«Снимаю человеческие победы над злом»

Писатель и звезда мировой фотографии Владимир Ролов станет специальным корреспондентом «КиК» в Европе

Известный во всем фотографическом мире фотограф Владимир Ролов живет и работает в Германии уже не один десяток лет. Напомним, что автор уникальных снимков — наш земляк. Владимир Ролов родился и вырос в Челябинске. После учебы переехал в Курган, трудился в Курганспецстрое, затем работал в газете «Советское Зауралье». После девяти лет работы в Кургане получил приглашение в газету «Советская Россия» в Москву, а затем перебрался в Европу.

Удивительно, но время, проведенное в Кургане, Владимир Ролов связывает с ощущением свободы и творческого роста. Так сошлись звезды, что теперь наше издание намерено периодически публиковать материалы, написанные Владимиром Роловым, и его снимки. Владимир горячо поддержал наше предложение, полагая, что навсегда останется должником Зауралья. Это интервью — знакомство с писателем и мировой звездой фотографии, согласившимся стать специальным корреспондентом «КиК» в Германии.

Писатель или фотограф?

Бабушкины сказки Курганская область 1983

«Я не профессиональный писатель, хотя опубликовал несколько книг. И не профессиональный фотограф, хотя всю жизнь снимаю, — говорит о себе Владимир Ролов. — Я журналист, который пытается делать по необходимости и то, и другое. В каждом материале — свой акцент. Иногда фотография эмоционально поддерживает текст, а иногда, наоборот, текст поддерживает визуальный ряд».

Точнее сказать: и писатель, и фотограф, и журналист мирового уровня, соединивший эти три вида творчества. Достаточно набрать «Владимир Ролов» в поисковой строке браузера, чтобы убедиться.

Последнюю книгу Владимир Ролов задумал, как фантастический роман, подкрепленный документальными фотографиями, многие из которых сделал во время журналистской работы. Соединенное воздействие текста и снимков должно кружить читателю голову: вроде бы, сюжет вымышленный, но вот же фотоподтверждение… Так появилась уникальная книга «ФРО. Роман с фотографиями». По мнению автора, слово и фотографический образ никак не спорят и не конкурируют друг с другом. И то, и другое — способ выражения мысли творящего.

А если говорить о профессиях, то по специальности Владимир Ролов — инженер-строитель.

Существует ли свобода слова?

Ижевский дом ветеранов воины и труда 1986

Писатели, как заявил когда-то Сталин, — инженеры человеческих душ. Для некоторых это заявление обернулось творческой несвободой: создавай нового человека, а не лирику разводи. За это многие ругают Советский Союз. Его больше нет. Сейчас никто ни от кого не требует быть инженером. А вот разрушителем — да. Так что свободы стало только меньше.

«Сейчас популярно снимать, писать, показывать негатив. Человеческая душа, к сожалению, на девять десятых состоит из тьмы, из плохого. Людям нравится кормить свою темную часть — читать про аварии и убийства, разные формы насилия. Журналист вынужден идти у них на поводу. А кроме этого — транслировать картину мира владельца издания. Так что, конечно, журналисты несвободны — ни в России, ни в Германии, ни где либо еще. И никогда не были свободны».

Поэтому Владимир Ролов не причисляет себя к профессионалам — профессией зарабатывают. Единственный способ писать и снимать свободно, по его мнению, — не зависеть от этого финансово.

«Я ни от кого не получаю денег. Даже когда меня приглашают в Россию — в последний раз были с женой на Сахалине — я не беру гонорары за свои выступления и лекции, — рассказал мастер фотографии. — Я свободен. А значит, могу говорить и писать то, что считаю нужным. В фейсбуке. В тех изданиях, которым я интересен. Этика и мораль — мои единственные ограничители».

Кому нужна этика?

Портрет пожилой женщины. Германия, Мёрс, 2010 г.

Существует мнение, что единственный принцип, который может действовать в журналистике, фотографии, литературе — говорить правду, как она есть. Не искать плохого, но и не выпячивать хорошее. Объективно показывать реальность.

«Да, если я снимаю прикладную фотографию. Это фиксация процессов, которую могут взять на себя роботы или дроны. Если же речь о творческой фотографии — о журналистской или о художественной — то она насквозь пропитана этикой и моралью, — считает Владимир Ролов. — В зависимости от того, в каком этическом поле существует журналист, будут определяться его действия и предпочитаемые или табуированные темы. Я существую в христианстве. Если придется снимать спасение людей из завалов после бомбежки, я буду исполнять долг перед читателями, которые ждут мой отчет. Но немедленно брошу камеру, если потребуется моя физическая помощь. И сделанные фотографии будут вызывать сострадание и любовь к людям, восхищение их волей, а не ненависть и другие негативные чувства».

Журналистика и фотография призваны не только распространять информацию, считает Владимир Ролов. Обычно не называемая, но самая значимая их роль — распространение эмоций. Очевидно, что, рассказывая об одном событии, можно вызвать разные чувства. Зла в мире и так очень много. И немалая доля ответственности за него лежит на «инженерах душ». Если писатель, фотограф, журналист откажется от этики, то будет в ответе не только за себя, но и за всех, на кого влияет.

«Меня слушает, смотрит, читает столько людей, что распространять среди них негатив я не намерен. Моя задача — апеллировать к лучшему в человеке. К любви».

В чем цель искусства?

Лучший дворник

Еще один модный тренд — искусство ради искусства. Без учета зрительской реакции: «я художник, я так вижу». А кто не понял — тот не дорос до гения. Но как в этом случае определить, кто гений, а кто бездарность? Владимир Ролов считает, что каждый снимок и каждый текст — послание зрителю.

«Иначе зачем снимать? Фотограф приглашает зрителя разделить свои чувства. Кто-то — восторг пейзажем, кто-то — восторг человеком. Я всю жизнь веду разговор о радости и любви, их всегда не хватает людям. И когда «послание» моего снимка (или книги) доносит до зрителя / читателя хотя бы малую толику этих чувств, я ощущаю свою нужность. «Фотограф тебя любит», — говорит снимок. И человек становится спокойнее и счастливее», — определяет свою цель Владимир Ролов.

Искусство проявляется в способности автора воздействовать на человека и менять его. Делать красивее изнутри. Говорят, что цель и суть искусства — красота. А настоящая красота, по мнению Владимира Ролова, это доброта плюс правда.

«Поэтому я снимаю людей, а не пейзажи и натюрморты, из которых получаются почтовые открытки, не перерастающие во что-то большее, осмысленное. В людях я ищу любовь — ощущение, которое человек испытывает всякий раз, когда он добр и честен. Другими словами, снимаю человеческие победы над злом».

Почему не все видят красоту?

Все, что мы делаем и видим, определяет наша жизненная концепция. Установка сознания. По мнению Владимира Ролова, нельзя стать настоящим фотографом, писателем, журналистом, если у тебя нет своего взгляда на жизнь — не важно, плохого или хорошего.

«Надо знать, ради чего вы живете и куда идете. Когда общее отношение к жизни выработано, появляется некий фильтр. Или даже поисковая машина, которая помогает видеть в реальности подтверждение ваших мыслей и чувств. Так вы можете видеть то, чего не видит другой — вы резонируете, а он нет».

Человек ищет вокруг то, что подтверждает его ощущения и догадки. И находит, потому что в мире есть все.

«Например, я верю в любовь и красоту, поэтому вижу их. Добрых людей несоизмеримо больше, чем злых. Они везде. Рядом с нами. За границей. Даже в стане заклятых врагов. Большинство людей вызывает у меня восхищение».

Одного видения недостаточно. Чтобы написать о человеке или снять его интересно, нужно вникнуть в его жизнь и характер. Это непросто: человек сразу не раскрывается, а если раскрылся, журналисту может не хватить опыта, да и просто необходимых человеческих качеств, чтобы осознать дугой мир и сориентироваться в нем.

«Настоящий журналист растет от героя к герою. А когда этот рост приобретает новое качество, на свет рождается, например, писатель или фотохудожник».

Снимать и писать может каждый?

Укольчик Иваново 1985

Сегодня каждый второй мнит себя блогером, размещая посты в соцсетях. А не фотографирует только ленивый — одно движение пальца по экрану смартфона и готово. Зачем тогда говорить о мастерстве?

«Да, имея пару-вторую сотен долларов, можно купить фотокамеру, которая может почти всё. И тут же посчитать себя фотографом. До известной степени так оно и есть. Если решил снимать прикладную фотографию, можно сразу начинать. Результат устроил владельца камеры и его заказчиков — вот всё и сложилось, можно зарабатывать деньги. То есть, уже готов профессиональный фотограф. Другое дело, если человек решил заниматься творческой фотографией».

В этом случае, говорит Владимир Ролов, человеку предстоит понять, о чем он хотел бы снимать.

«Другими словами, решить, что рвет ему душу (или греет), и начать поиск фотографического языка, на котором он смог бы рассказать об этом. Этот язык состоит из двух компонентов — из технического и образного. Предстоит изучить камеру, её возможности, а также понять, что такое образ в искусстве. На всё это уйдет лет пять-десять. Тогда и родится настоящий фотограф».

В системе Владимира Ролова есть несколько категорий. Профессионалы — те, кто зарабатывают фотографией. Мастера — особо успешные профессионалы, достигшие высокого уровня в ремесле. Фотохудожники и творцы, занятые исключительно творческой фотографией. Фотолюбители, которые снимают для себя, друзей и родственников и являются потенциальными мастерами и творцами.

Очевидно, что большинство владельцев смартфонов и даже фотокамер остаются фотолюбителями. И это здорово — человек получает удовольствие от творчества, отражает то, что ему интересно в этом мире. Если немного подучиться и поставить себе цель, фотолюбитель может стать профессионалом. А вот мастером или фотохудожником — не каждый.

Рецепт шедевра

Первая зарплата Белозерский район 1984

«Чтобы стать большим фотографом, надо сначала стать большим человеком. То есть, содержательным человеком с определенным культурным уровнем и со своей жизненной позицией. Нужно иметь царя в голове и знать, зачем и каким образом живешь. Но и этого недостаточно — опытных и умных людей много, но не все они большие фотографы. Для этого еще надо быть смертельно влюбленным в фотографию. Я знаю одного фотографа, он говорит, что иногда просто щелкает затвором камеры — ему нравится звук. Нужно глубоко понимать образность снимка и уметь ее создавать. Образ — это зашифрованное послание, сообщение зрителю обо всех людях, о человечности, о смысле жизни. О том, что волнует автора как одного из людей. Надличностное обобщение. К этому нужно прийти».

Но даже если ты любишь фотографию, имеешь свой взгляд на мир и художественные способности, этого не достаточно, чтобы сделать фотошедевр. Тут работает удача или божественное предопределение.

«Фотограф использует своё мастерство и опыт не чтобы сделать шедевр — это невозможно! — но чтобы подготовить для него почву. Чем опытнее фотограф, тем больше шансов на успех. Но не гарантия успеха. Бывало, люди, второй раз в жизни взявшие в руки фотокамеру, делали бессмертные снимки. Это как Господь управит. Но, чтобы выиграть в лотерею, надо, как минимум, купить билетик, то есть, камеру. И работать с ней, постоянно совершенствуясь».

Как и многие мастера в своем деле, Владимир Ролов уверен, что талант в фотографии — это когда дар и трудолюбие суммируются. Причем последнее куда важнее первого. Часто менее одаренный человек достигает большего за счет трудолюбия, а куда более одаренный лентяй остается ни с чем. Мы все даровиты — в той или иной степени. Но не все любим трудиться.

Чему можно научиться у немцев?

Русские, как правило, делятся на два лагеря. Представители одного ругают загнивающий Запад. Представители второго всеми силами на Запад стремятся. Наличие таких крайностей показывает, что между Россией и Европой есть разница, иначе сравнение не вызывало бы столько эмоций. А значит, нам есть чему поучиться друг у друга. Если брать немцев, то именно трудолюбию и любви к красоте.

«Одним из мотивов пожить в Германии, и вообще в Европе, было желание понять разницу межу ними и нами, — рассказал Владимир Ролов. — Парой слов различия и сходства немцев и россиян не описать. Но вот основное, как мне кажется. Средний немец, несомненно, культурнее среднего россиянина в быту. Для него «красота» — не пустое слово, но мотив к оформлению жизни. Поэтому здесь чище и красивее, чем в России, не только на улицах, но и в домах. Немцы сами следят за чистотой своего тротуара — никто их не заставляет, они сами подметают его хотя бы раз в неделю, потому что бумажки, щепки, листва и пыль их раздражают».

Даже если это удаленный хутор, где живет одна семья, все будет ухожено, приглажено и украшено. «Потемкинские деревни» или улицы, где дома окрашены только с фасадов, а во дворе грязь и строительный мусор — такое для немца немыслимо. По мнению Владимира Ролова, на россиян в этом отношении повлияли климатические условия и историческая судьба. Но, согласитесь, оправдывать брошенный мимо урны мусор татаромонгольским нашествием или тяготами Великой Отечественной войны как-то бессовестно. Чаще виновата лень.

«Еще важное отличие: немцы любят работать. Работа — это религия Германии. Большинство немцев видит в работе не только источник денег. Для них это — самореализация. Они стараются неистово, чтобы научиться работать лучше. Посещают различные платные курсы, которые стоят не сотни, а тысячи евро. В России пока такое редкость».

Но и немцам есть, чему учиться у нас.

«Россияне несравнимо большие мастера по выживанию. И нынешние россияне невероятно восприимчивы ко всему новому: Германия еще только-только начинает поворачиваться, а в России уже давно это новое работает на каждом углу. И таких эмоциональных бурь, какие переживают россияне, немцы избегают. У них все ровно, гладко, по правилам. Это заставляет иногда чувствовать себя несвободным».

«Есть еще многомного другого, что организует немецкий порядок, но делает людей его рабами. Поэтому скажу землякам: вы всё еще живёте в раю, друзья, хотя, возможно, этого и не чувствуете. Однако в целом у меня сложилось убеждение, что наши страны — побратимы, несмотря на две войны в прошлом веке. Столетия культурных, экономических, родственных связей не вычеркнуть. Смотрите сами, сколько в России Шмитов, Вайсов, Грефов! В Германии я нахожусь не за границей. Я нахожусь одновременно в обеих странах, родных для меня. Я от первой не отказывался, а вторую принял и помогаю немцам и россиянам лучше узнавать друг друга и дружить».

А к нам зачем?

Хор бабушек Ижевского дома ВОВ 1984

При этом самая удачная жизнь, неожиданно признался Владимир Ролов, у него сложилась именно в Кургане.

«Не было потом второго такого радостного времени, как эти девять лет. Всё складывалось очень гармонично: работал в Курганспецстрое среди прекрасных людей, относившихся ко мне по-отечески. Начальник управления выделил две комнаты под съемочный павильон и фотолабораторию. Для рядового инженера-строителя это оказался королевский подарок. Потом невероятная удача — приняли в штат «Советского Зауралья» фотокорреспондентом. Тогда главным редактором был Николай Фадеевич Иваненко. Все в редакции относились ко мне с симпатией, а с Валерием Портнягиным вообще сложились дружеские отношения. Главное ощущение того времени — свобода».

Возможно, именно поэтому писатель и фотограф мирового уровня спустя столько времени вспомнил наш город и с удовольствием согласился писать и снимать для курганцев.

Примеры немецкого порядка от Владимира Ролова

Чтобы прийти в гости к немецким друзьям, надо за пару недель позвонить и договориться.

На немецком садовом участке высота травы должна быть не более трех сантиметров — таков закон. Если не так, соседи на вас тут же нажалуются. Немцы вообще склонны «капать» друг на друга.

Чтобы сходить в лес по грибы, необходимо обучиться на специальных платных курсах, сдать экзамен и купить лицензию на сбор.

Жарить в лесу шашлыки можно только на отведенных для этого площадках, а если ты шашлычишь во дворе многоэтажки, необходимо получить согласие всех соседей.

Нельзя взять и поставить в лесу палатку — штраф. Только кемпинг.

В воскресенье мыть машину, возиться во дворе или в огороде запрещено — выходной!

Фото Владимира Ролова.

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *