«Папьемашенники» научили курганцев изменять голос

Петербургские артисты дали мастер-классы в театре кукол «Гулливер»

С 1 по 3 декабря в курганском театре кукол «Гулливер» проходили мастер-классы от театра «Папьемашенники» из Санкт-Петербурга. Артисты-кукловоды Всеволод Мизенин и Иван Кузьмин показывали, как работать в площадном театре. Корреспондент КиК побывал на одном из занятий.

«Здравствуйте, публика почтенная, полупочтенная и так себе! – бодрым голосом обращается к гулливеровцам, сидящим в зале, Всеволод Мизенин, бренькая на балалайке. – Прямо сейчас вашему драгоценному вниманию прямо в самом сердце Урала, в городе Кургане, покажем вам комедию старинную, зубодробительную, смеховызывательную! В главной роли – Пётр Петрович Уксусов. – Фамилию произносит ухая. Прекращает играть на балалайке и меняет тон: – Ну, к примеру. Вот этой звуковой дорожки будет вполне достаточно. Александр, вы можете, я знаю». Один из актёров отвечает: «Справимся». «Я и не сомневался».

Весной 2022 года в «Гулливере» состоится премьера нового уличного спектакля, главным героем которого будет весельчак Петрушка. Для помощи в постановке спектакля и выписали из Петербурга «Папьемашенников».

«На основе мастер-классов мы поймём, кто из обширной труппы «Гулливера» пойдёт в работу дальше, кто будет участвовать в постановке петрушечной комедии, – рассказал Всеволод Мизенин. – Мы хотим сделать два состава. Невозможно играть Петрушку не обращая внимания на то, что происходит рядом с ширмой. Актёры должны быть стрессоустойчивыми, готовыми к неожиданностям, импровизациям. Естественно, должны быть весёлыми, бодрыми и неунывающими».

Актёров разбивают по парам – кукловод и балалаечник. После небольшой репетиции по очереди выступают, а затем обсуждают показанное. Для петрушечника не должно быть неожиданностей. «Когда на тебя голубь накакает на выступлении или ширма на тебя упадёт, тоже будет не запланировано. Ты всегда реагируешь на то, что происходит. Собака прибежала, пьяный к тебе в ширму полез, ребёнок к тебе идёт с просьбой вытереть ему сопли. Всё это работает, тут же включается в канву произведения», — объясняет Всеволод Мизенин и вспоминает один забавный случай: «Однажды мы выступали на улице на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Вечерело уже. Я не учёл, что в этот день играл «Зенит». Любители спорта больше имеют отношение к пивным напиткам, нежели к спорту. Я играю. У меня ширма закрыта, но есть распахивающиеся тканевые оконца. И в эти оконца вваливаются два тела, больше меня по габаритам, абсолютно лысые, орут. У одного из них металлический предмет, которым он машет в районе моей головы. Я тогда уже опытный был петрушечник. Отбиваюсь. Петрушка окучивает их дубинкой по лысым головам. Я их выпихиваю из ширмы, перевожу дух, заканчиваю представление и понимаю, что у меня что-то на голове. Оказывается, это массажёр для головы. Я в первый раз увидел эти массажёры, которые небывалое удовольствие доставляют. Болельщики, по всей видимости, были очень довольны моим представлением и хотели меня таким образом отблагодарить. А я думал, что это инквизиция, что вернулись времена Алексея Михайловича Тишайшего: скоморохов сейчас будут на кол сажать».

Смотрите подробный фоторепортаж Надежды Достоваловой.

Предрасположенность Всеволода Мизенина к традиционной петрушечной комедии, если можно так сказать, была заложена в детстве. «У меня бабушка была очень фольклорная. Она в архангельском народном хоре пела и правильные сказки мне читала. Вечно какие-то шутки-прибаутки, – рассказывает артист. – Моя бабушка постоянно говорила: «Спрос не ударит в нос». Типа пойди и спроси, если тебя что-то интересует. Таких вещей много от бабушки было. Возможно, оттуда выросла эта тяга к фольклору, скоморохам, Петрушке. Я был морально подготовлен».

Наставником Всеволода Мизенина стал кукловод Анатолий Николаевич Архипов, выходец из Кургана, переехавший в Подмосковье. «Он мне передал голос и подарил первую деревянную голову, – вспоминает папьемашенник. – То, что в Кургане начиналось, а может быть на кургане, не знаю, где тут у вас Архипов показывал представления, но он начинал играть Петрушку именно здесь, я, получается, возвращаю Петрушку туда, откуда он вышел».

В Кургане Анатолий Архипов руководил муниципальным театром кукол «Теремок». В 2016 году стал одним из основателей Центра возрождения народной культуры «Петрушкина Слобода» в Мытищах.

Архипов, среди прочего, передал Мизенину секрет, как сделать особый петрушечный голос. Папьемашенник научился пользоваться пищиком – искусственным резонатором, изменяющим голос. «Тайное знание» гость из северной столицы передал гулливеровцам. Кто из труппы больше всего годится в петрушечники – узнаем следующей весной.

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *