Курганского художника единственную из России пригласили на Арт-колонию в Черногорию

курган новости

О роли искусства в жизни человека говорим с художником Ольгой Луцко

Курганского художника Ольгу Луцко единственную из России пригласили на Арт-колонию в Черногорию. Формат художественных резиденций существует еще с 19 века: в одно место съезжаются художники и скульпторы из разных стран мира, вместе живут, общаются и творят. Произведения потом путешествуют с выставки на выставку, показывая все многообразие и культуру страны.

— Ольга Витальевна, почему именно вас пригласили в Черногорию?

— Это связано еще с моей итальянской поездкой в 2019 году по приглашению культурной ассоциации «Русский дом в Базиликате». Художники, которые были в Италии, принимали участие в арт-резиденции в Черногории, а их работы в это время экспонировались в государственной художественной галерее города Плевля.

В нынешней ситуации с ковидом ехать было очень страшно. Предстоял длинный путь: из Кургана до Москвы, потом в Турцию, Боснию и Герцеговину, оттуда в Черногорию и Сербию.

Среди участников были художники из Италии, Финляндии, Болгарии и, конечно, много представителей балканских стран. Группа — очень творческая, интересная. Основной нашей задачей было писать картины. Многие работали в самой галерее. Я старалась писать не только в помещении, но, в том числе, и с натуры, на природе. Часть работ привезла в Курган, а часть осталась в Черногории.

— Что вас вдохновило на создание картин?

— На меня очень большое впечатление произвели православные монастыри с их архитектурой, великолепными росписями и хранящимися там раритетами. В трех мы побывали. В одном из них — монастыре Милешево в Сербии — находятся уникальные средневековые росписи с удивительным Белым Ангелом. Несколько раз я писала монастырь Святой Троицы около Плевли. Он основан в 15 веке, но из-за нападений сильно пострадал. Тот облик, что он имеет сейчас, монастырь приобрел уже в 16 веке. Самый первый этюд был написан с храма Святой Петки в Плевле.

Посмотрели достопримечательности Черногории, Сербии, Боснии и Герцеговины. Одна из достопримечательностей – каньон реки Тары. Глубина ущелья 1300 метров. Это удивительно красивая горная река с поразительно чистой, прозрачной водой, которая на солнце приобретает изумрудный цвет. Место для туристов очень популярное.

Этот каньон самый высокий в Европе. А над ним арочный мост, построенный где-то в конце 1930-х годов. Он железобетонный, но, кажется легким и ажурным. Невероятно длинный и очень красивый, с пятью пролетами.

— Зачем для художников из разных стран устраивают такие туры? Это ведь недешево…

— Думаю, это вопрос культуры в целом, а без нее, по большому счету, невозможно выстроить ни одну экономику. Вообще благодаря культуре решаются многие вопросы и благодаря ей мы живем и остаемся людьми.

Наверное, это затратно. Но, думаю, это окупает себя в плане чисто человеческом и культурном. Ведь в стране, которая принимает у себя такой творческий десант, остаются произведения.

И в целом это единение и общение художников из разных стран, единение культур.

Сама культура Балкан соединяет в себе христианскую западноевропейскую культуру и ислам. И это соединение очень четко чувствуется. Помимо православных монастырей, там довольно много мечетей. Одна из них, в ряду самых значимых памятников Османского государства, построенная еще в 16 веке, стоит в центре площади Плевли. Ее вход и интерьер очень красив, украшен богатым декором, там хранится Коран 16 века и египетский ковер 17 века.

— Должен ли художник вкладывать в картину свои эмоции, внутренние переживания?

— Это получается само собой. Потому что искусство – это, в первую очередь, эмоции.

— А что такое искусство живописи?

— Искусство живописи – это, прежде всего, цвет и тон. Но цвет надо увидеть и превратить краску в цвет. Краски у всех могут быть одни и те же. Но к одной работе зритель, в том числе и другой художник, подойдет и подумает: «Ах, как же это сделано!?». И непонятно, что это за цвет и какая краска была использована, но она притягивает взгляд и выполняет главное предназначение — вызывает эмоции. А подойдет к другой картине и там ему все будет понятно, скучно и безынтересно, потому что цвет, композиция не вызвали эмоциональный отклик .

Работа с красками – это и знания, и интуиция.

— Одинаково ли воспринимают одну и ту же картину зритель и другой художник?

— Конечно, по-разному. Скажу больше – каждый зритель воспринимает по-разному. А если пойти еще глубже — один и тот же человек может воспринимать одно и то же произведение в разное время по-разному. Он пришел в понедельник и увидел это так. Пришел через неделю в воскресенье – увидел уже по-другому. А пришел через пять лет и увидел то, что не видел в тот понедельник и в то воскресенье. Мы пребываем в разных состояниях. Сегодня ты зашел в музей, но думаешь не о картине, а том, что не заплатил за квартиру. И вроде прошел по выставке, но посмотрел все равно что на белую стенку. А завтра ты настроен и полностью погрузился в то, ради чего пришел.

Есть еще такой момент, как многоплановость прочтения произведения. Сначала ты посмотрел на картину и увидел ее в целом. В другой раз ты обратил внимание на какую-то деталь, которая показалась намного важнее, чем то, что видел раньше. И вот — новый поворот этого произведения. Да и цвет – тут я снова вернусь к эмоциональному восприятию: сегодня он на тебя оказал сильное влияние, а в другой день – нет. Эти эмоциональные волны, которые вкладывал художник, и волны, которые есть у зрителя, должны совпасть, резонировать. Но это от многого зависит. Поэтому восприятие цвета – тонкая вещь. Японцев, например, этому учат. Они могут воспринимать до 360 (!) оттенков только красного. Нюансов каждого цвета очень много, и в зависимости от того, какой другой цвет при смешивании и сколько его художник добавляет в краску, цвет приобретает новый оттенок и может звучать по-разному.

курган новости

— Мы любим, читая произведения или разглядывая картины, размышлять, что хотел передать нам автор, что про него говорят его работы. Интересно, что про вас говорят ваши картины?

— Я думаю, зритель не рассуждает об этом. Потому что человек концентрируется на своих эмоциях. Ему интересно само произведение в первую очередь – как это сделано и что изображено. Главный диалог происходит между зрителем и произведением. Написанное произведение уже живет самостоятельной жизнью, а автор остается где-то в стороне.

— Назовите три главные задачи искусства?

— Сделать жизнь разумнее и красивее. Почему разумнее? Кажется странно на первый взгляд, ведь искусство воздействует на нашу эмоциональную сферу. Дело в том, что без искусства нам не обойтись, без него не было бы и самой жизни, настоящей и достойной.

Искусство помогает сделать нашу жизнь лучше и нравственнее.

Искусство в принципе через эмоции служит развитию человечества, в первую очередь, духовному, и это одна из главных его задач. Сейчас в мире происходят такие страшные вещи, о которых слышишь и невольно думаешь: это совершает человек, который никогда не имел отношения к искусству и никогда не смотрел на красивое, хорошее, доброе, интересное и творческое. Поэтому в данной ситуации я вижу в искусстве спасение для мира. И дай Бог, чтобы каждый имел к этому какое-то отношение. Это уравновесит психику человека, чего сейчас очень не хватает.

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *