Учитель-логопед детского сада рассказала, как у ребенка развивается речь

В Кургане прошла презентация второго издания сказок Леонида Куликова

Почему детей нужно учить читать используя бумажный вариант?

Учитель-логопед детского сада № 122 Мария Кокина рассказывает, когда ребенка можно начинать учить читать, как правильное питание влияет на развитие речи, почему в раннем возрасте гаджеты приносят детям только вред.

Мария Николаевна, речь — это не врожденная функция. От того насколько у человека правильная и грамотная речь зависит, насколько он будет успешен в жизни. Что нужно делать родителям, чтобы у ребенка была хорошая дикция?

— Речь у ребенка развивается постепенно. Все зависит от взрослых, окружающих малыша. Не стоит дожидаться, когда младенец появится на свет.

Беременная женщина, узнав о своем положении, может сразу начинать разговаривать со своим ребенком, рассказывать, как прошел ее день, читать сказки, стихи, потешки.

курган новости

Во время беременности родным и близким нужно создать для женщины благоприятную атмосферу в доме, чтобы она могла хорошо питаться, слушать приятную музыку, больше двигаться, гулять. Эмоциональное состояние будущей матери влияет на состояние ее ребенка.

После рождения необходимо развивать у малыша не только речевые и коммуникативные способности, но и слуховые. Взрослые должны следить за своей дикцией; говорить четко, внятно, показывая ребенку образец правильной речи. Нужно научить ребенка слышать и воспринимать текст, позже это умение поможет ему легче разучивать стихи. В детских стихотворениях заложен специальный ритм, который необходим ребенку для всестороннего развития. Чем больше стихов и сказок родители прочитают своим детям, чем больше ребенок их поймет и запомнит, тем лучше у него будут развиты кругозор, слуховая и зрительная память.

Получается, что словарный запас ребенка во многом зависит от словарного запаса родителей…

— Как показывает практика, если у родителей ограниченный словарный запас, то у ребенка тоже. Родителям надо больше общаться с детьми, чаще гулять с ними, наблюдать за окружающей действительностью, рассматривать и сравнивать насекомых, птиц, растения, животных, посещать музеи и выставки. В отпуске отправляться с детьми в путешествия. Не обязательно выезжать в другую страну, можно посетить ближайшие регионы. Если у ребенка появились вопросы, то не надо от него отмахиваться, а лучше вместе с ним открывать энциклопедии и искать ответы, читая интересную информацию. Дикция ребенка будет улучшаться, если родители будут подавать правильный образец речи.

Большинство мам порой не справляются с нагрузкой, когда нужно и с ребенком заниматься, и выполнять работу по дому. И им проще включить мультфильмы на планшете.

— Приведу пример из жизни, который наблюдала в торгово-развлекательном центре. Молодая семья, посадив своего полуторагодовалого малыша в коляску, сразу включили ему мультики на телефоне. Родители шли, мило общались, ребенок естественно уткнулся в экран. А вокруг столько красочных витрин с этими же мультяшными героями, с разными манекенами. Почему бы родителям не взять ребенка на руки и не рассказать, какие персонажи находятся в витринах?

Родители не думают о том, какой вред наносят ребенку, давая ему телефон. Большая нагрузка на глаза, страдает головной мозг, потому что излишняя информация, предложенная ребенку не вовремя очень перегружает нервные клетки.

Всем ясно, что невозможно спрятать гаджеты от детей. Современная жизнь предъявляет к нам высокие требования, мы должны в совершенстве владеть компьютерными технологиями. Ребенку можно показать какой-нибудь мультфильм на некотором расстоянии от большого экрана компьютера.

Родителям лучше чаще проводить «живые» игры с наглядными предметами и игрушками в любой обстановке: на кухне, в гардеробной комнате, на прогулке, комментируя свои действия, называя окружающие предметы. Иногда для этого можно и отложить в сторону свой телефон и менее важные дела.

Существует большое количество детских развивающих приложений. В каком возрасте уже безопасно давать ребенку гаджет?

— Разрешать ребенку пользоваться компьютером под присмотром родителей можно начинать с предшкольного периода. Он может работать в программах, которые помогают развивать память, внимание, мышление, пространственное воображение. Сейчас есть приложения, которые направлены на запоминание цифр, букв, фигур. Но следует помнить о том, что не стоит перегружать и долго позволять ребенку сидеть за компьютером.

Детям нужно больше двигаться, больше гулять на свежем воздухе, бегать, прыгать, только так у них сформируется нормальная костно-мышечная и нервная системы организма. Учеными доказано, что малыши, ведущие малоподвижный образ в первый период жизни, хуже говорят.

Июль - макушка лета.

Мария Николаевна, как родителям на ранней стадии понять, что у ребенка проблемы с речевым развитием. Какие существуют маячки, на которые нужно обратить внимание?

— Возможно, многие удивятся, но первый признак — это отставание в развитии общих движений и моторной сферы в целом. Если ребенок не может двигать последовательно левой и правой ногой, стоять на одной ноге, не может прокатиться на самокате, не может разными руками прокрутить гимнастическую палочку с ленточкой в воздухе, то это говорит о том, что у него не развита моторная база. Возможно, он не прошел весь период развития, который заложен в первый год жизни.

Ребенок в первые 12 месяцев овладевает очень многими навыками.

Огорчает, что многие родители «торопят» детей. Например, одна мама в социальных сетях выставила фотографию своего малыша, подписала, что ребенок начал сидеть в четыре месяца. А норма – в шесть. Или другой пример, мама радуется, что ребенок начал ходить в девять с половиной месяцев, при этом, возможно, он пропустил период ползания. Желание родителей, как можно скорее развить своего ребёнка, зачастую приводит к обратному эффекту.

Всему свое время! Ребенок развивается постепенно: сначала он учится сидеть, потом начинает ползать, а затем — ходить. Постепенно, с развитием двигательных навыков, появляется и речь. Конечно, на каждом этапе ему нужна помощь родителей. Малышу нужно постоянно делать массаж щек, губ, пальчиков, общий массаж тела.

Если говорить о развитии речи, то в два-три месяца у ребенка возникает гуление. Если его нет, то это уже первый признак проблемы. Как только мама заметила, что трехмесячный младенец не гулит, нужно сразу сказать об этом педиатру. В три-четыре месяца начинает развиваться фонематический слух, ребенок начинает прислушиваться к звукам, отыскивает источник звука, поворачивает головку к говорящему.

курган новости

У шестимесячного малыша в лепете появляются четкие звуки, которые произносятся в коротких звукосочетаниях. Но они еще не достаточно устойчивы. Среди гласных ясно звучит звук «А», среди согласных – «П», «Б», «М», «К», «Т». Ребенок уже хорошо понимает интонацию взрослого и реагирует на тон голоса.

К одному году он уже произносит простые по артикуляции звуки. Среди гласных — «А», «У», «И», среди согласных – «П», «Б», «М», «Н», «Т», «Д», «К», «Г».

Качество произношения зависит от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата, который еще только начинает функционировать. У каждого ребенка происходит это в разные сроки.

На втором году жизни дети начинают произносить звуки «Э», «Ы», «И», но твердые согласные звучат как мягкие: «Ть», «Дь», «Сь», «Зь». В это время возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи других.

На третьем году жизни подвижность артикуляционного аппарата повышается, появляются звуки «Ф-В», «Фь-Вь». Но произношение ребенка еще не соответствует норме. Фонематическое восприятие уже хорошо развито: дети не смешивают слова, близкие по звучанию, и пытаются сохранить слоговую структуру слова.

В четыре года в речи ребенка появляются твердые согласные, шипящие звуки, правильно произносятся со стечением нескольких согласных звуков. В это время дети начинают замечать ошибки в произношении других.

В пять лет большинство детей произносит шипящие и сонорные звуки – «Л», «Р», «Рь».

К шести годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры.

Произносительная сторона речи ребенка семи лет максимально приближена к речи взрослых, с учетом норм литературного произношения.

Если родители заметили какие-то отклонения или отставания у ребенка, то нужно обратиться к неврологу, а не к логопеду. Врач проверит состояние нервной системы.

К сожалению, современные родители остерегаются обращаться к неврологам. Они считают, что это когда-нибудь скажется на судьбе ребенка.

Очень хотелось обратить внимание родителей, именно на своевременную консультацию у врача – невролога, потому что если малыша вовремя не пролечить, то проблемы будут только усугубляться: ребенок будет плохо усваивать школьную программу, возникнут трудности с чтением и письмом.

В Центрально парке культуры и отдыха прошёл фестиваль "Мало лета".

Полностью владеть мелкой моторикой, ребенок может только к шести-семи годам. Развитие моторной сферы и речевое развитие тесно взаимосвязаны. Об этом свидетельствует не только опыт и знание многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование речевых зон и положительно действует на всю кору головного мозга ребенка. Недостаточная двигательная деятельность может привести к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к возникновению состояний мышечной пассивности и снижению работоспособности.

Для того, чтобы человек был успешен во всех видах деятельности на протяжении всей жизни, необходимо в раннем детстве развивать и поддерживать его самостоятельность.

Нельзя допускать, чтоб ребенок длительное время спал с родителями, особенно после трех лет, был сильно привязан к маме. Мы убеждаемся на практике: у детей это выражается в застенчивости, замкнутости, либо в агрессии, что пагубно влияет и на развитие речи. Сомнологи утверждают, что это может повлиять и на его дальнейшую судьбу в целом.

В вопросах развития речи у ребенка не существует мелочей. То, что представляется неважным в маленьком возрасте, может в дальнейшем обернуться самой серьезной проблемой. Часто взрослые не уделяют должного внимания развитию моторной сферы детей, не понимая, что это напрямую связано с развитием речи. В три-четыре года ребенок должен уметь ловить и бросать мяч через голову, в четыре-пять лет — рисовать прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивать простые формы.

В возрасте пяти-шести лет ему нужно уметь хорошо прыгать, бегать, к семи годам — завязывать шнурки и играть на клавишном струнном инструменте, заплетать косы.

курган новости

Если у ребенка здоровая нервная система, то он успешно выступает на спортивных соревнованиях, с легкостью будет запоминать тексты, пересказывать сказки, хорошо владеть карандашом, ручкой.

Для того, чтобы у ребенка была хорошая речь, получается, что нужна комплексная работа и невролога, и логопеда, и инструктора ЛФК, и конечно же, родителей.

— Очень многое зависит от родителей. Насколько они заинтересованы в том, чтобы решать проблемы своего ребенка. К сожалению, мы сталкиваемся с тем, что родители отказываются прислушиваться к советам специалистов.

В детском саду программа построена таким образом, что ребенок закрепляет полученные знания постоянно. Например, в понедельник дети изучают перелетных птиц. Они узнают названия пернатых, их птенцов, какие звуки те подают, откуда птицы прилетают. Во вторник учим ребенка считать: один скворец, два скворца, три скворца, четыре скворца, пять скворцов. Здесь мы уже работаем над окончаниями слов.

Программа составлена таким образом, что за неделю ребенку нужно освоить большой объем информации. При этом мы используем методики на развитие обоих полушарий, на развитие согласованных движений рук, ног и речи. Ребенок может шагать и произносить определенный текст, вырабатывая определенный ритм. Научившись на занятии у логопеда произносить какой-то звук, малыш закрепляет его с воспитателем.

Если родители не контролируют, какие знания усвоил их ребенок, а тем более в выходные дни не повторяют с ним уже выученный материал, то в понедельник мы в детском саду начинаем все сначала. Здесь важна роль родителей.

Большую роль в развитии речи играет питание. В последнее время наблюдается такая тенденция, что дети отказываются есть каши, супы, второе. А если предлагаешь детям попробовать суп, то они сразу отодвигают тарелку. Это говорит о том, что родители не вводили новые продукты и не научили ребенка ощущать новые вкусы. Когда малыш растет, важно правильно вводить прикорм, чтобы он ел не только жидкую пищу, например, пюре, но и твердую, которую необходимо тщательно пережевывать.

От развития жевательных мышц зависит, как будет развиваться артикуляционная моторика, сможет ли ребенок правильно поставить язычок, достаточно вытянуть губы, чтобы произнести нужный звук.

Как победить картавость?

— Часто задают вопрос: «Поможет ли подрезание уздечки». В этой ситуации все индивидуально. Учитель-логопед должен проработать с ребенком определенный период времени, разработать ему язычок с помощью артикуляционных упражнений, с помощью логопедического массажа. Если после курса подготовки у ребенка не получается занять нужную позицию для определенного звука. Надо задуматься, может быть причина в другом. Нужно отправить ребенка к неврологу, пролечить его, используя определенные процедуры. Сейчас детям назначают курс из 10 процедур – парафин на подъязычную область, которые тоже стимулируют мышцы артикуляции. Если в этом случае не получается, то возможно нужно обратиться к специалисту, который подрезает уздечку. Но как правило, мы стараемся обходиться без этого. Дети очень стараются, выполняют упражнения и постепенно у них получается правильно произносить звук «Р».

Мария Николаевна, как родителям понять, что ребенку уже пора научиться читать?

— Ребенок сам подскажет. Когда ему станет любопытно, что написано на вывеске магазина, что находиться в книге. Когда у него появится желание, тогда он будет с удовольствием читать. Не стоить заставлять ребенка читать, таким образом можно напрочь отбить желание на многие школьные годы, когда необходим навык хорошего чтения.

Учить ребенка читать нужно тогда, когда он хорошо освоил свой родной язык. Если у него «каша» во рту, и он не произносит основную группу звуков: шипящие, свистящие, сонорные, то стоит начать с простых гласных звуков: «А», «О», «У». На базе их научить ребенка определять первый звук в слове, потом последний.

Когда звукопроизношение придет в норму, то можно переходить к плавному, слитному чтению.

Мария Николаевна, почему ребенка важно учить читать, используя бумажный вариант книги, а не электронный?

— Обучение в школе идет по учебникам, несмотря на то, что используются компьютерные технологии. Ребенку нужно уметь обращаться с книгой. Он должен легко в ней ориентироваться, знать, где оглавление, на какой странице он может найти нужную информацию. Важно научить ребенка самостоятельно добывать себе знания. Если он в дошкольном возрасте уже привыкнет работать с книгой, с альбомом, с тетрадью, ему гораздо легче будет в школе. Литературное чтение предполагает знакомство с большим объемом информации. Если ребенок читает, он непроизвольно запоминает, как пишутся эти слова, это будет сказываться на грамотности, расширится словарный запас.

Подбирать и читать книги ребенку надо по его возрасту. Возможно, современным мамам и папам они покажутся не актуальными. Прочитайте их вместе с ребенком, спросите, что ему понравилось, что не понравилось, как он сам поступил бы на месте главного героя, кого из персонажей ему жаль, на кого он хочет быть похож.

Учите с ребенком потешки, стихи, пословицы, поговорки, так у него будет развиваться слуховая и зрительная память, улучшится дикция и будет увеличиваться словарный запас. С детства можно объяснять, какие жанры существуют: былины, сказки, поэмы, басни, легенды. Уже в школе ребенок будет чувствовать себя эрудированным, сообразительным, потому что у него есть большой интеллектуальный багаж за спиной.

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *