От Ленинградского фронта до Чехословакии

новости курган

Боевой путь Анны Филичевой

События 22 июня 1941 года эхом откликаются в сердцах миллионов людей. Не только тех, кто воевал и работал в тылу, но и тех, кто родился гораздо позже и знает о войне лишь по рассказам близких и по урокам истории. Известие о нападении фашистских захватчиков стало неожиданным, страшным, непонятным.

На рассвете авиация фашистской Германии нанесла массированные удары по аэродромам, железнодорожным узлам, военно-морским базам, местам постоянной дислокации войск и многим городам на глубину до 250–300 километров от государственной границы. Более шестисот пограничных застав подверглись нападению, но ни одна из них не отступила от приказа и не сдалась.

Уже на следующий день в городах Советского Союза объявили мобилизацию. За годы войны из Курганской области на фронт призвали свыше двухсот двадцати тысяч человек, живыми из которых вернулись чуть больше половины.

Анна Петровна Филичева — участник Великой Отечественной войны. Она родилась в 1924 году в Ленинградской области, недалеко от города Лодейное Поле, в деревне Тойвино. В 1955 году вместе с мужем оказалась в Кургане, где прожила сорок один год и проработала учителем истории в школе № 9. Затем жила в Ямало-Ненецком автономном округе в городе Губкинском, а два года назад вернулась в Курган.

Ветерану — 98 лет. Она помнит все даты, имена и события, что произошли 81 год назад. С легким петербуржским акцентом Анна Петровна рассказывает историю своей жизни, но честно признается, что о сороковых годах говорить не любит.

Первый год войны Анна Петровна помнит в подробностях: ей семнадцать, она оканчивает первый курс педучилища, забирает документы и идет учиться на телеграфистку: «В тот день я была в городе. Выхожу из магазина и слышу по громкоговорителю: «Внимание! Работают все радиостанции Советского Союза! Сегодня, в четыре часа утра…» Я была напугана, побежала домой. Перед этим была советско-финская война, но она казалась такой далекой, что я даже не осознавала, что нас когда-нибудь это может коснуться. Оказалось, может…»

Тогда она жила с бабушкой и дядей. Прибежала домой — все уже знают. Двух братьев отца сразу призвали в армию (они погибли спустя несколько месяцев); у третьего была бронь (он работал на железной дороге), а самого Петра Филичева на фронт призвали в 1944 году.

Лодейное Поле было прифронтовым городом — от позиций врага его отделяла только река Свирь. Семью Филичевых в числе других срочно эвакуировали. Анна оказалась в селе Алеховщина Лодейнопольского района, где с октября 1941 по май 1944 года размещался штаб седьмой армии Карельского фронта.

Семнадцатилетняя Анна поступила вольнонаемной телеграфисткой в 29-й отдельный полк связи. Азбуку Морзе знала назубок — шифровки-приказы она отбивала с завидной четкостью и аккуратностью.

Осенью пришел приказ уволить всех вольнонаемных или добровольно перевести их на военную службу. Над решением молодая девушка думала недолго — сразу вступила в ряды добровольцев полка связи 70-й морской стрелковой бригады: «Как я могла уволиться, когда знала, что вокруг такое происходит? Как могла уйти, когда вся молодежь просилась на фронт? Чуть ли не с первых дней войны появились плакаты «Ты записался добровольцем?», «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами». Я до сих пор их помню. Как было не записаться?»

Один из самых страшных моментов в ее жизни произошел в самом начале войны: «В феврале 1942 года наш батальон обосновался в деревне Доможирово Ленинградской области. Мы устро­ились в деревянном доме, который назывался пятистенок.

Как-то вечером, когда уже расположились на ночлег, — ту-у-ух! — грохот, тут же гаснет свет, с потолка начинает ссыпаться песок… Бомба разорвалась под окном комнаты, где жили офицеры, пробила стену и потолок с нашей стороны. К нам влетел командир отделения: «Девчата, быстро одевайтесь и спускайтесь вниз! Бомбят». Через некоторое время слышу: «Голышева и Соколова убило», осколки попали им прямо в сердце. Я закричала в голос, когда услышала, что убит Голышев, командир роты. Он был нашим любимцем — молодой, улыбчивый, добрый… Помню, политрук тогда крикнул: «Замолчи! Самолет еще не улетел!» Потом я еще очень долго ревела, но со временем пришлось привыкать видеть смерть».

Анна Филичева прошла всю войну, служила на четырех фронтах: Юго-Западном, Ленинградском, Карельском и 4-м Украинском. Она несла военную службу под Мурманском, прошла с освободительной миссией через Норвегию, разрушенные города Западной Украины и Польши. В то время грустные и страшные моменты всеми силами старались перекрывать жизнерадостными — солдаты часто сами себе организовывали концерты с песнями и танцами. Каждый веселился как мог, Анна Петровна же всегда танцевала под «Яблочко». Еще из радостей была похвала.

«От начала и до конца войны мы работали в полку связи вместе с Мусей Петуховой (почему-то ее все звали не Машей, а именно Мусей). Пока одна сидит за аппаратом Морзе, другая отдыхает. Потом меняемся. Мы принимали и передавали шифровки. Конечно, я уже многое забыла, но точно помню, что «один» — это точка и четыре тире, «два» — две точки и три тире, а «семь» — два тире и три точки. Иногда было такое, что принимали телеграфиста, который сбил руку — и вот попробуй там угадать, где точка, а где тире… Потом к нам приходил шифровальщик с ответом и благодарил: «Молодцы, девочки, хорошо все прочитали, все понятно».

Великая Отечественная изменила многих. Анна Петровна говорит, что за эти 1 418 дней в сороковых набралась опыта и совершенно точно повзрослела: «Помню случай, когда роте дали команду идти в наступление. Двое солдат испугались, и их расстреляли за предательство. Я это видела своими глазами, и если бы это случилось сейчас, не спала бы несколько ночей, но тогда понимала: нельзя не встать и не пойти».

На вопрос: «Как боролись со страхом?» ветеран признается, что никогда об этом не думала: «Война — понятное дело, что страшно… И не ждешь ведь ничего, а это страшное — раз! — и нагрянет. Например, мы как-то стояли в лесу, рядом — огромная поляна, в ее центре колодец. Нужно умыться и набрать воду, но вдруг — обстрел. Что делать? Взяли вещи — и снова в укрытие: по лесу вроде не бьют.

Или был случай, когда самолеты начали бомбить нашу часть. Мы побежали в укрытие — Клюев, командир роты, я, моя Муся и повариха Тася. Прибежали в окоп, а Тася кричит: «Ой, Анечка, укрой меня чем-нибудь!» Отбомбили и улетели — то ли страшно, то ли нет… Ну, посидели в окопе, и все. Потом я хохочу: «Тася, чем бы я могла тебя укрыть? У меня юбка, да и та узкая». Я даже не думала о страхе — это же война».

Силы придавали вера в Победу и надежда на то, что завтрашний день будет лучше предыдущего и скоро все закончится. А закончилась война для связистки в Чехословакии, в городе Пардубице. О Победе сообщили утром — пилотки в воздух! Все счастливы, обнимаются, целуются, ведь это значит одно: Победа — скоро домой. Но домой девушка приехала только в августе 1945-го. Все лето Анна Петровна прожила в деревне Константиновке Кошкинского района Куйбышевской (ныне Самарской) области, а в августе отправилась исполнять мечту в город Мелекесс (ныне Димитровград Ульяновской области).

После подготовительных курсов поступила в Мелекесский учительский институт — стать педагогом девушка мечтала с детства. В этом же институте она встретила будущего мужа — работавшего там преподавателя Александра Киселева. Вместе с супругом и двумя детьми Виктором и Андреем они объехали несколько городов и в 1955 году обосновались в Кургане.

Анна Петровна повторяет, что не любит говорить о войне. Больше всего ей нравится угощать гостей чаем и собственной выпечкой. Современные военные фильмы не смотрит, считает, в них много вымысла и недостоверных фактов. Вместо этого читает стихи и романы тех, кто лично видел все фронтовые ужасы. Из их числа советская поэтесса Юлия Друнина и поэт Сергей Орлов. Многие их стихи она помнит наизусть, потому что там — правда.

«Гайдар писал, что каждый понимает счастье по-своему, но все люди знают, что надо «честно жить, много трудиться и горячо любить свою Родину». Это как раз то, что я хочу пожелать нынешней молодежи», — с улыбкой говорит Анна Филичева.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *