Родительский долг

новости курган

Судебные приставы Курганской области в этом году взыскали в два с половиной раза больше алиментных платежей

Взыскание алиментов — это относительно небольшая часть работы судебных приставов. Но именно о ней часто говорят, именно за неуплату алиментов предусмотрено наиболее суровое в практике приставов наказание вплоть до реального лишения свободы. Об одном из самых социально важных направлений по взысканию долгов мы поговорили с руководителем УФССП России по Курганской области Ириной Уваровой.

— Ирина Лазаревна, расскажите, как сейчас обстоят дела с взысканием алиментных выплат на детей в нашем регионе?

— На протяжении нескольких лет количество исполнительных документов этой категории в Курганской области стабильно и существенно не меняется. Сейчас у нас идет работа по примерно 7500 таких дел. Доля исполнительных производств, в рамках которых реализуется право детей на получение алиментов, составляет 76,5 %. Судебные приставы-исполнители своей работой не допускают значительного роста в этой категории. Это удается за счет использования мер принудительного взыскания. Так, в текущем году к административной ответственности по статье 5.35.1 КоАП РФ мы привлекли 955 должников по алиментам, а к уголовной ответственности по статье 157 УК РФ — 769.

В этом году отрадно отметить резкий рост результативности по исполнению этой категории алиментов: с родителей несовершеннолетних детей удалось взыскать больше 212 миллионов рублей алиментных платежей. Цифра, на первый взгляд, ни о чем не говорит, но это в два с половиной раза больше, чем в прошлом году (тогда зауральские приставы взыскали 95 миллионов рублей). Это показатель того, насколько мы продвинулись в восстановлении нарушенных прав детей — самой социально незащищенной категории.

— Действительно, рост значительный. Как этого удалось добиться, особенно учитывая продолжающуюся пандемию?

— На это повлиял комплекс причин. Нельзя сказать, что какой-то один фактор привел к тому, что резко получилось взыскать больше.

Главным фактором успеха мне видится работа со счетами граждан и взаимодействие с работодателями. На счетах у людей сейчас стало появляться больше денег, которые мы можем взыскать (хотя категории социальных выплат от государства это не касается). Также мы стали методично и скрупулезно сверяться с данными бухгалтерий предприятий, где работают наши должники, точечно проверять их. Такая комплексная работа дает плоды.

Кстати, в прошлом году хоть и свирепствовала пандемия, мы тоже увеличили показатели по взысканию алиментных платежей, но это была не такая значительная цифра, около 15 миллионов рублей к уровню 2019 года.

— Не вызвало ли появление в 2021 году новой выплаты на детей для одиноких родителей рост количества заявлений о взыскании алиментов?

— Да, взыскатели чаще стали обращаться в службу судебных приставов. За последние два месяца было предъявлено на одиннадцать процентов (326 штук) исполнительных документов больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, в среднем за месяц — на 160 исполнительных документов больше.

Рост поступления таких документов отмечался в течение двух месяцев с тех пор, как было объявлено об этих выплатах, сейчас уже снизился.

На нашу результативность это не повлияло. Все документы мы приняли, судебные решения по ним выносились быстро, поэтому люди положенные выплаты получили.

— Какую долю в общей нагрузке судебных приставов-исполнителей составляют производства по алиментам?

— К счастью, очень небольшую — порядка двух процентов от общего количества исполнительных документов.

В каждом структурном подразделении алиментными взысканиями занимаются самые опытные сотрудники. Здесь нужна тщательная психологическая работа с должником. Тем, кто давно не содержит своих детей, нельзя просто сказать: «Ты должен, вот и плати», это не сработает. Нужны индивидуальные методы убеждения для каждого. Со взыскателями тоже нужно работать. Некоторые к нам приходят чуть ли не на грани нервного срыва, когда для ребенка срочно нужны деньги, а второй родитель алименты не платит.

Судебный пристав должен балансировать между исполнением своих должностных обязанностей и психологическим убеждением. Поэтому такими делами занимаются только наши самые опытные сотрудники, те, кто хорошо знают правоприменительную практику, уголовный процесс, потому что по этой категории исполнения мы иногда доходим и до лишения свободы.

Нагрузка на одного судебного пристава составляет не более 250 исполнительных производств о взыскании алиментных платежей. Это позволяет уделить должное внимание сторонам дела, своевременно выйти по адресу проживания должника для проверки имущественного положения, грамотно составить все документы.

— Часто одинокие родители не знают, с чего начать процедуру получения алиментов. Опишите алгоритм действий для этого.

— Самый простой способ — это обращение в мировой суд. Если нет имущественных споров, то такие дела рассматриваются быстро, иногда необязательно даже присутствие сторон. Доказательная база — свидетельство о рождении ребенка, на которого будут выплачиваться алименты.

Обязанность по выплате алиментов возлагается на должника с момента подачи заявления в суд. Когда к нам поступает исполнительный документ, мы приступаем к взысканию.

По выбору заявителя судебное решение о взыскании алиментов может быть направлено в службу судебных приставов сразу из суда, но большинство предпочитают получить документ на руки и лично отнести его в отдел, чтобы все проконтролировать.

Также возможен вариант заключения нотариально заверенного соглашения о выплате алиментов. Но это встречается редко, потому что сторонам нужно самим встретиться и прийти к какой-то договоренности. В Курганской области это носит единичный характер.

— Что можно называть самым сложным в работе с должниками по алиментам?

— Наверное, это сама возможность взыскания. Раз исполнительный документ появился у нас, значит, должник платить не хочет, или у него нет финансового потенциала. Обязанность взыскать, понимание, что это взыскание идет в пользу несовершеннолетнего ребенка, — этот дисбаланс приводит к трудностям.

Судебные приставы должны быть профессионально отстраненными, чтобы эффективно исполнять свои обязательства. Мы балансируем между сторонами, соблюдаем права и интересы как взыскателя, так и должника.

— Были ли истории в этом направлении работы, которые вас чем-либо впечатлили?

— Больше всего запоминаются и греют сердце истории, когда нам удается вернуть человека к нормальной жизни, признанию своих обязанностей и принятию мер по их выполнению. Например, в Петуховском районе должница по алиментам не только не платила деньги на содержание своей семилетней дочери, но и несколько лет не общалась с ребенком. В ходе рейда судебный пристав заметил у алкомаркета подозрительную гражданку. Ранее он служил в полиции и вспомнил, что женщина многократно нарушала закон и появлялась в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения. Судебный пристав выяснил, что это и есть та самая злостная должница по алиментам. Он поговорил с женщиной, объяснил, что ее может ждать как административная, так и уголовная ответственность, да и скрываться от своего ребенка — не лучшая стратегия поведения. В результате на следующий день жительница Зауралья начала погашать задолженность по алиментам и вышла на связь с дочерью.

В Белозерском районе женщина обратилась к судебным приставам с исполнительным документом о взыскании алиментов с ее мужа. Она рассказала, что мужчина не работал, часто выпивал, не участвовал в воспитании ребенка и отказывался давать деньги на его содержание.

Судебный пристав пришел к ним домой и побеседовал с мужчиной о его родительских обязательствах, об ответственности перед ребенком. На белозерца это подействовало. Вскоре он нашел работу и начал платить деньги на ребенка, а женщина поблагодарила судебных приставов за то, что помогли сохранить семью.

А вот еще одному должнику по алиментам из Шадринского района бесед оказалось недостаточно. О своем поведении он задумался только после того, как ему пришлось отработать 80 часов обязательных работ. Тогда мужчина нашел работу, начал оплачивать двум своим детям садик и брать их к себе на выходные, хотя раньше никаких отношений с семьей не поддерживал.

Конечно, не на всех должников можно повлиять одними разговорами. Судебным приставам приходится постоянно придумывать что-то новое в работе. Например, житель Мишкинского района Курганской области алименты своей дочери платил, но мизерными суммами. Объяснял это тем, что сам он зарабатывает мало, а живет на то, что дают родственники и знакомые.

Якобы поэтому же он попросил судебных приставов снять арест с его счетов по прежнему месту жительства. Мол, денег нет и не будет, зачем запреты? Но судебный пристав сразу заподозрил, что это неспроста. И действительно, на счете должника обнаружилось более 150 тысяч рублей. Зауралец продолжал выкручиваться, убеждая, что деньги ему дали друзья, но судебный пристав выяснил, что мужчине вып- латило зарплату одно предприятие. В результате деньги пошли в счет уплаты алиментов, а в отношении должника возбудили дело об административном правонарушении за несообщение сведений о новом месте работы.

Поэтому профессиональные качества судебного пристава далеко выходят за рамки одного только знания законов.

— Судебных приставов готовят как-то специально к такой работе?

— Сейчас у нас этому уделяется большое внимание. Судебных приставов обучают психологическим приемам, логике общения, грамотности речи — всему, что помогает убеждать людей. Занятия проходят в формате вебинаров с участием преподавателей ведущих российских вузов.

Кроме того, в региональном Управлении также есть штатный психолог, который консультирует судебных приставов и помогает им получать профессиональную разгрузку.

— Об этом говорят гораздо реже, но алименты выплачивают не только родители своим детям, но и наоборот — взрослые дети родителям. Расскажите, насколько это актуально в Курганской области, есть ли проблемы с взысканиями этой категории?

— К счастью, у нас такие дела носят единичный характер, даже не в каждом структурном подразделении эти исполнительные производства есть. За каждым таким делом почти всегда стоит какая-то сложная семейная история, конфликт. Как правило, исполнительные документы подаются в отношении работающих детей, поэтому проблем с взысканием обычно нет, это делается путем удержания части доходов.

— Случалось ли вам слышать негативные отзывы о работе судебных приставов?

— Да, случалось, чаще всего это связано с самим фактом возникновения финансовых обязательств у граждан. Но напоминаю, что судебные приставы не сами решают взыскать что-то с человека, они исполняют решения суда. А решения суда же, вступившие в законную силу, подлежат неукоснительному исполнению на территории всей Российской Федерации.

И прежде всего мы работаем ради граждан, чьи права были нарушены. Нельзя уклоняться от обязательств или нарушать законы, а потом просто избежать ответственности. Над каждым поступившим обращением и жалобой мы тщательно работаем: проводим проверки, анализируем конкретную ситуацию и даем официальные ответы. Особо проблемные вопросы разбираем с гражданами в ходе личных приемов, которые проводим регулярно, в том числе выезжаем в районы области. Представьте, наступает момент взыскания: списали деньги со счета, арестовали имущество, заблокировали банковскую карту — все это вызывает у человека дискомфорт и возмущение. А ведь это не имеет отношения к реальному качеству нашей работы, мы только восстанавливаем справедливость.

— Определенная категория должников по алиментам не платит не потому, что нет денег, а из принципа. Как вы думаете, откуда это идет? Инфантильность?

— Главная причина здесь в человеческих качествах. Это такой нигилизм — и правовой, и общечеловеческий, который зависит от личных качеств человека. Часть граждан ведет асоциальный образ жизни, у них нет имущества, работы или иных источников доходов. Им безразлично, что происходит с их детьми. Данная проблема хоть и трудно, но решается совместными усилиями различных институтов общества: например, некоторые государственные органы идут по пути убеждения и просвещения, мы принимаем более жесткие — законные — меры. В результате некоторые встают на путь исправления: находят работу, постепенно выплачивают долги, как в историях, которые я привела раньше. Каждое исполнительное производство — это всегда жизнь, судьбы, истории.

— Как бы вы сформулировали миссию службы судебных приставов?

— Восстановление нарушенных прав. Это наша профессиональная цель, миссия и назначение. А если кому-то нужна помощь, наша деятельность выходит за рамки функциональных обязанностей. Сотрудники УФССП России по Курганской области помогают по мере своих возможностей различным гражданам: ехали на исполнение, увидели пожар, остановились и начали тушить. Зимой обнаружили замерзающего на улице человека, привезли в отдел, передали врачам. Откликнулись на призыв сдать кровь и плазму крови для переболевших коронавирусом. Не о каждом таком случае мы рассказываем, потому что это — естественная часть деятельности нашего Управления. Так что спасать, защищать, восстанавливать права — вот наша миссия.

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *