К 15-летию Курганский велоклуб накопил несколько уникальных для России экспедиций и покоренных вершин

новости курган

С руководителем клуба Константином Шкодских вспоминаем яркие, сложные и смешные моменты

Курганские велосипедисты совершили уникальную экспедицию по следам знаменитого исследователя 18 века Петра Симона Палласа, первыми из курганцев на велосипедах покорили знаменитые вершины горного Алтая, проехали по Великому чайному пути и объездили практически весь Урал и Курганскую область. Пятнадцати лет, что существует курганский велоклуб, хватило на много больших и маленьких свершений. Яркие моменты вспоминаем с его руководителем Константином Шкодских.

— В этом году вам уже 15. Когда всё начиналось, мог подумать, что продержитесь так долго?

— Нет, тогда никто об этом не думал. В Кургане только начали появляться первые горные велосипеды, их привозили кто откуда, магазинов ведь не было. Это в 2019-м году на велопарад приехала тысяча человек, а тогда нас было человек двенадцать. Инициатором вместе покататься был Андрей Думчев – он тогда работал на ТВ и тоже увлекался велосипедами. Первый выезд был летом в деревню Становое, Целинный район. Мы участвовали в облагораживании памятника героям Великой Отечественной войны. А в сентябре решили провести закрытие сезона — на озере Ачикуль, недалеко от города. После этого начали собираться чаще и что-то планировать.

 новости курган

— То есть велоклуб сразу взял на себя патриотическую и образовательную миссию?

— Так, наверное, из-за меня получилось. Меня всегда интересовала история, походы и путешествия, поэтому хотелось не просто кататься, а как-то участвовать в жизни города и области. Так и начали появляться различные проекты, в итоге все вылилось в такое мощное велодвижение. Но у нас была и спортивная составляющая — часто проводили любительские велосипедные гонки.

— Как за эти 15 лет к вам изменилось отношение горожан?

— Очень сильно. Если первое время нас не замечали и даже сторонились, когда мы обращались с какими-то проектами и предложениями, то сейчас и представляться особо не надо.

Изменилось отношение к велосипедистам и на дорогах. Раньше нас просто выталкивали с проезжей части. Вроде как и там мы лишние, и на тротуарах никому не нужны. Сейчас сформировалась определенная культура вождения – как со стороны автомобилистов, так и велосипедистов. Сами автомобилисты все чаще пересаживаются на велосипеды и прекрасно понимают, каково это быть не защищенным на дороге.

Мы всегда говорим, что выезжая на дорогу, человек должен знать и соблюдать правила, и это касается всех участников дорожного движения. На дороге велосипедист должен четко понимать, что можно и что нельзя, уметь показывать знаки. Считаю, что наш велоклуб заложил фундамент современного велодвижения и сосуществования автомобилистов, велосипедистов и пешеходов.

новости курган

— Помнишь, как сам впервые выехал на дорогу?

— До сих пор помню эти 20 км. Решил проехать вокруг города, выехал со стороны Рябково, проехал по трассе и дальше на Заозерный. Так вымотался! Во-первых, на трассе немного непривычно, потому что опыта не было, фур немного боялся. И ноги устали, что еле до дома дополз. Но понял, что мне это интересно.

— Сейчас практически у каждого крупного торгового центра и учреждения есть велопарковка. Лет десять назад такого и в помине не было…

— Велосипед медленно, но верно завоевывает пространство. Если раньше это был удел школьников и многие взрослые просто стеснялись ездить на велосипеде, то сейчас катаются все – от молодых до пожилых. Кто-то для здоровья, кому-то так удобнее передвигаться по городу.

Другое дело, что многие велопарковки на самом деле не приспособлены для велосипедов. Некоторые установили их формально. И хотелось бы, чтобы парковки были под видеокамерами, потому что велосипеды воруют. А еще лучше, чтобы предприятия для своих сотрудников делали закрытые парковки, чтобы можно было оставить там велосипед на целый день и не переживать, что он мокнет под дождем или его украдут.

новости курган

— Самая запоминающаяся экспедиция?

— Все запоминаются, но самая яркая и большая была по следам академика Палласа, в которую мы поехали вместе с нашим географическим обществом. Это было в 2012 году, за пять дней нам предстояло проехать на велосипедах 500 км, в точности повторив маршрут знаменитого исследователя 18 века. Ученый, немец по происхождению Петр Симон Паллас был приглашен в Россию императрицей Екатериной ll для изучения отдаленных провинций империи. Он проехал практически всю Россию от Москвы и Петербурга до Байкала. И так получилось, что его маршрут пролегал по тем землям, которые потом вошли в состав Курганской области. Мы были единственными, кто в рамках своего региона повторил его путь. А путь у него был витиеватый: Паллас заезжал со стороны Щучья, потом проехал по Шумихинскому, Мишкинскому, Альменевскому, Куртамышскому, Притобольному районам и доехал до Зверинки, потом доехал до Кургана и отсюда – на Тюмень.

Был такой интересный момент. Когда мы проезжали через Курган, шел сильный проливной дождь. Начало мая, еще холодно. Мы уже устали — несколько дней в пути, промокли и замерзли. И вот проезжаем мимо моего дома. Понимаю, что могу свернуть – там тепло, есть постель и горячая ванна. Я тогда остро почувствовал эту грань между цивилизацией и комфортом и жизнью в палатках.

— Что заставляет каждый раз преодолевать эти трудности? Можно же этого и не делать, остаться дома.

— Такие поездки и нужны для того, чтобы понять цену этого комфорта, который в повседневной жизни мы не замечаем. А когда две недели по палаткам и спальникам, помыться нормально не всегда можешь, потому что вода холодная, понимаешь, как это здорово принять горячую ванну, лечь в теплую постель на мягкую подушку и укутаться одеялом.

Путешествия закаляют и физически и морально. Выдержка, выносливость, умение находить общий язык отлично тренируются в таких походах, потом это сильно помогает в жизни. И, конечно, офигенно расширяется кругозор – я много нового узнал про нашу область, Урал и Россию.

новости курган

— Самая экстремальная ситуация во время поездки?

— В каждой поездке что-нибудь да приключается, этим-то они и ценны.

Как-то ездили на Урал, озеро Зюраткуль. От лагеря до озера — 60 км. Для велосипедиста это не расстояние. Но мы туда приехали после сильных дождей. Дороги развезло и эти 60 км дались нам очень сложно. Только к двум часам ночи добрались до озера, мокрые и грязные.

Ночь, холод, сырость, под ногами что-то чавкает, ничего не видно… Прошло уже шесть или семь лет, но до сих вспоминаем, со смехом, конечно.

— Вы покорили много вершин, на некоторых были первыми из курганцев. Какая картинка сейчас всплывает перед глазами?

— Разноцветный осенний ковер из леса с вершины Таганая. Моя первая покоренная вершина. Всего километр… Потом были и заснеженные пики, и 2-3 тысячи над уровнем моря. Но тогда Таганайские горы казались высокими. Поднимаешься и перед тобой открывается эта панорама — море леса, цветная осень. Невероятно красиво.

— Самое большое достижение велоклуба?

— Мы смогли объединить людей, сделать их в чем-то счастливее, открыть и показать им мир. Некторые были в шоке даже от окрестностей Кургана, не предполагали, что здесь такая красота: Митинское водохранилище, Утякский водопад, маленькие интересные речушки. Да я и сам раньше думал: ну что у нас интересного может быть? То ли дело Урал – красотища, горы, реки! А начали ездить, смотреть, знакомиться с историческим прошлым и поняли, настолько наш регион уникален и богат на исторические события.

Благодаря велоклубу даже несколько семей появилось. Это же прекрасно. Люди приехали, покатались, познакомились, через какое-то время смотришь – у них уже дети. Многие, кто уехал в другие регионы, до сих пор приезжают на майские праздники, чтобы вместе покататься. Так что достижения вовсе не в километрах.

— Почему ты этим занимаешься? Ведь это отнимает столько времени, энергии, сил.

— Это интересно. Когда видишь счастливые глаза людей, понимаешь, что ради этого стоит что-то организовывать, переживать и нервничать.

Мне на всю жизнь запомнилась одна история. С нами катался паренек, в то время он был в классе девятом. Гор никогда не видел. Мы взяли его с собой и поехали в район Миасса. Там горки слабенькие, простенькие. И когда электричка начала подъезжать, я ему говорю: «Ромка, посмотри в окно, горы уже видно». У него глаза такие были… полные восторга! Это для меня холмики – я уже тысячу раз их видел, а для него настоящие горы! Я запомнил этот взгляд и понял, что именно ради этого стоит продолжать этим заниматься.

новости курган

Интересно

Если сложить все километры, что Константин проехал на велосипеде за 15 лет, легко получится обогнуть Земной шар. Каждая большая экспедиция – это не меньше 700 километров. А их в велоклубе устраивают каждый год. Да плюс поездки по городу и области — так и наберется на кругосветку.

За 15 лет Константин сменил пять велосипедов. Начинал с простенького, для города. Но начались сложные и долгие поездки, понадобился более серьезный транспорт. Кстати, редко кто из бывалых велотуристов покупает готовый велосипед – это слишком дорого. Многие собирают и укомплектовывают сами.

В составе велоклуба его участники исследовали как минимум десять российских регионов, включая Алтай, Тыву, Хакасию, Красноярский край, Бурятию и Башкирию. Проехали весь южный и средний Урал. Немного захватили северный, но Константину хочется большего: его мечта — доехать до Карского моря, тем самым связав на карте самый юг и самый север. Сложность в том, что там нет дорог – только болота и топи. Но обещает что-нибудь все равно придумать.

В этом году велоклуб отправится на Байкал, чтобы еще раз проехать по маршруту Великого чайного пути через Бурятию и Иркутскую область, попутешествовать по Кругобайкальской железной дороге со знаменитыми тоннелями и мостами.

Фото из архива собеседника

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *