В феврале следующего года Курган посетят вице-премьер Юрий Борисов и полпред Владимир Якушев

новости курган

Речь пойдёт о развитии промышленного комплекса

Об этом стало известно в ходе пресс-конференции, которую провёл накануне Полномочный представитель Президента в УрФО Владимир Якушев. Он подвёл предварительные итоги уходящего года и сообщил о планах на будущее. Полпред отвечал на вопросы журналистов в режиме видеоконференцсвязи из московского пресс-центра ТАСС.

В числе затронутых вопросов – темы, касающиеся как каждого региона Большого Урала в отдельности, так и всего округа в целом, а также носящие общефедеральный и даже мировой масштаб.

Вначале полпред провёл небольшую презентацию УрФО, напомнив о том, что хотя количество субъектов, входящих в него, наименьшее среди других федеральных округов РФ, с точки зрения экономического потенциала это достаточно мощный макрорегион. Так, в презентации, которую представил Владимир Якушев, отмечается, что наш округ с населением 12,3 млн человек, что составляет 8,4% от российского, имеет долю валового регионального продукта в суммарном ВРП РФ на уровне 15%. В структуре экономики 34,9% принадлежит добывающей промышленности, 14% — обрабатывающим производствам, 9,8% — торговле, 8,3% — строительству, 22,2% — иным отраслям, куда, в частности, входят обеспечение электроэнергией, информация и связь, гостиничный бизнес и общепит. Полпред подчеркнул, что экономика Урала сбалансирована.

Говоря о конкретных отраслях, Владимир Якушев начал со строительства, напомнив, что до своего нынешнего поста он занимал должность министра строительства РФ. По словам полпреда, этот сектор является «лакмусовой бумажкой», и по тому, как идут дела в строительстве, можно судить и о состоянии экономики в целом. Здесь в УрФО идёт поступательное движение вперёд. Объём работ по этому виду деятельности в округе в январе-октябре 2021 года составил 1280,5 млрд рублей, в аналогичном периоде прошлого года – 1229,9 млрд рублей, а по сравнению с тем же отрезком в 2019 году подрос более чем на 300 млрд рублей. Тем не менее, планы по развитию отрасли весьма реалистичные и рекордный показатель 2014 года – 7997 тыс. кв. метров жилья планируется превзойти только в 2027 году, построив 8712 тыс. кв. метров. В этом году в УрФО планируется ввести 7140 тыс. кв. метров, в январе-октябре введено 5587,2 тыс. кв. метров. Полпред уверен, что задачи, поставленные в рамках национального проекта «Жильё и городская среда», будут в УрФО выполнены.

При этом, согласно проектным декларациям, запланированная площадь строительства жилья в новых многоквартирных домах выросла в отчётный период более чем в два раза по сравнению с 2020 годом – с 2 до 4,3 млн кв. метров. Это, по оценке полпреда, говорит о том, что строительная отрасль на подъёме. Инвесторы смотрят в будущее, и новые проекты в ближайшее время будут активно появляться на территории округа.

Владимир Якушев обратил внимание и на имеющиеся вызовы, в первую очередь, безусловно, речь идёт о росте стоимости строительных материалов. Здесь полпред поблагодарил Минстрой РФ и весь блок, который курирует вице-премьер Марат Хуснуллин, поскольку правительством многое делается для того, чтобы сократить длительность инвестиционного цикла в строительстве, внесены существенные изменения в законодательство для упрощения процедур, связанных с работой в этой отрасли. Необходимые мероприятия проводятся для того, чтобы ответить на другие вызовы, это и рост ключевой ставки ЦБ, что приводит к удорожанию кредитов, и недостаток или износ жилищно-коммунальной и транспортной инфраструктуры. Что касается последних двух, то она также планомерно приводится в порядок в рамках национальных проектов, что нетрудно заметить, взглянув на наш Курган.

Вместе с тем, как отметил полпред, видна и такая тенденция, как смещение инвестиционной активности в города с большим количеством населения, где более активная застройка, где более высокий спрос, более платежеспособное население – и это тоже является вызовом для строительной отрасли.

В обрабатывающей промышленности картина выглядит следующим образом. Доля УрФО в общей отгрузке в РФ по машиностроению составляет 7,3%, по нефтехимии — 11,9%, а вот по металлургии превышает четверть всего объёма – 27%. Полпред перечислил главные вызовы для развития машиностроения – это износ основных фондов, то же самое отсутствие дешёвых кредитов, удорожание металла, достаточно остро встаёт кадровая проблема. Поэтому многие машиностроительные предприятия задумываются о собственных университетах, техникумах и профессионально-технических училищах. А с действующей системой образования налаживаются своего рода шефские отношения с вузами, чтобы получать оттуда подготовленные кадры.

И ещё несколько штрихов к социально-экономическому портрету округа. УрФО формирует до 30% от налогов в консолидированном и до 40% в федеральном бюджете РФ. На Большом Урале производится 40% стали и проката черных металлов в нашей стране. Их годового объёма хватило бы на 158 204 км железных дорог (две рельсы однопутной дороги) или на то, чтобы практически четыре раза обогнуть земной экватор. В УрФО добывается 60% общероссийской нефти и годовой объём мог бы обеспечить на 20 дней все мировое потребление «чёрного золота». А если эту нефть разлить в стандартные железнодорожные цистерны вместимостью 62 тонны, то сформированный из них состав будет чуть больше длины экватора. Кроме того, 90% российского природного газа добывается также в УрФО и его годового объёма хватит, чтобы в течение полутора месяцев обеспечивать все мировое потребление «голубого топлива».

Нельзя не упомянуть и такой факт – в УрФО выпускается 100% российского титана. В Свердловской области находится самый крупный в мире завод по производству этого металла — ВСМПО Ависма. 2020 году предприятие продало 25,5 тыс. тонн титана. Он широко применятся в медицине, а именно в протезировании. Всего в мире ежегодно на установку титановых имплантов всех типов уходит 4 тыс. тонн металла. Также без него невозможно обойтись в авиастроении, поэтому американский концерн Boeing закупает на Урале 35% необходимого титана, европейский Airbus – 65%, а бразильский Embraer – все 100%.

Таким образом, как видно из этих цифр, ключевая отрасль УрФО — добыча полезных ископаемых. Поэтому не менее масштабны и задачи и вызовы, стоящие перед отраслью. Владимир Якушев отметил, что это освоение трудноизвлекаемых запасов, затем, в нефтегазодобыче также имеет место износ основных фондов, наконец, это развитие инфраструктуры Арктической зоны.

Речь идёт о так называемом Северном широтном ходе. Напомним, что это проект состоит из двух частей. Во-первых, строительство на Ямале железной дороги по маршруту Обская – Салехард – Надым (СШХ-1), что позволит сократить протяжённости транспортных маршрутов от месторождений в северных районах Западной Сибири до портов Балтийского, Белого, Баренцева морей, а также содействовать развитию Арктической зоны РФ. Кроме того, как заметил полпред, строительство СШХ серьёзно разгрузит участок Транссиба Пермь – Екатеринбург – Тюмень, по которому скорость движения грузов сегодня достаточно низкая. А реализация проекта СШХ-2 – строительство железной дороги от станции Бованенково до порта Сабетта позволит сделать последний многопрофильным. Если сейчас из Сабетты, которая сама по себе является грандиозным проектом, отгружается сжиженный природный газ, то после появление железной дороги отсюда можно будет отправлять по всему миру любые грузы. Причём порт будет расположен очень удобно с точки зрения логистики – хоть и на крайнем Севере, но, как подчеркнул полпред, в центре страны. Поэтому проект Северного широтного хода актуален не только для УрФО, но и для всей России. Отметим, что проект СШХ в Послании текущего года поддержал Президент Владимир Путин.

Следующая важная тема для развития этой отрасли, на чём отдельно остановился полпред — это импортозамещение в области добычи и переработки полезных ископаемых, к чему необходимо более активно подключать промышленные предприятия УрФО. По словам Владимира Якушева, сейчас по этому вопросу ведётся очень плотная работа с вице-премьером Юрием Борисовым, который недавно стал куратором округа от Правительства РФ. По оценке полпреда, институт кураторов очень полезен: «это очень хороший тандем, мы от него получим серьёзные плюсы». Кстати, Владимир Якушев анонсировал то, что в феврале он вместе с Юрием Борисовым, который координирует в Правительстве РФ работу по машиностроению и военно-промышленному комплексу, планирует визит и в наш город:

««Запланирована следующая поездка в Курган. Уже есть достаточно хорошие наработки. Я уверен, что по итогам нашей совместной поездки, проведенных там мероприятий и конкретных поручений, мы точно поможем Курганской области двинуться вперед, нарастить еще больше свой промышленный потенциал».

Наконец, ещё одна из ключевых тем, касающихся добывающей промышленности округа, носит уже даже не общероссийский, как СШХ, а глобальный масштаб. Речь идёт, разумеется, о «зелёной повестке». В 2023- 2026 годах Евросоюз вводит углеродный налог на импортную продукцию с большим углеродным следом. По разным оценкам, поставщикам из России придется заплатить от 1,1 до 6,5 млрд евро ежегодно. Использование традиционных видов топлива будет поэтапно сокращаться, а доля альтернативной энергетики возрастать. Это окажет влияние и на добывающую, и на обрабатывающую промышленность УрФО. Поэтому, несмотря на то, что углеводородное сырьё будет оставаться основным как для России, так и для мировой промышленности в целом, на «зелёный» вызов придётся отвечать.

Конечно, отвечая на вопросы журналистов, полпред не мог не затронуть такую животрепещущую тему, как распространение коронавируса в УрФО и ход вакцинации от этой болезни. Пока показатель в 80% коллективного иммунитета у взрослого населения (привитые плюс переболевшие), в округе не достигнут. «Нам в этом направлении предстоит сделать ещё достаточно большую работу», — подчеркнул Владимир Якушев. Для того, чтобы достигнуть названной планки, в УрФО необходимо привить ещё 1,2 млн человек.

Завершая пресс-конференцию, полпред назвал главные, по его мнению, события, произошедшие в округе в 2021 году. Среди политических — это проведение на территории УрФО выборов в Государственную Думу РФ, был сформирован также ряд региональных парламентов – в Свердловской и Тюменской областях и Ханты-Мансийском автономном округе. Если говорить о сфере экономики, то в каждом регионе произошли знаковые события. Так, в Тобольске был открыт новый аэропорт «Ремезов». Свердловская область стала одним из немногих регионов России, где запущен крупный научный проект – карбоновый полигон. Они создаются как раз в рамках «зелёной повестки» и предназначены для разработки и испытаний технологий дистанционного и наземного контроля эмиссии парниковых газов и других значимых для изменения климата параметров на лесных территориях и сельскохозяйственных землях. В Челябинске завершена рекультивация одного из крупнейших мусорных полигонов в Европе.

«Что касается Кургана, то это тоже объекты транспортной инфраструктуры. Был сдан в эксплуатацию большой мост, и я считаю, что для Кургана это очень серьёзное, знаковое событие», — подчеркнул Владимир Якушев.

Фото и иллюстрации из презентации с официального сайта полномочного представителя Президента России в Уральском федеральном округе uralfo.gov.ru

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *