе.
Ольга Витальевна – большой энтузиаст пленэров, она любит путешествовать в компании акварельных красок и коллег по искусству. И не может вспомнить и дня, чтобы не писала в своих поездках по миру.
– Я еду творить, это первопричина, – говорит создательница эмоционально-насыщенных акварелей. – Не было ни одного путешествия просто для отдыха. В год у меня случается от одной до четырех поездок. Обязательно еду, так как эти поездки дают такой заряд впечатлений, который в будничной жизни получить невозможно. Это всплеск вдохновения, творческого общения, ведь градус творчества в группе всегда повышается. В некоторые уголки России еще бы не один раз поехала, но жизнь не такая уж длинная, поэтому выбираю новые направления. Хотя несколько раз была в васнецовских местах (Рябово, Уржум), в Ханты-Мансийске, Салехарде, всегда привозя оттуда новые впечатления. Впервые увидела Север ярким и цветным. Такая пестрая цветущая земля – желтая, оранжевая, красная – и голубое яркое небо – это просто непередаваемо! А еще горы на Полярном Урале, которые окрашиваются солнцем в лимонные, сиреневые, голубые, оранжевые краски и выглядят как персидский бархатный ковер.
На пейзажах художницы – вся география мира: Урал, Башкирия, Свердловская область, руины демидовских заводов, солнечный Крым и уютная Италия. В экспозиции, к слову, Луцко выставила только 9 листов, посвященных Италии, но обещан сюрприз: летом откроется выставка художницы, где будет представлено более 30 листов ее итальянского цикла. Сейчас в Италии издается книга, куда вошли две работы курганского акварелиста.
Пленэры – наиболее волнующая часть жизни художника. И, как выясняется, отнюдь не безопасная. Например, во время пленэров в Югре, рисуя на природе, курганская художница насчитала у себя 78 комариных укусов!
– В горах очень сложно писать. И в Башкирии, и на Ямале залезала в горы, надо было творить, а там под 45 градусов наклон, ужасно неудобно! И ты, упираясь в камни одной ногой, висишь на склоне горы и пишешь, – смеется Ольга Витальевна.
Ну а то, что неожиданно начавшийся дождь просто легко может смыть твой шедевр, – обычное дело для всех художников.
Ольга Луцко – не останавливающийся в своем развитии мастер, ей интересен прогресс, открытие новых тем, новых приемов.
– Мне захотелось продолжить тему интерьеров, ведь когда-то я начинала с интерьеров дома-музея, родового гнезда художников Васнецовых, была такая серия из 10 листов, – рассказывает акварелист. – У этого дома особая аура, там даже в полной пустоте скрипят ступени. В прошлом году я писала интерьеры одного из купеческих особняков Шадринска, интерьеры усадьбы Строгановых в Усолье, в нашем Далматовском Успенском монастыре, в одном из челябинском храмов. Есть в экспозиции и интерьер храма Александра Невского в Кургане.
А еще в прошлом году художница неожиданно обратилась к натюрмортам, написанным акварелью по-сухому.
– Долго сидели дома – захотелось радости от изобилия фруктов, цветов и красок, – улыбается Ольга Витальевна.
Вот и новый год художница начала с радости творчества: вечером 1 января, когда дети разъехались, начала писать неубранный праздничный стол с бутылкой шампанского, мандаринами, ананасом.
– Если несколько дней я не пишу – мне становится некомфортно, – признается мастер акварели.
И, кстати, ее свежие натюрморты уже взяли Гран-при на онлайн-конкурсе на Дальнем Востоке.
Теги: выставка, музей, художник
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости