Под Курганом из-за солнечного затмения собрались астрономы со всего мира

новости курган

Когда в очередной раз произойдёт это уникальное явление?

Сегодня жители Земли смогут наблюдать кольцеобразное солнечное затмение: в максимальной фазе спутник нашей планеты покроет 94% диска светила. Счастливчиков будет немного, поскольку полоса максимальной фазы пройдёт по малонаселённым территориям: по западной части Канады, по Гренландии и по крайнему северо-востоку России — Якутии, Магаданской области и Чукотке.

Надо отметить, что по информации Московского планетария, за 50 лет в нашей стране случилось семь полных солнечных затмений. Последнее кольцеобразное затмение произошло 20 мая 1966 года и было весьма специфическим: полоса шириной всего 4 км прошла через Северокавказский регион, кольцеобразное затмение длилось не более 5 секунд и имело фазу 0,999, то есть это было практически полное затмение.

Предстоящее кольцеобразное затмение 10 июня 2021 года открывает целую серию подобных явлений на территории России, которые будут происходить летом с интервалом в 9 лет или дважды за сарос — период, по прошествии которого затмения Луны и Солнца повторяются в прежнем порядке. И если кольцеобразное затмение 10 июня 2021 года будет видно только в крайне труднодоступной части нашей страны, то уже следующее в этой серии, 1 июня 2030 года, можно будет наблюдать в густонаселенных районах, во всей красе его увидят и курганцы.

Впрочем и сегодня нам было бы на что посмотреть — в Кургане затмение начнётся около 16.00 и достигнет максимальной фазы ровно в 17.00, когда Луна покроет 36% солнечного диска. Было бы — но, к сожалению, сплошная облачность, похоже, не даст нам полюбоваться этим уникальным явлением. Тем больше поводов вспомнить о том, как 22 сентября 1968 года Курганская область оказалась в центре внимания мировой астрономии. Итак, перенесёмся на полвека назад…

О том, как Зауралье побывало мировой столицей астрономии

новости курган

«Сумерки наступили после полудня. Поначалу это едва ли было заметно. Все так же «печатались» на побуревшей траве телескопы, ослепительно лучились целостатные зеркала спектрографов, белела труба десятиметрового объектива коронографа… Но в 15 часов 10 минут 49 секунд щёлкнули секундомеры, заработала аппаратура: первый контакт. Луна коснулась края Солнца. Медленно наплывал тёмный диск….»

В погоне за термоядом

Так начал свой репортаж о событии, произошедшем 22 сентября 1968 года — полном солнечном затмении, — один из патриархов курганской журналистики Борис Клеймёнов. О явлении, самом по себе не рядовом, стоит вспомнить ещё и потому, что благодаря ему Курганская область на несколько дней стала мировой столицей астрономии.

Сегодня, наряду со многими другими явлениями и процессами, которые в другие годы заставляли задуматься лучшие умы, солнечное затмение стало элементом массовой культуры, бесплатным шоу. Почему же в новое и новейшее время, когда у этого редкого астрономического события пропал зловещий магический ореол, существовавший в донаучную эпоху, затмение стало событием, которое заставило учёных гоняться за ним по всему земному шару? Вот, например, французский учёный Пьер Жансен во время полного солнечного затмения в Индии 18 августа 1868 года впервые исследовал хромосферу Солнца. Был получен спектр нового химического элемента. Этот элемент назвали в честь светила — гелием.

Казалось бы, в 60‑е годы прошлого века, когда в арсенале астрономов, физиков и астрофизиков чего только уже не было — от радиотелескопов до ускорителей элементарных частиц, интерес к солнечным затмениям должен был угаснуть. Но ничего подобного не произошло. Почему? А взять хотя бы тот факт, что Солнце является огромным термоядерным реактором, а тогда вопрос создания подобного неисчерпаемого источника энергии считался делом ближайшего будущего. Наблюдение за солнцем, пусть даже и с орбиты, учитывая огромный поток энергии, который светило испускает в «штатном режиме», не позволяло исследовать тонкие процессы в его атмосфере, что могло бы дать много новых знаний о физике плазмы. А вот если загородиться от этого потока чем-нибудь, например Луной, то, изучая процессы, происходящие в солнечной короне, то есть во внешних слоях атмосферы нашего светила, можно было получить ответы на важные вопросы. Разумеется, помимо возможного практического применения этих знаний люди науки хотели глубже изучить то, как «работают» звёзды на фундаментальном уровне. Поэтому в заранее известную точку, где затмение можно было бы наблюдать во всей красе, изъявили желание отправиться десятки учёных из многих стран мира. Этим местом стал Юргамышский район Курганской области.

Политический вопрос

Захотели-то многие, но вот получилось не у всех, поскольку социальные процессы, в отличие от астрономических, проходят быстро и непредсказуемо. Когда астрономы уже паковали чемоданы, пришло известие о том, что 21 августа 1968 года войска Организации Варшавского договора вошли в Чехословакию. Эта акция, как и любые другие подобные действия нашей страны, направленные на защиту её геополитических интересов, получила на Западе известную оценку. Таким образом, судьба экспедиции оказалась под вопросом.

Среди тех, кто не смог принять в ней участие, несмотря на то, что очень хотел, был один из ведущих американских астрономов, профессор Гарварда Дональд Мензел, известный также как популяризатор науки и разоблачитель лженауки «уфологии». Надо сказать, что он уже был в СССР в 1936 году, где участвовал в наблюдении полного солнечного затмения 19 июня близ посёлка Акбулак Оренбургской области. Та экспедиция была очень масштабной, достаточно сказать, что в её составе было 38 американцев, она передвигалась на литерном поезде и везла с собой 14 тонн оборудования. В это время Мензел сотрудничал и подружился с одним из основателей отечественной астрофизики, в то время директором Пулковской обсерватории Борисом Петровичем Герасимовичем. Уже в следующем, 1937-м, году Герасимович был репрессирован и расстрелян по так называемому «пулковскому делу», в ходе которого был уничтожен цвет советской астрономии. Справедливости ради надо сказать, что в отношении самого Дональда Мензела в период американской антикоммунистической «охоты на ведьм» на рубеже 40-50-х годов прошлого века также велось расследование по поводу его связей с СССР. Ближайший сотрудник Мензела Джей Пасачофф в своей статье о его наблюдениях за затмениями отмечает, что учёный имел формальное приглашение на визит, но «…после советского вторжения в Прагу обмены были прерваны, как и наша экспедиция». Как мы увидим дальше, это не помешало приехать учёным из многих других западных стран. Тем не менее, хотя сам астроном из США в нашу страну не попал, он прислал сконструированную им специальную фотокамеру для наблюдения за затмением, которую использовали советские учёные.

А вот английскому астроному «большой звёздной величины», посвящённому в 2001 году королевой Елизаветой II в рыцари, сэру Патрику Муру, попасть в Зауралье удалось. Надо сказать, что человеком он являлся неординарным, не только учёным, но и музыкантом, писателем, ещё в 50-х годах вёл телепередачу на Би-би-си «Ночное небо». Патрик Мур был другом человека, гораздо более известного в России, а именно гитариста легендарной группы Qeen Брайана Мэя, по совместительству также астрофизика, в соавторстве с которым написал несколько научно-популярных книг.

История того, как Мур оказался у нас, заслуживает отдельного внимания. Лирическое отступление из рубрики «Их нравы». В то время учёный отошёл от «большой науки» и был директором планетария в небольшом ирландском городе Арма. И здесь до него дошли слухи о том, что его молодой ученик Джеймс Мюрден с группой коллег собрался в Россию смотреть затмение. Мюрден заранее через Академию наук СССР получил одобрение на визит британской делегации, несмотря на то, что сам относился к затее скептически из-за чехо-словацких событий. К его удивлению, разрешение было получено. Разумеется, Патрик Мур отправил своему ученику письмо, мол, «могу я поучаствовать в вечеринке затмения?». Однако количество согласованных советской стороной членов экспедиции из Туманного Альбиона было ограниченным. Мюрден, видимо, зная законы не только физики, но и бюрократии, опасался, что просьба о включении лишнего человека может привести к тому, что принимающая сторона укажет на дверь всем. Такое вполне могло произойти. Одна из популярнейших английских газет «Daily Mirror» 10 сентября опубликовала статью «Нет» звёздному человеку»: телевизионному астроному Патрику Муру, который представляет на Би-би-си «Ночное небо», отказано в визе в Россию…». «Нет» было, кстати, написано как «Niet!». Неизвестно, какой отклик у нас могла бы вызвать эта публикация. Поэтому ученик ответил учителю отказом. И, как вспоминает Мюрден, в качестве реакции на это пришло гневное послание от Мура, напечатанное только заглавными буквами, где он грозил, что если его не включат в состав экспедиции, будет заблокировано её финансирование и (мы помним, что он имел связи на Би-би-си) информационная поддержка. На это Мюрден пожал плечами и отправился в Союз. Каково же было его удивление, когда утром дня перед затмением он увидел в далёкой Сибири Патрика Мура! Тот шёл по лагерю астрономов с трубкой в зубах и саквояжем с таким видом, будто добрался из Англии пешком и теперь хочет спросить первого встречного: «туда ли я попал?».

«В Юргамыше сложно найти кабель»

Интересно, знали ли Мур и Мюрден, подданные королевы Елизаветы II, что деревня, рядом с которой находился ныне не существующий пионерский лагерь «Орлёнок», тоже называется Елизаветинка? Именно там, в восьми километрах к югу от Юргамыша, расположилась база астрономов. Вот как красочно описывает её Борис Клеймёнов. «…Над аркой с надписью «Пионерский лагерь «Орлёнок» колыхались флаги. В центре — алый с серпом и молотом, по бокам восемь других. Тихо. Иногда между желтизной деревьев промелькнёт малиновая куртка американца, опутанная ремнями аппаратуры, или белый халат француза, а то чёрная куртка итальянца. Пятаки берёзовой листвы кончаются на косогоре. Начинается площадка наблюдений. Справа — свердловчане, рядом с ними группа профессора Ляфинера (Франция), дальше микроавтобус, синие буквы «Римская астрономическая обсерватория. Юргамыш — СССР». Внизу, опоясав футбольные ворота, выбрали место американские студенты из Массачусетского университета. Ближе к речке расположились американцы из университетов Нью-Мехико, Адельфи, фирмы Дуглас. Англичане соседствовали с киевлянами, москвичи (Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн) с рязанцами из Всесоюзного астрономического геодезического общества. Крайними были палатки Грузинской академии наук и чаши радиотелескопов ЛГУ. Последние опробования, испытания, репетиции…».

новости курган

Конечно, создать подходящую инфраструктуру, да и бытовые условия для капризных представителей Запада было не так-то просто. Вот, например, какое письмо отправила уже упомянутому Дональду Мензелу председатель Комиссии по исследованию Солнца при Астрономическом Совете Академии наук СССР Н.Б. Егорова. «К сожалению, там (в пионерском лагере, — авт.) в домах нет маленьких комнат (на 1-2 человека). Все комнаты большие (на 8-10 человек). Если вы предпочитаете жить отдельно, возьмите с собой палатки, которые можно разместить на территории лагеря. Конечно, ночью в конце сентября не исключены заморозки, поэтому может быть холодно и в палатках. Дома оснащены электрообогревателями. Все участники экспедиции обедают в лагере. Место для наблюдений находится на большом лугу рядом с лагерем. В лагере есть электричество. Линия электропередач находится в 200 метрах от луга. Мы советуем привезти с вами кабель для подключения к электросети (сложно найти кабель в Юргамыше)».

Тем не менее, в отчёте об экспедиции, который опубликовал её руководитель М.Н. Гневышев в №2 за 1969 год научно-популярного журнала Академии наук СССР «Земля и Вселенная», было отмечено, что база под Юргамышом была во всех отношениях подготовлена к началу наблюдений. Перед этим нужно было удобно разместить и обеспечить всем необходимым около 100 участников экспедиции. А необходимо было многое: стабильная электроэнергия, строительные материалы, транспорт, связь, питание и даже медицинская помощь. Но благодаря неустанным заботам гостеприимных хозяев и в частности заместителя председателя Курганского облисполкома Н. П. Кругликова учёные не испытывали никаких затруднений.

Первой в Юргамыш прибыла экспедиция Астрономической обсерватории Уральского университета. Участники этой экспедиции подготовили лагерь к приёму учёных, заблаговременно установили и отъюстировали свои приборы, а позднее помогали разместиться и другим экспедициям.

Талисман не подвёл

И вот наступил день затмения, которое, кстати, в полной фазе длилось всего 37 секунд, и за это время нужно было успеть очень и очень многое. Как свидетельствует Борис Клеймёнов, накануне всем было тревожно, небо окутала облачность, а ближе к ночи начался дождь. Для того, чтобы из-за ненастья экспедиция не была окончательно сорвана, вблизи наблюдательной площадки находился самолёт, который в случае плохой погоды мог поднять в воздух 12 наблюдателей с небольшими инструментами. Но астрономы надеялись на хорошую примету — в составе экспедиции был швейцарский учёный, директор Цюрихской обсерватории Макс Вальдмайер, который двенадцать раз наблюдал затмение — на Гавайях и в Судане, в Турции и в Перу, и всегда удачно. Живой, разумный и учёный талисман не подвёл — все экспедиции выполнили программы полностью.

Кульминацию события ярко, как на хорошей цветной фотографии, нарисовал наш зауральский коллега:

«Усилитель разносит по площадке наблюдений голос профессора Всехсвятского:

— До начала полного затмения осталось 30 минут…

Уже прикрыта добрая половина, и снова:

— До второго контакта остаётся 20 минут.

Заметно похолодало. Усилился ветер. Наброшены на плечи куртки. В землю врезаются узкие тени. Свет необычно насыщен голубизной. Сквозь оранжевый светофильтр высвечивается раскалённый серп. Справа — чуточное дымчатое облачко. Тревожно. Как некстати. И вздох облегчения. Облачко тает.

— До начала полного затмения 10 минут, — объявляет Сергей Константинович. Теперь уже даже трава отбрасывает графически чёткую тень с собственным зеленоватым оттенком.

— Сумерки, отличные сумерки, — повторяет кто-то. По другому берегу речки тянулось стадо коров, раздавалось надрывное трубное мычание.

— До начала полного солнечного затмения осталось 5 минут… Чувствуется, как волнуется старый профессор. Чувствуешь, как и самого охватывает трепет ожидания — четыре минуты, три минуты… 120 секунд… 60 секунд… 40 секунд, 30 секунд, 11 секунд. Из-за другого края Луны — слабый отблеск, по диаметру — тоненький светлячок.

— Один, два три, — звучит отсчёт секунд. В голубом небе сияла солнечная корона, увенчанная корональными лучами. Слева была видна Венера.

— 35… контакт! И снова по диаметру белое пятнышко, потом дуга. Свет как-то сразу хлынул на землю».

А наиболее интересные наблюдения, проведённые во время затмения участниками Объединённой экспедиции, отметил М.Н. Гневышев. Так, высококачественные снимки хромосферы, внутренней и внешней короны Солнца получили сотрудники Астрономической обсерватории Киевского университета. Они фотографировали корону на коронографе с фокусным расстоянием 10 метров. Очень интересные снимки сияния, окружающего Солнце, сделаны экспедицией Парижского астрофизического института. А доктор Вальдмайер, который предметно занимался исследованием структуры и распределением яркости короны в течение 11-летнего цикла, впервые за всё время дюжины затмений сфотографировал корону в максимуме солнечной активности.

Но не только астрономы проводили наблюдения во время затмения. В самом посёлке Юргамыш сотрудники Новосибирского биологического института Сибирского отделения АН СССР следили за поведением различных животных. Надо отметить, что помимо Объединённой экспедиции в Юргамыше солнечное затмение наблюдали экспедиции вблизи станции Талица в Свердловской области, в Сарышагане на берегу озера Балхаш, на станции Есиль Кустанайской области и другие. Но Объединённая международная экспедиция на территории Зауралья была среди них самой крупной и представительной.

Факты о затмениях

Затмение 1 мая 1185 г. упоминается в «Слове о полку Игореве» и было расценено князем Игорем как предвестник беды. Сам князь и его дружина находились значительно южнее полосы полного затмения и могли наблюдать только частное затмение. Максимальная фаза затмения, которую могли наблюдать герои «Слова о полку Игореве», составляла 0,8. Данное затмение отмечено в Лаврентьевской летописи и аналогичным образом во многих других летописях, в частности в Новгородской первой летописи, как полное (происшедшее вечером 1 мая 6694 года от Сотворения мира (1185 года от Рождества Христова). Вероятное происхождение свидетельства — Новгород, где затмение было полным. Другое описание содержится в Ипатьевской летописи, где затмение связано с походом князя Игоря Святославича, наблюдавшего его около реки Северский Донец, где оно должно было быть и действительно описано частным: «солнце стояще яко месяць».

Полное лунное затмение, произошедшее на территории Европы, Африки и части Азии 1 марта 1504 года, известно тем, что Христофор Колумб использовал его для запугивания ямайских индейцев. Во время четвёртой экспедиции команда первооткрывателя Америки прожила один год на Ямайке, где аборигены снабжали их провиантом. Со временем они стали приносить меньше еды и питьевой воды, людям грозила голодная смерть, и Колумб решил воздействовать на индейцев, используя знания астрономии. Обратившись к астрономическим таблицам-эфемеридам немецкого астронома Региомонтана, он обнаружил, что 1 марта 1504 года состоится полное лунное затмение, которое на территории Америки будет наблюдаться 29 февраля. Колумб сообщил вождям индейцев, что его боги возмущены их поведением и вскоре продемонстрируют это. Когда луна покраснела, индейцы в ужасе стали просить прощения. Колумб, удалившись в свою каюту и дождавшись конца затмения, длившегося 45 минут, вышел и сообщил, что они прощены, и поставки провизии стали исполняться на прежнем уровне.

Затмение 29 мая 1919 года позволило подтвердить правоту Альберта Эйнштейна. В начале XX века перед экспериментальной физикой возникла принципиальная задача — проверка так называемого «эффекта» Эйнштейна. Согласно теории относительности, созданной гениальным физиком и являющейся одним из оснований современной науки, лучи света, испускаемые звёздами, проходя вблизи Солнца, должны искривляться, поскольку гравитация светила меняет вокруг него свойства пространственно-временного континуума. Теория относительности позволяет вычислить с большой точностью степень искривления луча. В начале XX века, когда и было создано новое представление о пространстве-времени, этот вопрос представлялось возможным решить лишь во время солнечных затмений при рассмотрении света звёзд, проходящего поблизости от Солнца. Это один из немногих экспериментов, который решал судьбу правильности общей теории относительности, и значение его трудно преувеличить. И этот эксперимент, который был поставлен впервые во время затмения английскими исследователями на западном побережье Африки и в северной Бразилии, ознаменовал своими результатами торжество теории Эйнштейна: предсказанное угловое смещение света звёзд в 1,7 секунды в точности подтвердилось.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Ссылки по теме:
7 октября 2019