27 августа — День российского кино.
На самом деле, это скорее праздник советского кино. Именно в этот день в 1919 году Совнарком (Совет народных комиссаров, правительственный орган РСФСР) издал декрет о национализации кинодела в стране. Руководить производством и распространением фильмов стал народный комиссариат просвещения (Наркомпрос). Советское правительство считало, что кинематограф обладает огромной воспитательной силой, которую нужно правильно использовать.
Кино на самом деле превосходит другие виды искусства по масштабам воздействия на человека. Если подумать, на какие каналы восприятия оно направлено, то за кадром останутся только обоняние, осязание и вкус. Хотя говорят, что в кинотеатрах будущего даже дождь будет идти по-настоящему.
Современный российский кинематограф нередко ругают, с ностальгией вспоминая советский. И, в общем, не зря. На экранах, действительно, много низкокачественных пародий на Голливуд.
По мнению киноведа, историка культуры Валерия Алексева, дело не в том, что сегодня не умеют снимать. Дело в общественном вкусе. Глубокое и умное кино мало кто сегодня хочет и может понимать, а значит, оно не попадает в кинотеатры, потому что там важнее всего кассовые сборы, а не просвещение.
«Например, знаменитый режиссер Андрей Тарковский сегодня вряд ли смог бы пробиться в мире кино и продать свои фильмы, — считает Валерий Алексеев. — А между тем работы Андрея Тарковского «Иваново детство», «Сталкер», «Зеркало», «Андрей Рублев» считаются мировой классикой кинематографа и входят в списки лучших фильмов всех времен. Как сказал британский кинорежиссёр Дэнни Бойл, для западных режиссёров Тарковский — бог кинематографии».
Иди и смотри
Настоящее киноискусство сложно понимать без подготовки. Так же, как читать классическую литературу, слушать классическую музыку или ходить на выставки в Эрмитаж. Зато посмотреть боевик или мыльную оперу проще простого.
«Чаще всего люди используют легкое кино, чтобы просто занять, а если точнее — убить свое время. В момент просмотра они получают какое-то мгновенное переживание, но потом ничего не остается. Настоящие кинокартины действуют иначе – они требуют внутренней работы. К ним можно возвращаться, как к хорошим книгам, и каждый раз открывать новый смысл. Если мы хотим, чтобы у нас сегодня было такое достойное и умное кино, то нужно готовить зрителей, чтобы это кино было востребовано и хоть как-то оправдывало себя экономически».
Для решения этой проблемы, по мнению киноведа, нужно смотреть много хороших фильмов. Как читатель вооружен тем, что он прочитал «Войну и мир» и «Преступление и наказание», так и зритель вооружен своей насмотренностью. В начале 2006 года Валерий Алексеев создал «Кинолоцию» – просветительский проект при историческом факультете Курганского госуниверситета. В большой аудитории собирались люди разных возрастов, больше всего студенты, и вместе смотрели мировую и отечественную киноклассику. Программы были построены курсами по тематике, странам, режиссерам. Так что постоянные посетители «Кинолоции» начинали по-настоящему разбираться в киноискусстве.
«Я всегда использовал программный подход, чтобы фильм встраивался в общую картину. Перед показом старался дать контекст – о режиссере, актерах, съемках фильма. Так зрители понимали, на что стоит обратить внимание. После просмотра мы устраивали обсуждение. Я думаю, это важно. Часто человек не может сформулировать, что его тронуло и о чем он задумался. Озвученные впечатления приобретают форму и становятся осознанными».
Сейчас «Кинолоция» почти не востребована – молодежь предпочитает ходить в кинотеатр. Но иногда кинолектории проходят в городской библиотеке имени Маяковского. Очередной запланирован на 8 сентября – день 80-летия с начала блокады Ленинграда.
Режиссерское око
Каков спрос – таково и предложение. Но это первый взгляд. Советский кинематограф дал миру не только Андрей Тарковского, которого сложно понять без подготовки. Всеми любимые фильмы Эльдара Рязанова, Георгия Данелия, Леонида Гайдая и других советских режиссеров доступны и интересны каждому зрителю, даже без диплома о высшем образовании. Но их отличает талантливость постановки, игры, съемки, монтажа, афористичность диалогов.
Что сегодня мешает снимать качественные развлекательные фильмы? Для этого нужна личность режиссера, сценариста, артиста. Создатели фильмов должны подходить к кинематографу не как к способу заработать деньги и славу, а как к возможности творческого высказывания. Если люди с детства смотрят диснеевские мультики и голливудские боевики, слушают раскрученную и раздутую попсу, то ни понять большое кино, ни тем более, создать его они не могут.
Признанный гений Андрей Тарковский прежде, чем прийти в кино, лет пять был золотоискателем на Енисее. Прежде, чем проявить себя в искусстве, он занимался поиском и созданием себя.
«Есть люди, которым открывается небо, и они все время пытаются дотянуться до него. Но другим это не дано. Им кажется, зачем эти сложные поиски, когда можно легко достигнуть успеха и прилагаемого к нему благополучия, сняв что-то простое, но кассовое», — говорит Валерий Алексеев.
Тем не менее, и сегодня такие режиссеры есть. Например, ученик Тарковского Константин Лопушанский, работающий в жанрах притчи и антиутопии. Именно его фильм «Соло» будут показывать 8 сентября в Маяковке. Народный артист Российской Федерации Александр Сокуров, не только занимающийся съемками, но и воспитывающий новое поколение кинохудожников. Лауреат Государственной премии России Владимир Мирзоев – в 2021 году вышел его мистический сериал «Топи», который и снят высококачественно и интересно, и нагружен смыслом для тех, кто умеет его видеть. И это только немногие имена.
Часто говорят, что в Советском Союзе художник был финансово защищен, ведь фильм был госзаказом, а не товаром на рынке. Но и сегодня талантливый режиссер может получить средства для воплощения своей идеи, даже если она не обещает больших кассовых сборов. Министерство культуры страны 1 июля объявило о приеме конкурсных заявок на поддержку производства национальных фильмов. Субсидии на съемку игровых дебютных фильмов могут составлять до 30 млн рублей, авторских и экспериментальных фильмов – до 50 млн рублей, фильмов для детей и юношества и фильмов социально значимой тематики – до 70 млн рублей. Субсидирование может закрывать до 70 процентов стоимости всех снимаемых в стране фильмов, и только 30 процентов остаются на частные вложения.
Что посмотреть из современного российского кино?
Любые рекомендации – дело вкуса. Тем не менее, предлагаем пятерку современных российских фильмов, рекомендованных киноведом Валерием Алексеевым.
«Глубже!», режиссер Михаил Сегал (16+), 2020 год.
«Михаил Сегал создает свой авторский мир – он одновременно и сценарист, и режиссер, и монтажер фильма. Главный герой картины «Глубже!» – художник-перфекционист, который хочет ставить великие спектакли в театре, но его не понимают и не принимают. От отчаяния он начинает работать в низовой нише развлечений и неожиданно находит себя в этом – из грязи создает то, что может менять сознание и возвышать человека. Фильм снят интересно и оставляет послевкусие – о нем думаешь, вспоминаешь эпизоды, что и отличает хорошее кино от плохого».
«Китобой», режиссер Филипп Юрьев (16+), 2020 год.
«Фильм молодого режиссера Филиппа Юрьева может подкупить зрителя экзотикой: большая часть действия происходит на крайнем востоке России – на Чукотке, в поселке, куда только раз в месяц прилетают вертолеты с большой земли. Там и проходили съемки. Главный герой – мальчик-подросток, жизнь которого меняется, когда в поселке появляется интернет. Фильм о чувствах, искреннем взгляде на мир, контрастах современной жизни».
«Кислота», режиссер Александр Горчилин (18+), 2018 год.
«Александр Горчилин совсем молодой актер, ученик Кирилла Серебряникова. Дебютировал как режиссер в 2018 году и уже стал большой личностью, подающей надежду. «Кислота» — редкое глубокое высказывание о нашем времени. Метафора о молодежи, о том, как отсутствие высоких смыслов приводит к прожиганию жизни. Кислота здесь не только наркотик. Это то, что разъедает человека изнутри, обессмысливая его существование».
«Ученик», режиссер Кирилл Серебрянников (16+), 2016 год
«Фильм по пьесе немецкого драматурга Мариуса фон Мариенбурга. Когда-то Кирилл Серебрянников ставил ее в театре, добавив к названию первую букву: «Мученик». Главный герой — школьник, который решил, что причина всего плохого – общая безнравственность. Чтобы исправить мир, нужно заставить всех соблюдать моральные нормы. Фильм ставит вопрос о пределах морали и свободы. О том, как манипуляциями человек может подчинить себе других, сделать их рабами своей идеи».
«Ван Гоги», режиссер Сергей Ливнев (16+), 2019 год.
«Это фильм с очень мощными актерскими работами – снимаются Алексей Серебряков и звезда польского кино Даниэль Ольбрыхский. Основа сюжета – взаимоотношения умирающего отца, великого дирижера, и сына-неудачника. Осознание того, чему ты себя посвятил и какой след оставишь, умирая, заставляет человека пересмотреть взгляд на жизнь, на то, как нужно распорядиться тем, что осталось. Вдохновением для Сергея Ливнева была встреча с израильским художником, который работает в доме престарелых и учит пожилых людей вырезать по дереву картины Ван Гога. Они обретают умиротворение и счастье в последние дни своей жизни, потому что приобщаются к чему-то, что выше неоплаченных счетов и другого. Главное — ощущать себя творцом и художником, творить свою жизнь».
Названные фильмы получили российские и международные награды, высокую оценку зрителей и вызвали бурную полемику, без которой не обойтись, если речь идет о чем-то настоящем. Если вы забыли отметить День российского (советского) кино, предлагаем сделать это пост-фактум просмотром киноподборки от Валерия Алексеева. С чего-то же надо начинать учиться быть зрителем. А может, и режиссером – кто знает.
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости
Теги: алексеев, кино, культура
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости