Курганский театр кукол «Гулливер» высоко оценили на «Коляда-Plays»

новости курган

В Екатеринбурге подвел свои итоги 14-й международный фестиваль современной драматургии

14-й международный фестиваль современной драматургии «Коляда-Plays» все-таки состоялся – и никакая пандемия не встала на пути актеров и театралов, съехавшихся на уральский театральный праздник со всех уголков страны. Более 500 участников представили 29 спектаклей в разных жанрах – от «неспектакля–читки» до спектакля-концерта и театра абсурда.

Фестиваль «Коляда-Plays» – детище знаменитого уральского драматурга, режиссера и руководителя «Коляда –театра» Николая Коляды – проводится с 1994 года. В его программе главный акцент поставлен на пьесы уральских драматургов – самого Коляды и его многочисленных учеников.

Участником громкого культурного события уже во второй раз стал курганский театр кукол «Гулливер», обогативший программу фестиваля одним из самых обсуждаемых и зрителями, и критиками спектаклей: «Ангелочек» (12+) получил только восторженные отклики.

Судить – зрителям

Зарубежных гостей в этот раз по объективным причинам было меньше обычного: до Екатеринбурга добрались только участники из Казахстана (Темиртау) и Сербии. Преодолеть трудности на пути к фестивалю не удалось актерам из Алматы (Казахстан) – их не пропустили пограничники на границе с Курганом. Артисты ночевали в поле, пытались дойти до России пешком, но их путь так и не увенчался успехом. Хотя, все что ни делается, к лучшему: в репертуаре экспериментального театра «Арт-убежище BUNKER» теперь появится новый спектакль по мотивам актерских мытарств, который, возможно, станет «бомбой» будущего фестиваля.

Впервые в истории «Коляда-Plays» судейство было отдано зрителям, а не жюри. Билетиками и бумажками, опускаемыми в урны для голосования, они выражали свою признательность постановкам, покорившим их сердца. Театральные критики тоже без дела не сидели, после каждого спектакля разбирая с каждым театром по косточкам их творение. Как отметил президент фестиваля Николай Коляда: «У нас не фестиваль достижений, а фестиваль-лаборатория».

И все же имена победителей были названы, театральные награды вручены. Гран-при международного фестиваля современной драматургии «Коляда-plays-2021» получил спектакль «Тот самый день» Прокопьевского драматического театра (Кемеровская область) (режиссер — Снежанна Лобастова).

Эта комедия по количеству взрывов хохота побила все рекорды фестиваля: уж очень смешно и нелепо ведут себя ее герои, а главное – узнаваемо. 37-летняя Мария, успешный искусствовед, живет с мамой по ее заветам: короткое не носить, по клубам не ходить, с мужчинами не дружить… С личной жизнью у Марии при таком раскладе, естественно, не задалось. Но тут мама спохватывается: «Мне нужен внук!». И начинается комическо-героическая эпопея с поисками подходящего мужчины, которого, как известно, днем с огнем, а уж ночью-то тем более не сыскать. Упорству героини остается только позавидовать и посмеяться над ее фантастическими фиаско. Однако комедия юмором не ограничивается: тут вам и вечный женский вопрос, и проблема противостояния детей и матерей, и темы внутренних границ и навязанных стереотипов, вопросы лжи и свободы. Оригинальная сценография с болтающимися под потолком сухими деревцами без корней тоже заставляет задуматься над аллегориями нашей сложной жизни, куда не всякая женщина согласится привести будущего маленького человечка. О женской не сложившейся судьбе в уральской драматургии пьес хоть большой ложкой черпай. ТЮЗ из Темиртау привез спектакль «Просто удивительная дура» (хотя он и про не сложившуюся мужскую жизнь тоже), театр «Ателье 212» из Белграда (Сербия) показал одновременно грустную и комическую историю двух сестер из захолустья в пьесе «Русская смерть», молодежный театр «Ангажемент» имени Загоруйко из Тюмени посвятил женщинам в возрасте, пытающимся переписать свою жизнь набело, комедию «Угонщица» и получил приз за «лучший актерский ансамбль».

Были в программе фестиваля подняты темы войны – «Самый неизвестный солдат» (театр «Ангажемент»), «А зори здесь тихие…» (Серовский театр драмы), о личности в искусстве говорили театральные постановки, посвященные Марселю Марсо и Пикассо.

НЕспектакль в жанре читки с элементами шоу на очень серьезную тему поисков себя, при которых не замечаешь самого важного и самого нужного рядом, подарил фестивалю «Театр Новых Пьес» из Москвы. Этот театр в 2017 году в Москве открыл сам Николай Коляда, сделав его флагманом искренней и порой откровенно жесткой уральской драматургии в избалованной сюром столице.

новости курган

Театр «Ателье 212» из Белграда (Сербия) показал одновременно грустную и комическую историю двух сестер из захолустья в пьесе «Русская смерть»

Марионетки живее всех живых

Кукольные театры тоже показали свои лучшие постановки в инсценировке современных драматургов.

В конкурсную программу фестиваля вошел и спектакль «Ангелочек» (12+) театра кукол «Гулливер» по одноименному рассказу Леонида Андреева и в инсценировке Ярославы Пулинович, поставленный Дмитрием Ши.

История неустроенной жизни подростка, ищущего свет в душе, взволновала зрителей больших и маленьких. Театральные критики оказались единодушны в высокой оценке курганского спектакля.

Театральный критик, доктор филологических наук Леонид Быков поделился мнением с курганской труппой: «Как филолог, я ожидал иллюстрации к Леониду Андрееву, но, к счастью, ожидания не оправдались. Ваш спектакль не предполагает соотнесения с тем зерном, из которого оно выросло. Его можно смотреть, даже не прислушиваясь к словам, все понятно и так. Ваши марионетки живее всех живых! Это удивительно! «Ангелочек» – большой визуальный подарок глазу. Волшебство у вас рождается из ничего. Это искусство в своем гомеопатическом проявлении, но эта «гомеопатия» действует сильнее, чем восклицательные знаки многих других спектаклей, в том числе, и увиденных мной на этом фестивале. Замечательно, что в отличие от Андреева, у вас при очень трезвом рассказе вы оставляете луч света в финале, и ваш ангелочек не тает».

И хотя «Ангелочек» не удостоился приза (как сказал Коляда, в этом году не было номинации «детский спектакль»), зато эксперты наградили его такими характеристиками, как «очень нежный и поэтический», «невероятно красивый и умный спектакль», «воронка, которая затягивает».

Наш человек в «Коляда-театре»

Невероятно насыщенной была и офф-программа фестиваля с кинопоказами, яркими постановками Камерного театра Екатеринбурга, «Коляда-театра»… В том числе прошел 200-й показ легендарного «Гамлета» – визитки театра. Одну из ролей в котором, кстати, играет курганец, недавний выпускник ЕГТИ Иван Федчишин. Курганские театралы, посещавшие спектакли театра «Суббота плюс», наверняка помнят этого талантливого молодого человека.

Со всей юношеской дерзостью, еще будучи студентом, Иван пришел к Николаю Коляде и предложил сделать свой спектакль на его сцене с его актерами. И хотя Николай Владимирович тогда вежливо отказал молодому человеку, студент, ставший его актером, вскоре получил предложение поставить спектакль на одну из двух приглянувшихся мэтру новых пьес. Выбор по жребию пал на «Край земли русской – конечная», которую тоже можно было увидеть в нынешней офф-программе.

Недавно Иван совместно с актрисой Натальей Гараниной срежиссировал детский спектакль для будущей новогодней компании – «Гном по имени Бука». И стал режиссером проекта «Коляда-Радио», записывая театральные подкасты – монологи, написанные драматургами уральской школы в исполнении актеров «Коляда-театра».

Как актера Ивана Федчишина можно увидеть в большинстве спектаклей знаменитого театра: он играет в «Борисе Годунове», в «Гамлете», в «Трамвае «Желание», в «Ричарде III» и других. Главные роли у курганца в «Большой Советской энциклопедии» и «Овце божьей».

– Как-то я рассказывал коллегам из других театров о количестве работ за месяц, что у меня в этой половине месяца их мало – всего 9 спектаклей. На меня посмотрели с недоумением. «Девять?! У меня 6 за весь месяц!», – ответили мне, – смеется актер. – У нас частный театр, 60 спектаклей в репертуаре, тут очень много ролей и второстепенных, и главных. Массовка у нас так же важна, она создает особый художественный мир. Такой ритм всегда держит в тонусе. Ну да, устаешь, приходишь домой поздно, иногда лишь поесть, встаешь рано, не высыпаешься. И денег много не бывает, но у кого их много? Но мне все нравится, и это того стоит!

Фестивальный шок

Настоящим открытием фестиваля, его «бомбой» неожиданно стал спектакль «Рогатка» (на первом фото) по пьесе Николая Коляды, поставленный студентами 4 курса ЕГТИ (мастерская Вячеслава Белоусова) буквально накануне фестиваля и в последний миг каким-то чудом попавший в офф-программу. Режиссер «Рогатки», исполнитель одной из главных ролей, студент ЕГТИ Александр Балыков рассказал мне, что выбрал пьесу из-за ее уникальности – в России ее ставили всего два раза, а тема актуальна всегда. Тема одиночества, поиска любви и родной души, тема непонятости и отверженности, предательства и прощения.

Живой, бьющий наотмашь текст, рвущиеся из сердца искренние диалоги актеров, все проживающих с молодым драйвом и неподдельной правдой – на разрыв души и до ссадин на коленях. Завораживающая сценография делила мир героя-калеки Ильи (Максим Игнатов) на рай и ад, в центре которого металлическое дерево с ветвями-рогатками (творение Льва Низами), покрывающееся цветами и ангелами в минуты счастья, островок спасения от ночных кошмаров, выползающих в виде свиней из-под черной затянутой резиновыми полосами сцены. И это же дерево гибло на глазах героя в минуты отчаяния. Внимательный зритель считывал подтексты, вслушивался в переклички с Данте и Гете, с «Саломеей» Виктюка и знаменитым библейским сюжетом. Невероятно красивый и глубокий спектакль тронул до слез и самого автора пьесы, который тут же взял его в репертуар театра.

– За эту пьесу в свое время меня хотели побить все наши драматурги! – смеясь, представлял спектакль на фестивале Николай Владимирович. – Я знал, на что иду, хотел провокации, хотел что-то важное сказать. Эту пьесу часто ставят, я видел ее на немецком, на польском, на болгарском… Меня проклинали и ругали, а Роман Виктюк ее ставил с Маковецким в главной роли. Наконец современная драматургия добралась и до театрального института города Екатеринбурга. Прошло всего-то 32 года!

Еще несколько счастливых часов в летнем театре в Логиново на даче драматурга, и вот уже церемония награждения и прощания с фестивалем, после которого «Коляда-театр» отправляется на гастроли во Францию.

– Огромное счастье провести такой большой фестиваль. Я очень доволен, были полные залы, и никто никого не заразил, заражали только весельем и радостью. Главный враг человечества – уныние. Жить в ощущении, что это черновик, нельзя, не будет никакого чистовика. Вся жизнь сразу набело пишется, поэтому надо жить и радоваться, – подытожил автор уральского праздника Николай Коляда.

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *