Свои навыки чемпион Игр в Токио довёл до совершенства
Среди российских спортсменов, победивших на недавно завершившихся в Японии Олимпийских играх, двое родились в Кургане. О Ларисе Коробейниковой материал уже был опубликован. Ещё одним таким героем стал тхэквондист Максим Храмцов, первенствовавший в весовой категории до 80 килограммов.
С Коробейниковой его объединяет не только факт рождения в столице Зауралья, но и ранний отъезд в другой город. Семья Максима отправилась на постоянное место жительства в Нижневартовск, когда будущему спортсмену не исполнилось и двух лет. Там он и вырос в классного единоборца, причём, во всех смыслах: рост у Храмцова баскетбольный — почти два метра.
Во время работы в другом регионе мне посчастливилось несколько раз беседовать с будущим олимпиоником. Помню первое произведённое им впечатление в 2016-м. Он был очень высоким и предельно субтильным — при росте почти 195 сантиметров выступал в весовой категории до 74 килограммов. Тем удивительнее были слова его тренера Александра Лашпанова:
— Вот увидите, Макс обязательно станет чемпионом Олимпийских игр!
Я поинтересовался, чем обоснована такая уверенность. Ведь наши спортсмены в тот момент считались учениками в этом виде единоборства. На Играх, начиная с 2000-х побеждал кто угодно, только не россияне. Да и сам Храмцов был настолько хрупким и утончённым, буквально лёгким, как пёрышко. И при этом весьма начитанным, грамотным и интеллигентным. Его слова при работе над текстом даже редактировать не пришлось.
Вот что сказал в ответ тренер Максима Храмцова:
— Его козырями и основными достоинствами как раз и станут нестандартные для тхэквондо физические данные. С такими длинными руками и ногами он не даст никому к себе подступиться. А бить Храмцов уже сейчас умеет классно.
Эти слова вызвали к Максиму ещё больший интерес. Сразу же захотелось посмотреть видеозаписи его боёв, чтобы понять, чем же он силён. При поверхностном взгляде казалось, что парень вёл поединки элементарно. Но ошибки соперников он ловил моментально. Те никак не могли найти на него управу, хотя сами далеко не простачки и у каждого — свой стиль.
— А мы с тренером досконально изучаем всех оппонентов, — говорил мне Храмцов во время интервью. — Потому-то они и не представляют для меня загадок.
А самое интересное то, что уже в юные годы Максим атаковал из трудных положений, когда любому другому это, наверное, даже и в голову бы пришло. Вроде бы только что стоял на ногах, как вкопанный, — и тут же срывается с места легко, неуловимо, как вспугнутая птица, уверенно манипулирует с визави. Он прирождённый конспиратор, таящий свои намерения, бьёт обеими ногами с места и в прыжках, у него острый глаз, ходы соперников предвидит по неуловимым признакам. Благодаря всему этому побеждает Храмцов вроде бы молниеносно, но в то же время эти выигрыши обеспечиваются его разносторонностью.
Максим быстро выбился в элиту мирового тхэквондо, выиграв целый ряд престижных турниров. Но такой отзыв слишком узок. Храмцов расширил наши представления о своём виде спорта как о единоборстве в целом. А это уже вклад в тхэквондо.
Нельзя не написать чуть подробнее и об Александре Лашпанове. Мне представляются интересными слова Максима о своём тренере: «Он учил меня тому, что я любил: сбивать соперников с толку и наносить внезапные удары. И бить при этом из сложных и невероятных положений». Как это мудро, разглядеть в мальчишке его склонность, его направление и поощрить, дать толчок! Это совсем не одно и то же, что обучать ребят по единой программе, ради всеобщей успеваемости, когда таланты, без которых изнывает спорт, проходят незамеченными в толпе и непоощрёнными.
Об атлетах принято судить просто: в форме он или нет. Форма — это полная готовность к поединку. А постоянная готовность — едва ли не главная проверка их тренировочного труда, образа жизни, самосознания — словом, квалификации. Если боец славится умением, интересными приёмами, имеет успех у публики, но мы время от времени видим его еле таскающим ноги и всё у него идёт вкривь и вкось, правильно будет поостеречься с производством его в классные мастера. Но не таков Максим Храмцов. Его высокий класс постоянен. Лучшие потому и лучшие, что их не шатает из стороны в сторону — самолюбие им этого не разрешает.
Всё, что умеет тхэквондист — это его богатство, и преподнесённое природой и отточенное, затверженное бесконечными рабочими повторениями. Беречь это богатство и значит быть в форме. И оно не выносит пустой самоуверенности. Максим Храмцов продолжает выступать. На Играх 2024 года в Париже ему будет 26 — золотой возраст для тхэквондиста, пик его формы. Формы спортсмена, наделённого редким даром бить из трудных положений. Который он довёл до совершенства, что и показали Игры в Токио.
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости