Экскурсовод Алексей Дедов рассказывает об истории городского сада Кургана

новости курган

Зеленый уголок в сердце города хранит множество радостных и грустных воспоминаний

Городской сад – место, как сейчас говорят, знаковое, причем практически для каждого курганца. Одни при слове «горсад» вспомнят знаменитую танцплощадку – «сковородку», другие – колесо обозрения и аттракцион «Сюрприз», третьи – летний кинотеатр, фонтан, выставки цветов, заросли сирени…

новости курган

Романтики-революционеры на кладбище

«Изначально никакого парка на этом месте не было и даже не предполагалось, – рассказывает экскурсовод Алексей Дедов. – На первом плане регулярной застройки города Кургана, датирующемся 1786 годом, здесь обозначено городское кладбище, находившееся тогда на значительном расстоянии от жилых кварталов. Комсомольская улица одно время носила название Кладбищенского переулка, по ней торжественно двигались похоронные процессии. Вход в «город мертвых» находился со стороны нынешней улицы Карла Маркса. В 1878 году городские власти перевели конную и сенную ярмарочную торговлю с Базарной площади на Кладбищенскую, которая, соответственно, стала называться Конной (сейчас это западная часть городского сада). Там же находился один из немногих в Кургане питьевых колодцев, из которого поили скот. По воспоминаниям, слой навоза на Конной площади был настолько мощным, что пружинил под ногами. Когда в конце 1890-х годов на территории кладбища начали строить храм, его соседство с лошадьми показалось неуместным, и коней на площади продавать перестали».

Кладбище было небольшим, занимало примерно серединку территории сегодняшнего городского сада. Судя по старинным фотографиям, здесь было немало красивых памятников на могилах первых курганских купцов и старост – жаль, что они не сохранились. Официально захоронение на кладбище прекратилось в середине 1860-х годов, хотя последнего покойника (по некоторым данным, это была супруга курганского купца Бронникова) похоронили здесь в 1912 году.

С кладбищем (точнее, с тем, что от него осталось), что не удивительно, связано немало легенд. Говорят, что в 1905 году революционно настроенная молодежь – в основном, гимназистки и школьники – тайком собиралась на могилах двух декабристов, нашедших последний покой в Кургане, – Ивана Фохта и Ивана Повало-Швейковского. Юноши и девушки клялись хранить верность борьбе за свободу России, противостоять царизму. В тихом патриархальном купеческом Кургане таких юных романтиков – борцов с режимом – было, как ни странно, довольно много. Достаточно вспомнить о взбунтовавшихся в том же 1905 году гимназистках, потребовавших, чтобы педагоги относились к ним по-человечески и уважали их права.

В 1914 году Федор Смолин, сын главного мецената храма – Дмитрия Смолина, предложил переименовать Конную площадь и проходящую через нее улицу в Александровскую (храм воздвигли во имя святого Александра Невского). Этот же Федор Смолин построил на территории будущего горсада дом для проживания дьяконов Троицкой церкви и церковно-приходскую школу. Некоторое время Александровская площадь была практически центральной в городе: на месте нынешнего микрорынка по улице Володарского, 57, стоял дом купца Терентия Жеглова, после революции там какое-то время находился ревком (могущественная организация). Именно на этой площади с почестями похоронили десятерых расстрелянных чехами в 1918 году комиссаров. Потом рядом с ними хоронили участников подавления кровавого крестьянского восстания 1921 года. Площадь к тому времени уже носила имя Урицкого – председателя Петроградской ЧК, убитого в 1918 году.

В 1923 году здесь же (хотя захоронение в братской могиле уже было закрыто) обрел последний приют герой-милиционер Федор Савельев, помощник начальника уголовного розыска, убитый при исполнении служебного долга бандитом-конокрадом, это преступление всколыхнуло тогда весь Курган. Наконец, в 1925 году на площади Урицкого был похоронен комсомольский и профсоюзный лидер, харизматичная личность – Анатолий Осокин, бывший очень популярным в Кургане. Осокина убили на охоте – скорее всего, это был несчастный случай.

новости курган

«Принять меры против козлов»

Кладбище перестало существовать в начале 1920-х годов. Сначала на страницах газеты «Красный Курган» появились возмущенные заметки о «беспризорниках» (скорее всего, это были ребята из детского дома) – они собирались на заброшенных могилах, устраивали печурки из надгробных плит, пекли картошку в золе. Газета призывала положить конец этому «гадюшнику». В 1923 году в Кургане на собрании коммунистов и беспартийных в честь 20-летия II съезда РСДРП решили у братских могил героев революции на площади Урицкого (бывшей Конной и Александровской) организовать городской сад и на его территории построить «оборудованный по последнему слову техники» театр.

До этого роль городского сада в Кургане выполнял сад барона Розена, там даже находилась эстрада, но, конечно, по размерам он был маловат.

Надо пояснить, что ликвидация кладбища – не идея большевиков: еще на плане города 1875 года, составленном архитектором Александром Юшковым (отцом архитектора Николая Юшкова, спроектировавшего Александро-Невский кафедральный собор) на месте захоронений уже нарисован парк. Что ж, такова судьба большинства территорий, где люди находят последний приют.

В 1924 году Курганский горсовет постановил организовать центральный сад-парк вблизи братских могил, объединив садики бывшего Гоголевского женского училища, Московского общества сельского хозяйства, Александровского кладбища и мужской гимназии. Садик гимназии был невелик, находился на месте нового здания Дворца пионеров (ныне Дворец детского (юношеского) творчества). В садике Московского общества сельского хозяйства (на месте Курганского театра драмы) до революции показательно выращивали разные культурные растения и демонстрировали их пользу крестьянам.

В новоявленном городском саду высадили довольно много деревьев. Но в те годы по Кургану бесконтрольно бродили страшные хищники, поедавшие всё на своем пути, – домашние козы. К тому же в горсад часто прибегали поиграть столь же безнадзорные ребятишки, ломавшие деревья и кусты, чтобы сделать из веток шашки и прочее игровое оборудование.

Садовником, надзиравшим за всеми курганскими парками и сквериками, был тогда назначен некто А.И. Комогоров, человек малограмотный, но очень ответственный и увлеченный, всей душой болевший за свое дело. Он буквально бомбил докладными записками коммунальную секцию горсовета, просил помощи, доказывал, что необходимо выделить средства на ограждения: «прошу … изолировать пионерские отряды, а также детские дома от молодых садов», «принять меры против бродящего по городу скота бесхозяйственного надзора, а тем более козлов, которые очень вредят деревья и проникают в сады» (строки из докладной записки 1927 года, авторские орфография и пунктуация сохранены).

Золотой век

новости курган

В 1930-е годы городской сад понемногу начал выполнять функции культурного учреждения для организации досуга граждан. В 1936 году, судя по газетам, в курганском горсаду торжественно и бурно открылся летний сезон. Через некоторое время на территории городского сада построили деревянный летний театр, где проходили концерты и разные мероприятия. Установили аттракционы, ларьки с газировкой и закусками (один из ларьков содержал Курганский мясокомбинат). Организовали некое подобие дирекции, отвечавшей за чистоту и бесперебойную работу радиоточек. Впрочем, на страницах «Красного Кургана» и радиоточки, звучавшие то оглушительно громко, то чересчур тихо, и ассортимент ларьков постоянно критиковали.

Все военные годы в городском саду Кургана кипела жизнь. Казалось бы, война, смерть, в госпиталь, расположенный в нынешнем здании правительства Курганской области, привозят раненых, на ветру сохнут бинты, – а в горсаду регулярно проходят народные гуляния, танцы, концерты. Всё это было призвано поднять боевой дух народа, напомнить людям, измученным войной, что жизнь продолжается, что Победа близка.

Золотое время для горсада наступило уже после Великой Отечественной войны. В 1943 году от коллектива Шадринского драмтеатра отделили труппу, положившую начало Курганскому драматическому театру. В 1945-м помещение для него еще не было готово, актеры играли первый в Кургане летний сезон именно в летнем театре городского сада, а в храме организовали склад декораций.

В начале 1950-х годов началась реконструкция горсада. Это был самый настоящий ренессанс – построили новый летний театр, в 1952 году появилась знаменитая арка – парадный вход со стороны улицы Ленина. В летнем театре в те годы постоянно проходили встречи с поэтами, давали представления заезжие цирковые и театральные труппы, там же крутили кино – жизнь била ключом. Замечательным украшением городского сада стал фонтан перед парадными воротами. «В молодые свои годы» этот фонтан был прекрасен – бортики сделаны из глыб, вытесанных из цельного камня, в центре – статуя мальчика, сидя играющего на дудочке, по бокам фигурки рыб и тритонов среди бьющих струек воды.

В 1953 году в курганском городском саду открылась первая выставка цветоводства. Такие мероприятия на территории горсада стали доброй традицией, а фотографии с выставки цветов 1956 года даже вошли в фундаментальное издание «Цветоводство в СССР».

В 1959 году в горсаду развернулась первая областная сельскохозяйственная выставка. К этому времени здесь уже был, помимо летнего театра, построен летний кинотеатр «Родина», в его помещении и открыли главный выставочный павильон. Городской сад в эти дни буквально ломился от посетителей, ленточку на открытии выставки торжественно перерезал тогдашний первый секретарь Курганского обкома партии Геннадий Сизов.

На том месте, где сейчас стоит памятник промышленнику Сергею Балакшину, находился деревянный домик – летняя читальня, филиал городской библиотеки.

Можно было, прогуливаясь по горсаду, взять там книжку и чинно посидеть-почитать на скамеечке, приобщиться к литературе. Посетителей горсада ждали аттракционы – качели-лодочки, карусели с лошадками, а вместо привычного нам колеса обозрения в 1950-х годах работало чертово колесо: шесть или восемь двухместных кабинок. Народ пристегивался и летал вверх и вниз, всё очень напоминало тренировки космонавтов. Некоторые после такого экстрима буквально вываливались из кабинки в полуобморочном состоянии. Позднее, в 1980-е годы в горсаду появился запомнившийся многим курганцам аттракцион «Сюрприз» (в нем тоже было нечто от тренажеров для покорителей космоса), а также качели, воспитывавшие дух коллективизма. Это были кабинки, куда набивалось по семь-восемь человек, часто незнакомых между собой. Общими усилиями им надо было раскачать кабинку на рычагах, чтобы она совершила полный оборот вокруг своей оси. За одно катание из пассажиров кабинки получалась сплоченная единая команда.

Именно в 1950-х годах посещение обновленного городского сада (а также центральной площади) входило в обязательную культурную программу для передовиков из колхозов, посещавших областной центр, – им с гордостью демонстрировали, как Курган преображается, и действительно, было на что посмотреть. Кстати, начиная с 1930-х годов и до начала 1960-х вход в городской сад был платным. Территория горсада была обнесена забором – простеньким и дощатым в 1930-х, оригинальным, в диагональную клеточку – в 1950-х. Многие горожане интересуются, что за окошечки сохранились в парадных воротах горсада – а там в свое время и находились кассы. Подходишь, платишь десять копеек, проходишь контроль. Это была норма для парков и садов того времени. Пример в регионах брали с московского парка культуры и отдыха имени Горького – он задавал стандарт. Чтобы окунуться в атмосферу советских городских парков той эпохи, можно посмотреть знаменитый фильм «Я шагаю по Москве».

Декабристы и комиссары

Горсад украшали разные скульптуры, самым заметным и эффектным был памятник революционному солдату. Скульптуры помельче – играющие ребятишки, дискобол, физкультурник. Сейчас в городском саду от советской эпохи остались два артефакта. Один из них – обелиск, посвященный памяти борцов за революцию, воздвигнутый в 1921 году на месте захоронения десяти расстрелянных комиссаров. Эскиз обелиска, напоминающего, по замыслу художников, трехгранный штык, представили бойцы красноармейского полка, расквартированного в Кургане. Фамилии авторов эскиза неизвестны, но сохранилось свидетельство, что в качестве премии за работу они получили рулон мануфактуры. В 1930-х обелиск перенесли на центральную аллею.

новости курган

Второй памятник советских времен был установлен в 1969 году к 50-летию восстановления Советской власти в Южном Зауралье – это мемориальный комплекс, причем опять же в честь десяти курганских комиссаров. Произведение скульптора Станислава Голощапова и архитектора Григория Захарова так и называли – «стеной комиссаров». На стене рядом с барельефом (девушка, принимающая винтовку из рук раненого бойца) были выбиты строки поэта-декабриста Кондратия Рылеева: «Славна кончина за народ! Певцы, герою в воздаянье, Из века в век, из рода в род Передадут его деянье». На открытии «стены» выступали участники революции, рядом с ней торжественно принимали в пионеры юных курганцев. К сожалению, в 1990-х годах мемориал стал жертвой вандалов – охотников за металлом. Сейчас «стена комиссаров» задрапирована, хочется верить, что ее отреставрируют.

К сожалению, не сохранились могилы двух декабристов, покоящихся в Кургане, – Фохта и Повало-Швейковского. Сначала считалось, что декабристы похоронены рядом с центральным входом в городской сад, там даже высадили две ели. Позднее известный курганский журналист и краевед Борис Карсонов провел собственное исследование и установил, что могилы декабристов находились за алтарем выстроенного позже собора. В 1988 году рядом со зданием храма открыли мемориальные могилы Фохта и Повало-Швейковского. На деньги, собранные курганской творческой интеллигенцией во главе с художником Германом Травниковым, поставили надгробия. Когда собор передали верующим, могилы оказались на церковной территории. В 2012 году, к двухсотлетию войны 1812 года, всем курганским декабристам установили памятник, в мемориальный ансамбль вошли и эти две могилы. Идеологом создания Сквера декабристов на территории городского сада выступил краевед, руководитель общественного движения «Духовно-историческое и культурное возрождение Зауралья» Александр Скворцов.

В 1980-х годах городской сад снова решили реконструировать. Начали вырубать аварийные деревья – клены ясенелистные, тополя. Собирались посадить новые деревья, был предложен замечательный проект летнего театра под стеклянной крышей, но всё застопорилось. Сначала кончились средства, потом развалился Советский Союз. Горсад попал в историческое межсезонье, какое-то время был запущен, потом его отдали в аренду частникам. Первого арендатора городского сада – Владимира Лузина – стоит вспомнить добрым словом. Он установил вокруг горсада высокую ограду взамен пришедшего в упадок старого низкого забора, восстановил фонтан.

Только в 2007 году начали приводить в порядок Фестивальный сквер в городском саду (у драмтеатра), установили там скульптуру «Родители». Сквер этот появился в «золотой век» городского сада, в 1957 году – это год VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, состоявшегося в Москве. В этом году по всему Советскому Союзу прокатилась волна молодежных фестивалей, начиная от колхозных и заканчивая областными. У нас тоже состоялся областной фестиваль молодежи, в честь которого даже выпустили значок и заложили Фестивальный сквер.

новости курган

Сейчас горсад вновь реконструировали, и это замечательно – зеленое пространство в самом центре города надо беречь. Автомобилей становится все больше, кислорода все меньше, каждый парк крайне ценен, к тому же городской сад – поистине уникальное место, где мы можем прикоснуться к живой истории Кургана и, по сути, всей нашей страны.

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Фото чб с сайта https://kurgan.pro/

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus
  1. Житель города

    Хороший, добрый материал. Больше бы таких. Жалко мало фотографий — можно было бы компенсировать их отсутствие рисунками, эскизами и компьютерной моделью — 21 век как никак.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *