Воздушные дали Валерия Пахомова

новости курган

Военный летчик возглавлял полк поиска и спасения космонавтов

Еще в школе Валерий, родившийся в поселке Лебяжье, мечтал стать военным летчиком. Мечту осуществил: окончил Оренбургское высшее военное авиационное Краснознаменное училище летчиков имени дважды Героя Советского Союза Ивана Полбина. То самое, которое 25 октября 1957 года окончил Гагарин. В годы учебы в училище был создан музей Гагарина. В музее работали специалисты, которые его обучали, и даже инструктор, который когда-то учил Гагарина летать. А Юрий Гагарин был для них ярким примером для подражания.

Валерий Юрьевич начинал службу в разведывательном полку авиации Северного флота. Это был конец 1970-х годов, время противостояния двух блоков — Варшавского Договора и Североатлантического альянса. Служба была очень интересной, по-настоящему мужской, сопряженной с опасностью.

Из Заполярья Пахомова перевели в Оренбургское летное на должность летчика-инструктора. Окончил военную академию в Москве. А потом — Кустанай, где дослужился до командира полка. Полк, в котором он служил, был единственным в СССР, а затем в России с высочайше ответственной работой — поиском и спасением космонавтов, а также работой по беспилотным космическим программам.

Впечатления о службе самые памятные — тщательная отработка процессов спасения космонавтов, которые после выполнения задания на орбите возвращались обратно на поверхность Земли. Ему хорошо известны все нюансы обратного путешествия космонавтов — с орбиты на Землю, как и понятны все психологические факторы спасательной работы.

Никаких случайностей в работе не происходило! Это время сосредоточения всех усилий — встретить космонавтов. А это значит — найти точку приземления спускаемого аппарата в степях Казахстана и вывести космонавтов из отсека.

Как происходит приземление? Почти в репортажном стиле специалисты так комментируют это событие: «За 40 минут до посадки срабатывают тормозные двигатели корабля. Затем отделяются бытовой и приборно-агрегатный отсеки. И — сгорают. Черная обгоревшая капсула медленно приближается к Земле, на высоте 50 километров ее поверхность разогревается до тысячи градусов! С Земли корабль смотрится как летящая в небе комета. На высоте 10 километров срабатывает основная парашютная система. И только потом, перед самой Землей, включается двигатель мягкой посадки. Он гасит скорость почти до нуля. Все! — капсула с космонавтами мягко приземляется на земную поверхность. К поиску и спасению космонавтов приступают члены поисково-спасательного отряда…»

Что испытывали в этот момент командир полка и его подчиненные? Нервозности не было, отмечает Валерий Юрьевич. Отработанная годами система поиска и спасения не допускала никаких отклонений. За 30 дней получали всю информацию о предстоящем запуске, определяли силы и средства, привлекаемые для выполнения поставленной задачи, проводили подготовку к поисково-спасательной операции. «При посадке мы знали расчетную точку приземления космонавтов и выдвигались в заданный район на вертолетах и на специальных «синих» поисково-эвакуационных машинах, созданных именно для этих целей. В наше время был такой порядок, — рассказывает Валерий Юрьевич. — Тех кого готовили для полета в космос, — основной и дублирующий экипажи, — по окончании их основной подготовки перед полетом направляли к нам в Кустанай. В течение нескольких дней космонавты находились в наших поисково-спасательных отрядах, где они знакомились со специалистами, которые будут их принимать на Земле. Мы видели космонавтов «глаза в глаза» и проводили с ними тренировки по отработке действий при выполнении посадки. И еще понимали: важнее жизни нет ничего на свете. Отрабатывали моменты спасения до мельчайших подробностей. У нас проходили подготовку космонавты из других государств».

Так, в 1990 году состоялся первый коммерческий полет на станцию «Мир», и совершил его гражданин Японии. Подготовку проходили 48-летний журналист-международник Тоехиро Акияма и 26-летняя Риоко Кикути. Однако в космос полетел Акияма: за неделю до старта Риоко Кикути перенесла приступ острого аппендицита — оперировали ее военные хирурги в госпитале на Байконуре. С ними был такой забавный случай: во время обеда в жаркий день нашим гостям подали известное всем блюдо — окрошку. Кто-то из японцев с улыбкой спросил: «А что такое «ок-рош-ка?» Видимо, что-то рассмешило их в названии нашего русского блюда. А потом гости с огромным аппетитом уплетали ее и остались довольны.

За десять лет службы в поисково-спасательном полку Валерий Пахомов принял на Землю двадцать четыре экспедиции, в которых участвовали 62 российских и иностранных космонавта.

В конце 90-х годов Валерий Юрьевич Пахомов вышел в отставку. Дети закончили школу с золотыми медалями. Сын — экономист, дочь получила юридическое образование. Подрастают внуки. Они наполняют жизнь Валерия Юрьевича особой радостью.

Людмила Николаевна, его жена, из семьи военного. Говорит о ней с гордостью: «Двоих детей воспитала».

Валерий Юрьевич считает свою жизнь счастливой. Сегодня он возглавляет Управление Судебного департамента в Курганской области. Считает свою работу особо ответственной, как и прежнюю, — командование крупным авиационным полком и отрядами поиска и спасения космонавтов.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *