Учиться, учиться и только учиться

новости курган

5 октября отмечается Всемирный день учителя.

«Учителя, казалось нам, это какой-то особый класс людей. Иногда мы подсматривали к ним в окна: как они едят, как проверяют тетради. Был у нас один учитель с красным портфелем, сам элегантно так одет. На частной квартире жил неподалеку от нас. Когда он возвращался из школы, все выходили — и мы, и старики — смотреть, как он идет. И старые, и мы с таким уважением всегда кланялись ему! И другим учителям. Они были как из другого мира, не похожие на наших деревенских взрослых», — так вспоминал учителей ветеран Великой Отечественной войны Иван Комарских во время интервью корреспонденту КиК.

Сто лет назад учеба в школе была настоящим шансом начать новую жизнь, не похожую на ту, которой жили родители. Дочь крестьянина или сирота могли получить среднее образование, поступить на рабфак, а потом в институт, и стать инженером, врачом, учителем, председателем обкома партии. С каждым годом в школе ребенок все больше понимал, как огромен мир. Узнавал, например, что домовых не существует, а лечиться лучше не заговорами, а лекарствами. Уже в начальных классах он мог научить письму и чтению своих родителей (да, тогда не родители делали уроки с детьми, а наоборот). Он читал книги и газеты, собирал макулатуру, участвовал в постановках спектаклей и агротехнических экспериментах. Ребенок был строителем будущего, потому что Учитель рассказал ему, каким оно может быть, и что нужно делать, чтобы его построить.

Повзрослев, эти дети создали одну из величайших экономик в мире и победили в Великой Отечественной войне. По большому счету, победил советский Учитель.

Сегодня учителя больше не кажутся нам небожителями, а хорошая учеба не ассоциируется с социальным и финансовым успехом. Бесплатное всеобщее образование — обыденность. Мы привыкли и забыли, что без учителей и школ не было бы той цивилизации, в которой мы живем, привычного комфорта и социальных лифтов, социальных сетей и смартфонов. Собственно, нас бы тоже не было. Нашей личностью, успехом, идеями мы обязаны Учителям.

5 октября более сотни стран мира, в том числе, Россия, отмечают Всемирный день учителя.

В этом году в честь праздника Организация объединенных наций предлагает всем на минуту задуматься о том, как изменил их жизнь хороший учитель. До сих пор не каждый может похвастаться таким воспоминанием. Стопроцентной грамотности население Земли еще не достигло, и не для всех школа – обязательная часть взросления. Согласно данным Института статистики ЮНЕСКО, для обеспечения всеобщего начального образования (только начального!) к 2030 году нужно дополнительно привлечь 3,3 млн учителей.

По результатам опроса, проведенного сервисом SuperJob, каждый пятый россиянин считает, что в последние десять лет социальный статус учителя в нашей стране повысился. Перед началом этого учебного года президент России Владимир Путин на встрече с представителями общественности заявил, что систему оплаты труда педагогов в РФ надо совершенствовать, а 2023 год предложил объявить в России Годом педагога.

Конечно, учитывая значимость работы учителя для становления не только человека, но целого общества, нации, граждан государства и жителей Земли, она должна быть одной из самых престижных и оплачиваемых. Так и есть, например, в Люксембурге, Швейцарии, Норвегии, Германии, Японии, Франции, США. В России конце 19 века учителя гимназий пользовались большим уважением и жили безбедно. Например, герой рассказа Антона Чехова «Учитель словесности» Никитин жил «в квартире из восьми комнат, которую нанимал за триста рублей в год вместе со своим товарищем».

Но настоящий Учитель – это совсем не про деньги. За высокую зарплату не купить педагогический талант. Учитель – это призвание воспитывать и длиться знаниями, независимо от того, в каких условиях приходится жить и трудиться.

После революции 1917 года и гражданской войны учителя стали одним из самых бедных слоев населения. Особенно в деревнях. Иногда им удавалось снимать квартиру, но чаще они жили прямо в школе, притом, что и школа могла быть переделана из сарая. На еду и дрова для них сбрасывались родители учеников. То есть, сегодня поел, а завтра – не факт. Но никакие сложности не останавливали поток абитуриентов в педагогические учебные заведения. Почти каждый школьник мечтал стать учителем или хоть в чем-то походить на своего педагога.

Относительно нормальную и стабильную зарплату от государства педагоги стали получать только с 1936 года. Потом – война и уроки в неотапливаемых классах с голодными детьми. Победа. Восстановление экономики и несколько десятилетий счастливой жизни с лучшей в мире системой образования. А затем – эксперименты перестройки, безвременье и безденежье девяностых.

Учитель как огромный колосс, у ног которого бьются волны переворотов, перестроек, кризисов. Что бы ни происходило, он несет знания в будущее, готовит новое поколение людей. Человечество будет существовать, пока не рухнет этот колосс.

Людьми нас делает способность помнить свое прошлое, осознавать свое «Я», выражать свои мысли и чувства через речь и другие знаковые системы, способность накапливать и передавать знания и опыт всех поколений и культур. В первую очередь, знание о том, что такое человек и человечность. Поэтому в последние годы в российской школе внедряется концепция воспитания, а не только обучения. Учитель не просто учит ребенка решать квадратные уравнения или искать на карте Подкаменную Тунгуску. Он умеет разглядеть в нем талант и помогает ему вырасти. Он учит его быть человеком.

В жизни каждого есть люди, которых можно назвать Учителями. Это не обязательно школьные педагоги, хотя чаще всего место под именем с большой буквы занимают именно они. Это может быть преподаватель в университете, наставник на рабочем месте, тренер, мудрый сосед по лестничной площадке. Проще говоря, человек, повлиявший на нашу жизнь, вдохновивший на развитие, показавший, кто мы есть на самом деле и куда с этим идти.

Всемирный день Учителя – самое время вспомнить об этом человеке и поблагодарить его. Хотя бы дистанционно. Хотя бы в мыслях, если невозможно в реальности. Это также повод подумать о том, являемся ли мы Учителями для кого-то. Что видят в нас и чему учатся наши дети, соседи по двору, начинающие коллеги или молодежь, проходящая мимо по улице. В конце концов, мы все даем друг другу какие-то уроки. И очень возможно, что кто-то, читая эту статью, ставит ваше имя рядом со словом Учитель.

Восточная мудрость в тему: «Если человека накормить рыбой, он будет сыт один раз. Если научить его рыбачить, он будет сыт всегда».

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *