Женщина должна быть счастливой и больше ничего

Курган новости

Артистка Курганского драмтеатра Анна Сараева стала «Актрисой года» по итогам 78-го театрального сезона.

На самом деле, Анна Сараева могла достигать совсем других вершин и выступать в другой роли и на другой сцене – в зале судебных заседаний. По первому образованию она – юрист.

— В школе я училась очень плохо, мне все время было интересно что-нибудь другое. Чтобы как-то приструнить, после девятого класса мама отправила меня в технологический колледж на юридическое отделение. Мне очень нравились некоторые предметы. Например, философия. Но все, что касалось специальности, не интересовало совсем. Юрист я плохой, вернее даже никакой. Зато я поняла, что мне нужно поступать в театральный. И после колледжа окончила Челябинскую академию культуры и искусства.

Актеры, как правило, вспоминают свои первые роли. Это елочки, грибы, снежинки, зайчики. А у вас была своя белочка?

— Белочка не приходила, зайчик не прискакивал. Я очень хорошо помню свою первую роль в спектакле-притче «Лавина» 2005 года. Мне тогда казалось, я не ту профессию выбрала. Собираешься на репетицию и думаешь, сейчас я все сделаю очень хорошо, просто божественно. А выходишь и ничего не можешь, как беспомощный щенок. Тебе все время говорят: «Это же элементарно! Почему ты этого не делаешь?!». И от того тебя сковывает еще сильнее. Практически все репетиции «Лавины» давались мне крайне тяжело — и морально, и физически.

Сцена из спектакля "Лавина"

Сцена из спектакля «Лавина» . 2005 г.

Вам больше нравится комедия или трагедия?

— В комедии мне, однозначно, легче. Подурачиться – это ко мне. Но я больше люблю играть серьезные вещи. Были у меня и трагические роли. Например, Алессандра Джунтини подарила мне роль Ирины Аркадиной в спектакле «Треплев. Проба».

Сцена из спектакля «Треплев. Проба».

Внешность не мешает, если хотите глубокую трагическую роль? У вас типаж молодой жизнерадостной девушки, почти подростка.

— Внешность не мешает, но приходится бороться с моей жизнерадостностью и с тем, что меня очень много. Александра часто говорила, чтобы я была полегче. Я думаю, здорово, когда ты находишь в себе то, что не лежит на поверхности. Чтобы увидеть эту глубину, сначала нужно отодвинуть все лишнее. Со мной такое происходит в трагедиях. Наверное, спокойный или угрюмый человек переживает то же, когда ему нужно сыграть что-то веселое. Вообще в нас есть все. И артист должен быть универсальным – уметь играть и комедию, и трагедию, и что-то фарсовое.

курган новости

Фотопроба на спектакль «Шведская спичка». 2008 г.

На кого из родителей вы больше похожи? Генетика помогает вам в работе?

— Я точно не в маму. Она пессимист, сразу думает: вдруг что-нибудь плохое. А папа любит петь под гитару – вроде ближе ко мне. Не знаю, я помесь какая-то или вообще сама по себе. Например, исключительно моя черта характера – абсолютная стрессоустойчивость. При незначительных проблемах я могу бегать, шуметь, суетиться. Но если случается что-то действительно неприятное, срабатывает какой-то механизм, и я превращаюсь в человека-робота. Такое было раза два или три в жизни.

Но сцена — всегда стресс, особенно тяжелые серьезные спектакли? Нельзя же просто выйти и текст проговорить.

— Конечно. Даже в комедии, чтобы соответствовать своим замечательным партнерам, нужно очень много тратиться. На них, на зрителей, на себя. Есть спектакли, после которых ты как выжатый лимон. Для меня это «Очи черные». Есть спектакли-праздники – так бывает у режиссера Анны Фекеты. Например, играть «За двумя зайцами» невероятно сложно физически, но после занавеса чувствуешь что-то похожее на брызги шампанского – настроение на подъеме, усталость легкая и приятная. А после спектакля «Ты не поверишь» бывает чувство, что можешь еще минимум трижды выйти на сцену. Тратишься не только ты. И зритель, и хороший партнер (а мне с партнерами всегда везет), тоже отдает тебе частичку энергии. Получается взаимообмен, и это поддерживает.

курган новости

Анна Сараева

Можно выведать ваш профессиональный секрет? Все актеры так или иначе говорят об энергии. Что это?

— Сложно объяснить такие вещи. Например, мы с вами сейчас делимся друг с другом энергией, независимо от того, хотим мы этого или нет. Мы общаемся, и это получается само собой. На сцене, если партнер хороший, обмен энергией тоже происходит естественным путем. Моя энергия – это роль и мое отношение к ней. Так мы помогаем партнеру, чтобы и он с нами делился. Если партнер закрыт (бывает, человек смотрит, и не видит тебя, у него как будто стена стоит), это крайне тяжело. Ты устаешь, потому что стучишься в стену, которая не открывается для тебя. А если вы оба владеете мастерством делиться, то происходит магия. Её-то и ждет зритель. В этот момент он забывает, где находится, и растворяется в тебе – в актерах. Поэтому актер без другого актера, не считая моноспектаклей, не существует. Конечно, мы нормальные здравомыслящие люди, знаем текст. Вот партнер мне сказал реплику, и я знаю, что отвечу. Но это формальность. А важна естественность происходящего здесь и сейчас. В этом магия театра.

У вас был опыт в кино? Там тоже магия?

— К нам как-то приезжала группа из Москвы снимать фильм про Илизарова. Меня пригласили играть пациентку, московскую актрису – оказалось, я похожа на нее в молодости. Снимали в кабинете Гавриила Абрамовича. Моя героиня должна была проситься на операцию. У нее умер муж, остался маленький ребенок, она не могла ходить – море проблем. А доктор работал ночами и уже не мог никого брать на операцию — все занято. Мне быстренько рассказали эту историю и тут же говорят: ну все, сейчас начнется, иди, плачь. Я опешила. В театре мы долго репетируем и проживаем сцену, и, когда нужно, у тебя сами собой появляются слезы. Или не появляются, но тебе очень грустно. Это естественным образом происходит, ты в этом живешь. А тут просто вытолкнули — плачь. Ну, я заплакала — видимо, с испуга. Сняли один дубль, потому что второй раз мне такого не повторить. Очень интересный оказался опыт. Кино – не театр.

Вспомнился последний случай в Московском художественном академическом театре, когда почти певица и немного блогер неожиданно стала актером. Что вы думаете по этому поводу?

— У меня двоякое мнение. Я не считаю, что человек без актерского образования не имеет права играть на сцене. Ни в коем разе. Вот Иннокентий Смоктуновский не имеет специального диплома. Но это Смоктуновский! О чем тут спрашивать? Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом.

Вы, несмотря на сомнения в юности, оказались на своем месте. А теперь, спустя столько лет работы, получили звание «Актриса года». Какие ощущения?

— Я очень сомневающийся человек. Жажду мнения коллег и друзей. Если они говорят, что я делаю все правильно, или, наоборот, критикуют – прислушиваюсь. А признание меня актрисой года – своего рода знак, что я иду в верном направлении. Зритель решил, что я достойна чести быть актрисой 78-го театрального сезона. Теперь придется работать лучше и качественнее, чтобы он не разочаровался. Конечно, я рада. Все актеры хотят признания.

Ваш муж Иван Шалиманов много раз становился актером года. Вы его все еще любите?

— Чем больше он получает наград, тем больше я его люблю))) На самом деле, у меня ничего не меняется – даже если бы он ни одного раза не стал актером года, я бы его любила. Это он меня все время подкалывает. Говорит, ну наконец-то! Получать завтрак от актрисы года намного приятнее, чем просто от жены.

Сцена из спектакля "За двумя зайцами". Свирид Петрович Голохвастый, цирюльник (Иван Шалиманов)

Сцена из спектакля «За двумя зайцами». Свирид Петрович Голохвастый, цирюльник (Иван Шалиманов)

Про мужчину говорят, что он должен построить дом, вырастить сына и посадить дерево. А женщина?

— Женщина должна быть любимой, красивой и любящей. Больше она ничего не должна.

Ваша семья не заканчивается в театре, а театр — дома. Вам не надоело?

— Нет. Точек соприкосновения на работе у нас с Ваней не так много. Даже если мы заняты в одном спектакле, можем не встречаться на площадке. Например, практически не пересекались в «За двумя зайцами», где оба играли. В спектакле «Слишком женатый таксист» я всегда или с Сашей Баевым, или с Сережей Жураковским, с мужем — почти нет. Так что на работе наш брак не отражается. Дома мы вместе, но усталости друг от друга нет. Мне кажется, я настолько нескучный человек, что Ване со мной очень весело. А он меня, наоборот, уравновешивает. Так что нам легко рядом.

Ваш сын растет в актерской среде. Каким вы видите его будущее?

— К сожалению, он очень артистичен. Не знаю, какой именно судьбы я бы ему хотела. Он недавно сказал, что хочет быть печатником. Я спросила, кто это. Он говорит, это человек, который печатает деньги. Замечательная неведомая профессия! Так что он у нас фантазер, взбалмошный, и у него мой характер. Может что-то придумать, и, хотя я точно знаю, что этого никогда не было, он говорит об этом как о настоящем. Свекр сказал: ну, родители, готовьтесь, ребенок поступит в ГИТИС. Главное, чтобы ребенок рос счастливым и вырос в счастливого человека. Поэтому если он захочет стать артистом и будет от этого счастлив – пожалуйста.

—  Что творческая профессия требует от актера?

—  Моя профессия требует постоянной работы над собой. А вообще все профессии важны. Особенно такие, как учитель и врач. Поделюсь мыслью: не понимаю, почему у нас в стране больше всех зарабатывают футболисты, а врачи, которые спасают жизни, учителя, которые воспитывают наших оболтусов, получают так мало.

курган новости

Сцена из спектакля «Старые песни о главном-2». 2018 г.

«Анна» по-древнееврейски означает «благодать Божия». Вы верите в предназначение? В символику имен?

— Вообще нет. Хотя сейчас модно так подбирать имена, чтобы в них были буквы имен и отца, и матери. Я по этому принципу называла сына. Это больше игра. Я считаю, человек сам творец своего пути. В одно верю точно: если с тобой что-то должно произойти – произойдет. Не сегодня, так завтра. А если что-то случилось, и тебя это не радует, значит, ты просто не понимаешь смысла. Через какое-то время увидишь, что все было правильно, и без этого неприятного события не случилось бы многого другого.

Вы в курсе, что могли быть не Анной, а, например, Виленой?

— Да, я родилась 22 апреля в день рождения Владимира Ленина. Подружки из училища культуры, где мама преподавала, предложили ей назвать меня Ленинианой. Так красиво! Когда мне рассказали, я расстроилась. И все спрашивала: мама, ну почему? Почему Анна?! В честь бабушки. Какой тут Ленин!

Люди любят советовать специалистам. Наверняка вы слышали, что тут можно бы сыграть поярче, тут — поизящней, тут — поспокойней. А что бы вы посоветовали зрителю?

— Чаще ходить в театр и смотреть более серьезные вещи. Да, людям хватает драмы в жизни, и они хотят в театре выдохнуть, посмеяться. А нам, артистам, наоборот, хочется их немного нагрузить. Чтобы они вышли, и за их плечами еще тянулся шлейф мыслей и впечатлений, чтобы они перематывали увиденное и обдумывали. Я хочу посоветовать им позволить нам это делать. И любить нас так же сильно, как мы их.

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus
  1. Олег

    Кликбейтный заголовок, подрывающий устои общества. После этого не удивляйтесь, что либералы мечтают о пенсионном возрасте для женщин в 65, а то и 68 лет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выбор читателей: