Как потребителям защитить свои права

новости курган

Алгоритм действий при покупке некачественного товара

15 марта отмечается Всемирный день прав потребителей.

Моя бабушка не умеет делать сыр, но умеет переводить стрелки на железнодорожных путях. Она получает пенсию за годы, отработанные на железной дороге, и покупает сыр в супермаркете. Вчера купила испорченный – плесень увидела только дома. Расстроилась, пожалела выброшенные на ветер деньги, попыталась обрезать плесень. В идеале каждый человек делает то, что умеет, и пользуется тем, что умеют другие – в результате честного обмена. Но в реальности некоторые ищут выгоду для себя в ущерб другим. Это становится особенно заметно на стадии обмена – плохой товар, обман, некачественно предоставленная услуга и прочие нарушения прав потребителя.

Если мы реагируем на это, как моя бабушка, не защищая свои права, то страдаем не только сами. Мы поощряем производителей и продавцов поступать также и дальше. Поэтому в России уже тридцать лет действует Закон № 2300-1 «О защите прав потребителей». В нем установлены права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды. А также права на защиту своих интересов и на получение информации о товарах и их изготовителях.

Закон все время дополняется, следуя за развитием рынка товаров и услуг. Например, он регулирует покупки в интернет-магазинах, онлайн-страхование, начисления по кредитам и микрозаймам, заключенным дистанционно.

Как меня могут обмануть?

Мою бабушку обманули – продали ей плохой товар. По закону обман потребителя – противоправное действие, за которое виновных можно и нужно привлечь к административной и гражданско-правовой ответственности.

Обман может быть разным:

  • обмеривание: вам продали товар меньшего размера, чем определено договором купли-продажи. Это касается, например, покупки тканей или стройматериалов. Заплатили за десять метров, а дома поняли, что их всего восемь.
  • обвешивание: в чеке пробили два килограмма яблок, а на самом деле вы получили кило восемьсот. Обнаружить такой обман можно прямо в магазине, для этого нужно пользоваться контрольными весами.
  • обсчет: взимание большей суммы, чем определено договором купли-продажи, указано на ценнике или установлено уполномоченными государственными органами. Это одно из самых распространенных нарушений прав потребителей, с которым многие соглашаются. Например, на ценнике указано, что чай стоит 80 рублей, а вам продают его за 100. Если вы спросите, в чем дело, продавец скажет, что не успел поменять ценник. Побороть свое недовольство и отдать сотню – неверно. Продавец обязан продать товар по публично указанной стоимости, иначе его действия считаются обсчетом.
  • введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара: например, продукт уже испорчен из-за несоблюдения условий хранения или на нем не указан срок годности. На упаковке нет сведений, что в твороге содержатся заменители молочного жира, в колбасе – консерванты и усилители вкуса и аромата, а в средстве для мытья посуды – агрессивные ПАВ. Часто проверить качество и свойства товара можно только дома, в процессе использования. А то и путем химического анализа (так, например, поступают с продуктами пчеловодства). Если вы установили обман – требуйте возврата денег за такой товар и обращайтесь в Роспотребнадзор.
  • иной обман потребителей: нарушение других условий договора купли-продажи, например, продажа фальсификата или продуктов с неверной информацией о стране происхождения.

Что делать, если меня обманули?

курган новости

Часто люди не знают, как действовать, если их потребительские права нарушаются. Вернулись с испорченным сыром в магазин, а вам говорят, что без чека продукт принять не могут или что вы сами виноваты – не положили сыр сразу в холодильник. Конечно, если вы пришли через две недели после покупки, то продавец будет прав. А если в тот же вечер или на следующий день – очевидно, что правы вы. Чек – бесспорное доказательство в отстаивании своих прав, но его предъявление не обязательно, потому что все данные о сделке (а любая покупка – сделка), должны быть сохранены у продавца.

Алгоритм действий при покупке некачественного товара:

  • вернуть товар в магазин, обратившись к продавцу;
  • если продавец не соглашается, попросите пригласить администратора или другое руководящее лицо;
  • предъявите устную претензию, а если на нее не отреагируют, составьте письменную (образец можно посмотреть на сайте http://zpp.rospotrebnadzor.ruhttp://zpp.rospotrebnadzor.ru);
  • один экземпляр претензии оставьте в магазине, второй у себя;
  • если на претензию не реагируют в течение десяти дней – обратитесь с жалобой в региональное управление Роспотребнадзора, полицию, прокуратуру или в суд.

Конечно, никто не станет судиться из-за упаковки сыра. Скорее всего, продавец придет в себя и вернет вам деньги, как только услышит слова «Роспотребнадзор» и «претензия». Но обман нередко закрадывается в крупные сделки, когда люди покупают верхнюю одежду, цифровую технику или финансовые услуги, а до недобросовестного предоставителя этих услуг никак не доходит, что он нарушает закон и будет наказан.

Суд – это не страшно

курган новости

Судебные разбирательства, как правило, решаются в пользу потребителя. Это крайний, но очень действенный метод защиты своих прав и предотвращения аналогичных нарушений против других людей.

В 2021 году через управление Роспотребнадзора по Курганской области в суды общей юрисдикции было подано 217 исков в защиту прав потребителей. Большее число исков пришлось на сферу торговли — 86,2%. На втором месте — оказание услуг ЖКХ (4,1%), на третьем — бытовое обслуживание населения (2,3%), на четвертом — медицинские услуги (1,8%).

Удовлетворено, в том числе частично, 183 исковых заявления (96,3%). В пользу потребителей присуждено 3 млн 633 тыс. рублей, из них – 434 тыс. рублей составила компенсация морального вреда, сообщили в пресс-службе управления Роспотребнадзора по Курганской области.

Само управление Роспотребнадзора инициировало иски в сфере финансовых, образовательных, транспортных и туристских услуг из-за нарушений прав потребителей. Например, закрыт сайт https://www.aviakassa.com/https://www.aviakassa.com/. На нем не было информации о владельце агрегатора, фактическом исполнителе услуг, месте нахождения организации, режиме работы. В итоге информация, размещенная на страницах сайта (вкладки «Авиабилеты», «Чартеры», «Ж/Д билеты»), была признана информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Умные покупки

курган новости

В России действует государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей http://zpp.rospotrebnadzor.ru. Там размещена правовая информация, сведения об организациях, защищающих права потребителей, образцы претензий и исковых заявлений, ответы на часто задаваемые вопросы, алгоритмы действий потребителя при возникновении спорных ситуаций.

Если самостоятельно найти нужную информацию не удалось, всегда можно проконсультироваться со специалистами управления Роспотребнадзора по Курганской области. Телефоны отдел защиты прав потребителей: 8 (3522) 46-72-07; 46-18-62.

Все это не отменяет необходимости быть внимательным при совершении покупок и сделок. Приобретая пищевые продукты проверяйте срок годности, сохранность упаковки, условия хранения прежде, чем пойти на кассу. Тщательно осматривайте непродовольственные товары на предмет неисправностей. Сохраняйте чеки. Внимательно читайте договор при получении финансовых услуг. Проверяйте, не навязали ли вам дополнительные необязательные услуги, например, страхование при покупке билета на автобус в соседний город.

Недавно я сама столкнулась с недобросовестными продавцами в магазине верхней одежды в Кургане. Бракованное пальто (я обнаружила дефект на следующий день после покупки) отказывались принять назад или обменять на аналогичную модель. Продавец на высоких тонах доказывал, что это моя вина и мне ничего не должны. Стоило попросить бумагу для составления претензии и набрать номер регионального управления Роспотребнадзора, как пришла директор магазина, вернула деньги и извинилась за потраченное мной время и нервы. Не стесняйтесь отстаивать свои права.

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *