Цена олимпийской медали

новости круган

Наша землячка,чемпионка Пекинской олимпиады, Алла Важенина вспоминает Пекин-2008

Шадринка стала олимпийской чемпионкой Пекина-2008, заняв там второе место.

Тренеры сборной России не взяли известную шадринскую тяжелоатлетку Аллу Важенину на Пекинскую Олимпиаду 2008 года, предпочтя ей москвичку Надежду Евстюхину. Важениной пришлось принимать гражданство Казахстана и в весовой категории до 75 килограммов выступать за сборную этой страны. Алла заняла в Пекине второе место, а Надежда — третье. Спустя годы у Евстюхиной отняли бронзовую медаль и дисквалифицировали за применение допинга. А затем та же участь постигла выигравшую Олимпиаду китаянку Цао Лэй. Аллу официально объявили победительницей Игр и в 2019-м ей вручили заслуженную золотую медаль.

Я предлагаю читателям вернуться в 2008 год и окунуться в атмосферу той Олимпиады. Через некоторое время после возвращения Аллы Важениной в Шадринск мне довелось взять у неё интервью, приведённое здесь с сокращениями.

— Алла, в мае (2008го — авт.) я интересовался у вашего тренера Юрия Боровских, есть ли у вас шансы выступить на Олимпиаде. Он ответил утвердительно. Значит, уже тогда было очевидно, что вы будете представлять Казахстан?

новости курган— Да, в тот момент у меня уже было гражданство этой страны. Мои тренеры, областное Управление по физической культуре, спорту и туризму всеми силами пытались доказать, что я смогу достойно защитить честь России. Увы, нас не захотели слушать, мотивировав свой отказ моей низкой формой, несмотря на мои победы внутри страны. В свою очередь казахстанцы сделали мне предложение пополнить их ряды ещё в октябре прошлого (2007-го — авт.) года. Оно было, прямо скажу, неожиданным. Я не сразу ответила на него согласием, так как надеялась попасть в олимпийскую сборную своей страны, все ждала и верила всем несправедливостям вопреки. Но когда поняла, что ожидания напрасны и не видать мне Олимпиады как своих ушей, решила поехать в Китай транзитом через Казахстан. Переживала по этому поводу страшно. Но что мне было делать, не имела я выбора, поймите!

— Понимаем и завидуем тренерам вашей новой страны, ведь в их распоряжении оказалась такая классная спортсменка. Кстати, какую задачу ставили перед вами казахстанские чиновники?

— По правде сказать, они не очень-то в меня верили. Главный консультант сборной, турок по национальности, сказал: «Буду доволен, если пятой станешь». Но войти в тройку призеров и тем самым доказать всем своим недоброжелателям в России их предвзятость было для меня делом чести. Да и своих шадринских родственников, друзей и подруг, а также всех зауральских любителей спорта очень хотелось порадовать. В общем, я не имела права выступить плохо.

— Какое впечатление произвела Олимпийская деревня?

— Замечательное. Для неё были специально отстроены новые микрорайоны. Каждой команде отводились шестиэтажные дома, подъезды или этажи. Я жила в комфортабельном двухместном номере. На тренировки нас регулярно отвозил автобус, причём по специально отведенной олимпийцам дороге. Для штангистов в том же здании, где проходили соревнования, китайцы выделили 50 удобных помостов. Занимайся — не хочу. Там есть и душевые, и сауны, и столовые. Каждый вечер для уже выступивших спортсменов пели звёзды эстрады. Организовывались экскурсии. Но я не посетила ни одну из них. Перед стартом некогда было, а после выступления мы сразу же собрали вещи и уехали. Очень уж домой хотелось.

— А на открытии Игр, надеюсь, побывали?

— Его тоже пришлось пропустить. Если бы я шесть часов простояла на жаре, до помоста бы не дошла. К тому же натренировалась я до такой степени, что мне не хватало веса. Тренер каждый день заставлял меня побольше есть, чтобы набрать нужные килограммы. Благо в столовой предлагали меню европейской кухни. Да и акклиматизация сказывалась, чувствовала себя неважно. Кстати, Боровских жил в гостинице, но ему обеспечивали ежедневный доступ в Олимпийскую деревню. Так что открытие мы с тренером смотрели по телевизору в моём номере. Правда, в комментариях ничегошеньки не поняли — трансляция шла на китайском языке. Но слов и не нужно было. Хватало великолепия увиденного. К тому же в тот день весь огромный 17-миллионный город разрывался от шума праздновавшего народа и неумолкавших фейерверков. То, что я видела за окном, не поддается описанию — свидетелем такого зрелища, наверное, не стану уже никогда.

А со звездами мирового спорта встречалась ежедневно. Поверить не могла, что около меня ходят Майкл Фелпс, Усэйн Болт, Юрий Борзаковский, Андрей Кириленко. То и дело думала, не сон ли это, и просила Юрия Александровича меня ущипнуть.

— Перед выходом на помост вы сильно волновались?

— Олимпийского спокойствия не было. Но переживала больше не за себя, а за тренера. Юрий Александрович места себе найти не мог. Когда шла к штанге, заставляла себя думать об одном — как бы не ошибиться. Видимо, это меня и сгубило: допустила помарку. Да и зрители не давали прийти в себя. Болельщики нашей сборной своими криками: «Казахстан! Казахстан!» заглушали даже китайцев. Эта наэлектризованная атмосфера тоже выбила из колеи. Но Боровских заставил меня сконцентрироваться. «Успокойся и выполняй свою работу! — сказал он — И не зацикливайся на весах». Я целиком доверилась тренеру и, выходя к снаряду, даже не знала, сколько килограммов мне предстоит поднять. Думала, вырвала 120. Оказалось — 119. Но перед толчком и этого показателя хватило для того, чтобы закрепиться на втором месте. Ну а потом я уже обрела уверенность в себе. Положительная энергетика болельщиков, в первую очередь шадринских, наверное, передалась. И всё же, несмотря на серебряную медаль, чувство неудовлетворенности осталось. Я могла бы толкнуть и больше! Но тренер решил не рисковать и вес не увеличил. Просто китаянка в тот вечер была на высоте, и я могла проиграть в войне нервов и оказаться за чертой тройки лучших.

— Для вас важно было опередить москвичку Надежду Евстюхину, которая в вашей весовой категории представляла Россию?

— Очень! Простите, конечно, за нескромность, но на её месте должна была выступать я. Надо отдать должное Наде, она поздравила меня с серебряной медалью. Но Евстюхина с трудом толкнула 147 килограммов. Мне же этот вес дался без особых усилий.

— Одна из причин вашей победы, наверное, не только блестящая форма, но и психологический фактор — желание доказать неправоту российских тренеров, отказавшихся взять вас в Пекин.

— Это, конечно, подстегивало. Но главный секрет моего успеха — тонны пота, пролитые на тренировках за 11 лет занятий спортом. Такая работа не должна была пройти даром. Думаю, мне удалось доказать, что шадринская школа тяжелой атлетики — одна из ведущих в России. Мне в Пекине здорово помог и тренер. Не будь рядом Боровских, вряд ли бы я вернулась из Китая с медалью.

— Какие ощущения вы испытывали, стоя на пьедестале почета?

— Не было сил выразить свои эмоции. Чувствовала опустошение. После церемонии награждения и допинг-контроля, когда мы с Боровских ехали в Олимпийскую деревню, оба потеряли дар речи. Смотрели друг на друга и слова не могли сказать. Я до сих пор не могу поверить в то, что достигла выдающегося результата, и постоянно спрашиваю себя: «Неужели это было со мной?!»

Фото: Николай Белобородов.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *