Голос Курганского радио

Почти 30 лет диктор Валерия Малафеева рассказывала радиослушателям о том, чем живет зауральский край

Вместе с ней мы работали на областном радио. Я — журналистом в службе новостей, она — диктором. Каждый день готовили выпуски новостей, которые звучали утром и в вечерний час. Валерия Никифоровна выдавала их в эфир нашего радио.

Наш любимый диктор как-то призналась, что всегда с нетерпением ждет встречи с теми, кто в ранний час находится у радиоприемников. Это ее слушатели в городах, рабочих поселках и селах. Их было так много! Но, усаживаясь к микрофону, Валерия Никифоровна представляла перед собой не огромную армию милых и добрых людей, а всего лишь… одного человека, который с нетерпением ждет встречи с ней и хочет узнать: каким будет сегодняшний день — солнечным или дождливым, что интересного произошло в области.

Дочери Екатерина и Елена многие годы видели, как мама готовилась к работе: «Без спешки и всегда с хорошим настроением». Валерия Никифоровна следовала советам легендарного диктора Всесоюзного радио Евгении Гольдиной, которая была ее наставницей во время учебы в студии Всесоюзного радио: «Приходи к микрофону с теплотой и с добрым настроем. Учти: за сотни километров твой слушатель уловит оттенок голоса, воспримет сердечность и оценит твою заботу…» Во время учебы в Москве рядом с ней были замечательные педагоги и известные дикторы Всесоюзного радио — Ольга Высоцкая Василий Галаев, Сергей Богомолов, Владимир Герцик. Она видела Юрия Левитана. Московские встречи дали ей положительный заряд на творческую работу перед микрофоном. С таким настроем наш курганский диктор работала на радио в течение почти тридцати лет…

На ее место пришли новые дикторы. Но именно её запомнили радиослушатели особенно. Даже когда она была уже на пенсии, ветераны звонили на радио и спрашивали: «Как там наша Валерия Никифоровна Малафеева? Жива? Здорова?».

Три года назад я позвонил Валерии Никифоровне. От имени «всех наших», с кем она долгое время работала в телерадиокомпании, пожелал ей здоровья. Случилось так, что наша беседа переросла в воспоминания о ее счастливой прожитой жизни. Ей шел уже 92-й год. Удивительно! Голос Валерии Никифоровны в телефоне был таким же мягким, ностальгически знакомым и нежным, как будто за плечами не было такой длительной разлуки.

Вот о чем Валерия Никифоровна тогда рассказала мне:

— Моя любовь к творчеству началась в Перми. Я часто посещала театр оперы и балета, который во время войны эвакуировали в Пермь из блокадного Ленинграда. Я вспоминала его часто. Видела постановки: «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Риголетто» — какой великолепный репертуар! В это время я училась в медицинском институте. И когда его окончила, я словно получила два высших образования: фармацевтическое и… театральное! А ведь я всегда играла в драмкружках, мы ставили водевиль Чехова, в годы учебы в институте играли Островского. Участвовала в оперетте, ходила на бальные танцы. Где я только не была! Я сейчас этому так удивляюсь и поражаюсь.

— А как Вы оказались в Кургане?

— Это все от мужа! В 1952 году после аспирантуры Радиогела Ивановича по распределению направили в Курганский пединститут. Я — за ним! Год работала фармацевтом.

В 1953 году услышала объявление о конкурсе на должность диктора Курганского областного радио. И вот так случилось: в нужное время оказалась в нужном месте.

Работу диктора Валерия Никифоровна совмещала с должностью музыкального редактора. На областном радио ей достались чудная коллекция — 450 пластинок и сетевая радиола. На радио этот аппарат называли «вертушкой». Конечно, это был «каменный век» радиовещания. Некоторые пластинки были настолько затертые, что при прослушивании отчетливо были слышны щелчки и шумы. Словно музыка из старого патефона. Они, эти шеллачные диски, изготовленные на Апрелевском заводе грамзаписи, были слишком хрупкими. Валерия Никифоровна бережно укладывала пластинку, не спеша опускала на нее адаптер с иголочкой. И начинался концерт по заявкам. Чаще всего звучали фрагменты опер, русские народные и советские песни. Курганские слушатели просили романсы в исполнении Лемешева, Козловского, Штоколова. А больше всего любили «Полонез Огинского». И еще танго Ежи Петербургского «Утомленное солнце». Это было грустное и одновременно светлое танго любви и расставания.

Каждый раз поступали просьбы вновь исполнить это чудесное танго, которое выбивало слезу. Начальник радиокомпании тех далеких 1950-х Евсей Герасимович Славников не запрещал, но вежливо просил: выдавать радиослушателям это танго не так часто, хотя бы раз в месяц. Есть же и другие прекрасные мелодии! Куда там! На радио шли делегации слушателей, просили поставить в очередном вечернем концерте именно это танго. И называли повод: будет свадьба, отмечаем день рождения.

Такая работа на радио — диктора и музыкального редактора — душевно и творчески обогощала ее. Валерии Никифоровне пригодилось увлечение музыкальным искусством, когда она была влюблена в Пермский театр оперы и балета.

А как она «вживалась» в новую для себя работу диктора радио?

«Это особое искусство — находиться у микрофона, — вспоминала моя собеседница. — Конечно, опыта не хватало, и я сама это чувствовала».

Через некоторое время Славников направил Валерию Малафееву в Москву на курсы при Всесоюзном радио. «Как диктору мне было важно понять: для чего и для кого ты читаешь текст. Я поняла главное — нельзя равнодушно садиться к микрофону. Такой установкой я жила многие годы, когда работала диктором областного радио».

Валерия Никифоровна с огромным уважением вспоминала дикторов Всесоюзного радио далеких 1950-х годов. Виделась с выдающимся диктором Владимиром Герциком, встречалась с Сергеем Богомоловым, Ольгой Высоцкой, Надеждой Олениной. Встречи эти были хорошей школой.

В те времена новостей на проводном радио было не так много, и те, что приходилось ей читать, были, на ее взгляд, скучными. О чем рассказывали новости? Сколько в колхозах посеяли, сколько убрали, на сколько процентов выполнили план вспашки. И еще было много цифр, которые слушатели не могли разом оценить. За всем этим, считала она, не хватало лиц людей, настоящих героев.

А еще надо учесть, что вся радиотехника тех лет была несовершенна. Это потом на радио появятся большие студийные магнитофоны и магнитофоны «через плечо», а позже миниатюрные цифровые аппараты, оживится панорама интервью, бесед, а репортажи с мест событий создадут картину сиюминутности.

Вспоминая легендарного диктора Курганского областного радио Валерию Никифоровну Малафееву, нельзя не вспомнить дикторов, которые работали рядом с ней: Виктор Короткий, Ольга Белова, Виктор Цепаев, Тамара Кавешникова, Наталья Казанцева и наш курганский Левитан — Николай Кузнецов. Это были замечательные дикторы — ведущие радиоэфира Зауралья.

В этом году Валерии Никифоровне Малафеевой исполнилось бы 95 лет. Вспоминая легендарного диктора, слышим удивительно притягательный ее голос: «Говорит Курган. Доброе утро! Местное время — 7 часов 15 минут. О погоде…».

Так бы хотелось, чтобы погода всегда была замечательная!

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *