«Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать…»

новости курган

80 лет назад на Южном фронте родилась песня «Давай закурим»

В годы Великой Отечественной войны родилось немало самых душевных песен, которые поют и поныне. Пример тому «Катюша», «Землянка», «Споемте, друзья, ведь завтра в поход», «Эх, дороги». В октябре 1941 года, стихотворение под названием «Песенка Южного фронта» было напечатано во фронтовой газете «Во славу Родины». Его автор — старший батальонный комиссар поэт Илья Френкель, автор знаменитого предвоенного марша «Заводы вставайте» — первый антигитлеровский запев, прозвучавший по радио 22 июня 1941 года сразу же после выступления Молотова.

О другом своем стихотворении с легкомысленным названием «Давай закурим» он всегда вспоминал с удовольствием, так как именно оно поставило поэта в ряд самых именитых фронтовых писателей.

новости курган

Илья Френкель и Вячеслав Аванесов. Май 1973 года. Фото Виктора Кочебаева

В моём радиоархиве хранятся воспоминания поэта – душевные откровения о войне, о людях. И — об этой песне.

…Поздняя осень 41-го на Южном фронте. Снег. Теплый ветер превращает его в слякоть. Из непролазной грязи бойцы едва вытаскивают технику.

Вот в такую тяжелую осень появилось это стихотворение. Что в нем было главное? Уверенность в победе – выстоим, победим и будем вспоминать этот день и друзей-товарищей. А обращение «Давай закурим» часто звучало на фронте. Оно была сродни душевному призыву к другу: выпьем чайку, что ли, согреемся!

— Военному человеку, — говорил поэт, — закурить означало еще и предметное ощущение связи с домом, с кругом близких. Даже в пословице «Солдат дымом греется» это «греется» связано с теплом, так необходимым в суровое время, в тяжелом и долгом походе. Лишённому уюта и отдыха огонек папироски, запах табака напоминает о чем-то приятном, скрашивает одиночество, успокаивает. «Давай закурим!» — чем плох этот пароль дружбы?! Ведь не ко всякому встречному подойдешь с такой просьбой. Тут должно быть чувство доверия.

Об огнях-пожарищах,
О друзьях-товарищах
Где-нибудь, когда-нибудь
Мы будем говорить
Вспомню я пехоту,
И родную роту, и тебя –
За то, что дал мне закурить.
Давай закурим
По одной.
Давай закурим,
Товарищ мой!…

Стихи увлекли близкого друга поэта композитора Модеста Табачникова. Вместе с ним Илья Френкель работал во фронтовой газете «Во славу Родины». Он написал к стихотворению музыку, а чуть позже в одной из командировок в Москву познакомил с песней Клавдию Шульженко. А скоро вышла пластинка с фронтовым шлягером «Давай закурим».

— Откуда взялся этот припев? — вспоминал Илья Френкель. — Установил я только одно. За моей спиной – годы встреч со множеством людей. И часто поводом к общению служило: нет ли закурить? А то и просто приглашение: давай закурим! Чиркнет огонек — лед разбит, завязалась беседа, иногда знакомство, иногда и больше, и надольше. Даже некурящий, особенно в состоянии напряжения бывает не откажется, а то и первый попросит: дайте-ка затянуться… Что же, значит дело не пагубной привычке, а в стимуле общения.

Песня сделала Илью Френкеля популярным. Он был самым заветным гостем на всех ветеранских встречах. В самых тесных дружеских компаниях за песню провозглашали тост и пили вино – как за человека! Песня «Давай закурим» встала в ряд таких фронтовых лирических шедевров, как «Катюша», «В землянке», «Эх, дороги», «Споемте, друзья, ведь завтра в поход».

Тема страшной войны всегда присутствовала в творчестве Ильи Френкеля. В 1973 году, когда он приехал погостить на свою родину в Курган, на встрече с читателями поэт прочитал свое давнее стихотворение о войне:

…Все мы,
все, оглушенные войнами.
Все, кто жёг и кто строил мосты,
Все, казавшиеся беспокойными,
Злыми, добрыми или довольными,
Ляжем в угольные пласты…
Но по-прежнему будут вольными
И грядущей жизни достойными
Человеческие
Мечты.

Наша дружба продолжалась долго. Она проникала во все мои дела – в репортерские, семейные, какие-то другие, незаметные, но для моего сердца приятные. Приезжая в Москву, я непременно гостил у Ильи Львовича. Тот знакомил меня со своими фронтовыми товарищами. С одним из них, писателем-сатириком Владимиром Поляковым, соавтором фильма «Карнавальная ночь», мы не раз гуляли по Москве. Владимир Соломонович показывал мне старинные улочки, знакомые ему с детства. Одним из самых близких друзей Ильи Френкеля был Модест Табачников, автор музыки к песне «Давай закурим». Весной 75-го на его «Москвиче» мы с Табачниковым ездили по квартирам генералов Южного фронта, собирая подписи под их письмом в адрес Леонида Ильича Брежнева. Старые командиры надеялись, что генсек, так любивший незамысловатую фронтовую песенку «Давай закурим» и знавших авторов лично, особо отметит заслуги поэта и композитора. Увы! Письмо до Генсека не дошло…

Прошли годы. В марте 1994 года ушел из жизни Илья Френкель. Но живет его песня «Давай закурим», в которой отразилась эпоха, люди и — ненависть к фашизму. Ветераны знают: песня помогала приблизить Победу.

На главном фото: Илья Френкель и Модест Табачников

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , , , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *