Как определиться выпускнику с профессией

Каждый год вслед за последним звонком бывшие школьники должны ответить себе на вопрос «Кем я буду?». 

новости курган

Совсем недавно мы-выпускники школ города Кургана ярко и шумно отпраздновали в ЦПКиО свой фестиваль «Прекрасное далеко». Но, после радости, что 11 лет учебы позади, наступила тревога. А что же дальше? Как не ошибиться с выбором дальнейшего пути?

Мне ещё с детства прививали желание связать свою жизнь с «нужной» профессией. Особенно отчетливо старшие видели меня в роли доктора, который бы открыл всем родственникам возможность, например, избегать больничных очередей, лечил бы их без обращения в поликлинику. Но переходный возраст сделал своё, и, отстояв для себя возможность самому определять своё будущее, я столкнулся с до этого подавляемой тягой к творчеству. И не просто к творчеству в виде хобби. Появилось желание быть заметным человеком в литературной среде. Начать с журналистики, пропитаться впечатлениями от встреч с интересными людьми, быть участником значимых событий. А дальше? Дальше писать сценарии, в основном для телевидения.

Мы часто обсуждали с друзьями наше послешкольное будущее. Порой спорили, доказывая, какая профессия лучше, в какой вуз поступать. Хотя учиться где бы то ни было после школы вовсе необязательно: можно попробовать устроиться на работу «без образования», пройдя краткосрочные курсы. Однако, мы понимали, что это будет низкоквалифицированный труд с достаточно скромной зарплатой, причем с минимальными возможностями роста.

Второй вариант – колледжи. Три года – и ты специалист по выбранной профессии. С гарантированной зарплатой и возможностями продвижения. Если почувствуешь, что знаний не хватает, пожалуйста – хоть в 30, хоть в 50 лет ты можешь получить высшее образование. Сейчас в России нет ограничений по возрасту для поступающих на программы высшего образования, финансируемые из бюджета РФ.

И последний вариант – университет, институт или академия. Путь, надо прямо сказать, очень долгий. И не все вчерашние школьники это понимают. Обучение в вузе продолжается 4-5 лет, после чего выпускникам выдают дипломы бакалавров. Еще через два года обучения можно получить диплом магистра, а медикам дополнительно необходимо пройти ординатуру. То есть, только через 6 – 7 лет ты начнешь свою профессиональную деятельность. И все это время тебя кто-то должен содержать. Скорее всего, это будут родители.

Тем не менее, большинство моих товарищей и друзей связывают свое будущее с учебой в вузах и хотят, чтобы в выбранной профессии основное место занимало творчество.

Егор Ш., бывший ученик социально-гуманитарного профиля: «Ну, можно сказать, что я вижу себя в профессии, связанной с творчеством, это с вероятностью 100%. Огромнейшее желание связать себя с журналистикой. Не политической, скорее спортивной, спорт вне политики, но в последнее время этим стали пренебрегать».

Екатерина К., физико-математический профиль: «Думаю пойти либо на звукорежиссуру, либо на лингвистику, т.к. мне близко творчество и языкознание. Вообще я мечтаю посвятить свою жизнь творчеству и помощи людям. Хотела бы писать книги и сочинять музыку».

Ярослав Л., биолого-химический профиль: «Хочу поступить в хороший вуз. Вижу себя как крутого врача. Возможно, хирурга. Работать хочу Булгаковым и Чеховым. Скорее Чеховым. – Известным писателем то есть? – Лечить и писать. Булгаков имел образование врача, а Чехов и лечил, и писал»

Анатолий М., социально-экономический профиль. Учится сочинять музыку: «Поступить надеюсь в ЧелГу на историко-филологический факультет, чтобы там учиться на историка».

Дмитрий Г., биолого-химический профиль. В свободное время рисует и пишет музыку: «Ну, пусть кино. Я обычно всегда снимаю или придумываю идеи для школьных видео или всякое такое. На 8 марта я монтировал видео, кинцо (небольшой видеоролик для поздравления)».

С мечтами мы более-менее разобрались. А что требуется Родине? Какие специалисты наиболее востребованы сегодня на рынке труда?

Сайт Департамента экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации города Кургана красноречиво отвечает на эти вопросы (информация от 1 июня 2022 года). Вот как выглядит сегодня потребность в профессиях.

Слесарь, электрослесарь — 193. Учитель, преподаватель, педагог — 178. Продавец — 175. Врач — 174. Инженер — 165. Медицинская сестра, лаборант, фельдшер — 106. Водитель — 86. Электромонтер — 69. Охранник — 58. Швея, портной — 54. Машинист — 48. Повар, пекарь, кондитер — 41. Укладчик-упаковщик — 41. Оператор абонентского отдела — 34. Токарь — 34. Полицейский, участковый уполномоченный полиции — 32.

На первый взгляд в списке нет профессий, которые можно было бы назвать в привычном смысле творческим. Но все же предположу, что любая профессия включает в себя элементы творчества. Все зависит от человека. И он движется вперед благодаря мечтам, творческим порывам. А образование, любое, — это база, которая дает ему опору. Чем шире, глубже будут наши знания, тем шире и круг наших будущих профессиональных возможностей.

И закончить свои размышления хочу словами уже цитируемой Катерины К. «Да, я соглашусь, что творческие профессии — это большой риск. Но я верю в то, что нужно заниматься тем делом, что тебе по душе. Поэтому я готова к трудностям. Главное — действительно хотеть чего-то добиться и стараться даже тогда, когда, казалось бы, у тебя уже нет сил и мотивации. А все старания окупятся».

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *