Прокуроры ответили на вопросы курганцев о коррупции

курган новости

Возвращаются ли взяткодателю деньги и ценности, ставшие предметом взятки?..

С 17 мая по 20 мая на сайте kikonline.ru прошла онлайн-конференция специалистов отдела по противодействию коррупции прокуратуры Курганской области.

В течение трех дней курганцы задавали вопросы. Публикуем ответы сотрудников надзорного ведомства.

Возвращаются ли взяткодателю денежные средства и иные ценности, ставшие предметом взятки?

Изъятые деньги и другие ценности, являющиеся предметом взятки или коммерческого подкупа и признанные вещественными доказательствами, подлежат обращению в доход государства в соответствии со статьей 104.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации как нажитые преступным путем. Не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о даче взятки или о незаконной передаче денег, ценных бумаг, иного имущества в виде коммерческого подкупа, если до передачи этих ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под их контролем с целью задержания с по-личным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом взятки или коммерческого подкупа, подлежат воз-вращению их владельцу. Если для предотвращения вредных последствий лицо было вынуждено передать вымогателю деньги, другие ценности, то они подлежат возврату их владельцу.

Где можно найти сведения о лицах, уволенных с государственной службы в связи с утратой доверия?

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» дополнен статьей 15 «Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия», которой установлено, что сведения о применении к лицу взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, подлежат включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия.

Применяется ли налог на профессиональный доход (НПД) к государственным и муниципальным служащим?

Федеральное законодательство не содержит запрет на применение режима «Налог на профессиональный доход» лицами, на которых распространяются ограничения, запреты, требования и обязанности, установленные законодательством о противодействии коррупции.

Должностные лица (за исключением государственных и муниципальных служащих) вправе применять режим НПД в отношении доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

В отношении доходов государственных и муниципальных служащих объектом налогообложения признаются исключительно доходы от сдачи в аренду (на-ем) жилых помещений. В части, касающейся соблюдения ограничения, предусмотренного статьей 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», необходимо учитывать, что квалифицирующим признаком для возникновения обязанности получения согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов является факт выполнения в соответствующей организации работы (оказания данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора вне зависимости от применяемого налогового режима.

В отдельных ситуациях получаемый должностным лицом доход может свидетельствовать о возможном нарушении таким лицом антикоррупционных стандартов.

Например, приобретение должностным лицом жилых помещений с целью их последующей сдачи в аренду, систематическое оказание услуг (например, парикмахерских) может расцениваться в качестве осуществления предпринимательской деятельности (вне зависимости от используемого им налогового режима).

Сколько нарушений антикоррупционного законодательства вы выявили в прошлом и уже в этом году? Какой процент от общего числа занимают взятки?

Всего в текущем году органами прокуратуры области выявлено 1133 нарушения федерального законодательства, имеющих коррупционную составляющую, в 2020 году органами прокуратуры области выявлено 2791 нарушение.

Всего за 2020 год и истекший период текущего года на незаконные правовые акты принесено свыше 1400 протестов. Для устранения выявленных нарушений закона внесено свыше 900 представлений.

В 2021 году правоохранительными органами области выявлено 35 преступлений коррупционной направленности по фактам взяточничества, в истекшем году таких фактов выявлено 124.

Что подразумевается в антикоррупционном законодательстве под понятиями «конфликт интересов» и «личная заинтересованность»? Какие последствия они влекут?

Статья 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определяет такие понятие как «конфликт интересов» и «личная заинтересованность».

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованность понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) должностным лицом или его родственниками.

Чиновники обязаны принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, путем уведомления об этом работодателя. В свою очередь работодатель обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от вы-годы, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Непринятие должностным лицом мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушение, влекущим увольнение.

В Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрена ответственность за дачу взяток и коммерческих подкупов. В чем их отличие?

Взятка и коммерческий подкуп являются схожими преступлениями, по-скольку в обоих случаях за совершение действий в пользу заинтересованного лица чиновнику либо иному должностному лицу передаются деньги, ценности либо другие материальные блага.

При этом указанные криминальные деяния отличаются по субъектному составу.

Так, субъектом преступления, предусмотренного статьей 290 Уголовного кодекса Российской Федерации (получение взятки), является должностное лицо, то есть лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных внебюджетных фондах, государственных корпорациях, государственных компаниях, публично-правовых компаниях, на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем 50 % голосов ли-бо в которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право назначать (избирать) единоличный исполни-тельный орган и (или) более 50 % состава коллегиального органа управления, в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Часть 5 статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации за получение денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконное пользование услугами имущественного характера или иными имущественными правами за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию).

Пресс-служба прокуратуры Курганской области напоминает: по вопросам соблюдения законодательства о противодействии коррупции вы можете обратиться в надзорное ведомство по телефону 42-10-18.

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *