Табор уходит в школу 

новости курган

Как учатся в исправительных колониях и зачем осужденные слушают Шостаковича. Эксклюзивный репортаж

Школа в исправительной колонии общего режима №1 устроена почти также как обычная. Учебные программы – те же. Уроки – по 40 минут, перемены – по десять. Выпускные экзамены – как у всех. Только учатся не одиннадцать, а двенадцать классов. И ученики далеко не подростки.

На уроке

На уроке литературы у Алексея Ермакова всего десять учеников. Это восьмой класс, но средний возраст учеников на вид около 28 лет. На доске мелом крупно написана тема: А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Ученики смотрят на преподавателя не отрывая глаз, словно боясь что-то упустить.

— Пушкин поднимает тему женского идеала и на примере Маши Мироновой показывает его таким, как себе представлял. Помните Машу?! — обратился он к аудитории. — Любящая до самоотверженности! Даже мысли не было у нее о предательстве! И когда Гринева арестовали, Маша сделала то, на что мало кто способен – поехала к царице, которая ненавидела Пугачева и всех, кто был с ним рядом, и просила за своего возлюбленного.

Алексей Викторович сделал небольшую паузу, и продолжил.

— Посмотрите на эпиграф — «Береги честь смолоду». — А ведь это не что-то абстрактное. Потому что мужество, честь и долг – не просто слова или понятия. Это действия. Человек совершает определенные действия, которые мы с вами характеризуем как мужество, честь и долг, — он снова сделал паузу, словно давая время обдумать только что сказанное. — Маша сочла своим долгом спасти любимого. Она понимала, что может не избежать наказания, но для нее это уже не имело значения.

— А чтобы преподавать здесь, тоже нужно иметь мужество? — спросила учителя, когда закончился урок.

— Скорее, огромную ответственность и желание им помочь. Раньше я преподавал в КГУ, но параллельно начал подрабатывать здесь — тогда многие преподаватели из-за зарплат уходили из вуза в школы — там зарплаты продолжали расти. Но я еще семь лет держался. Для меня важно разговаривать по душам и со студентами это получалось. Но в какой-то момент понял, что здесь со своими учениками могу общаться не менее интересно. Они уже взрослые люди с определенным опытом. И в глазах многих из них я увидел не просто интерес, а желание осмыслить и как-то по-другому построить свою жизнь. Я понял что могу им в этом помочь.

— Удалось достучаться до чьей-то души? А если удалось, как вы это чувствуете?

— Если бы не было ребят, которые воспринимают то, что я говорю, чувствуют и меняются, не было бы смысла в моей работе.

Во-первых, я вижу их глаза. И эти глаза говорят, что им интересно. И вы знаете, иногда ловишь такой взгляд… Человек вроде смотрит на меня, а такое ощущение, что он в этот момент смотрит себе внутрь, в душу, и проецирует на себя то, что я говорю. И вот в этот момент я надеюсь, что помогу ему.

новости курган

Разговор о важном

Тема мужества была основной и на уроке в соседнем классе у 8 «б». Это был урок о важном — он так называется. Говорили о композиторе Дмитрии Шостаковиче и его знаменитой седьмой симфонии, которую еще называют «блокадной».

Когда началась война, он вступил в ополчение: строил противотанковые укрепления, тушил зажигательные бомбы на крыше. И при этом находил время писать музыку. Первые три части симфонии Шостакович написал в Ленинграде. А завершил ее в Куйбышеве (сейчас Самара). Премьера состоялась 5 марта 1942 года на сцене театра оперы и балеты Куйбышева. 29 марта ее сыграли в Москве. Но Шостакович мечтал, чтобы его симфонию исполнили в осажденном Ленинграде. И это случилось — 9 августа 1942 года на сцене Большого зала Ленинградской филармонии. Именно в этот по планам фашистского командования Ленинград должен был пасть, немцы даже назначили парад в честь этого. Но вместо этого во всем городе по радио и через уличные громкоговорители звучала седьмая симфония. Блокадная симфония стала символом мужества и стойкости русского народа.

— Я раньше не слышал эту симфонию и не знал ее историю, — признался осужденный Андрей. — Меня поразило то, как собирали этот оркестр – музыкантов искали по всему городу. Люди изголодавшиеся, больные, ослабленные, но нашли в себе силы прийти и сыграть. Это настоящий подвиг.

— А вы бы хотели совершить подвиг?

— Почему бы нет. Я мог бы спасти утопающего.

— Уверены, что бросились бы?

— Один раз уже бросился. Мне было лет семнадцать. Дело было в районе ТЭЦ в Кургане. Там есть слив, его еще называют «ванночками». Туда многие ездили купаться. Я увидел, как одного парня «замотало» под водопад: волной прибивает и прибивает, выплыть никак не может. Нырнул за ним. Его-то я вытолкнул, а сам чуть не утонул. Но, к счастью, выкарабкался.

— Что вас заставило это сделать?

— Не знаю. Просто нужно всегда оставаться человеком и быть готовым протянуть руку помощи, если она кому-то нужна.

Андрею 26 лет. После седьмого класса он бросил школу и пошел работать — на пилорамы, грузчиком, кем придется. Сейчас в колонии продолжает учиться. Говорит, во взрослом возрасте все воспринимает иначе. И учеба интересна, и понимает, насколько образование необходимо в жизни.

В колонии он второй год. Всего ему дали пять лет общего режима за то, что покалечил человека в уличной драке. Когда осудили, думал, что жизнь кончена. Сейчас пересмотрел свои взгляды. Он учится не только в школе, но и параллельно в училище на токаря. А после освобождения планирует устроиться на официальную работу, завести семью и построить дом.

Не осужденный, а ученик

Директор «Вечерней сменной общеобразовательной школы» Евгений Шевердин работает здесь уже двадцать один год. Самой школе в этом году исполнилось 65 лет. Школа хоть и называется до сих пор вечерней (название историческое), но учатся здесь в три смены – утреннюю, дневную и вечернюю. Она объединяет восемь учебных заведений и работает во всех курганских исправительных колониях, лечебно-исправительном учреждении и в СИЗО.

новости курган

— Евгений Анатольевич, какой у них средний уровень образования у ваших подопечных?

— Зависит от колонии. В женской, например, очень много цыган, так у них вообще нет никакого образования. Поэтому они идут в первый-второй классы. Целыми таборами ходят на уроки. В первой колонии такого, конечно, нет. Здесь средний уровень — 7-9 класс.

На всех новых учеников нам дают представления. Если человек окончил на свободе, например, семь классов, и у него есть соответствующие документы, его зачисляют в восьмой и он продолжает учиться. Если документов нет, мы делаем входной контроль, оцениваем уровень образования человека и зачисляем в тот класс, на уровне которого он знает программу.

— Почему учителя идут сюда работать?

— Если человек увлечен предметом, то для него неважно, где и кому его преподавать. Да и для профессионального учителя это своеобразный вызов. Обычного ребенка научить чему-то несложно, он в силу небольшого возраста впитывает все как губка. А попробуй-ка этих ребят научить? Они уже прошли и огонь, и воду, и медные трубы. И тут возникает интерес у самого учителя – получится или нет? Получается.

— Как учителю найти к ним подход?

— Очень многие росли без родителей. Больше половины недополучили ни детства, ни образования, ни заботы. И преподаватель в какой-то степени дает им то, чего не было в их жизни. Может быть, поэтому и идет такая душевная отдача.

Они их учат как обыкновенных детей, и в каждом видят не осужденного, а ученика. Ни разу не слышал ни от одного своего учителя: «Да что с этими преступниками разговаривать?» Нет такого даже близко. В противном случае ты просто не сможешь их научить и помочь. А в каждом из нас все же есть надежда, что с нашей помощью какая-то часть из этих ребят потом пойдет в правильном направлении.

— Были такие примеры?

— Были. Это был 2004 или 2005 год. Володя С. был первый, кто окончил 11 и 12 класс за один год. Он сам попросил об этом. Возможно, боялся, что не успеет окончить школу до освобождения. Мы его предостерегли: «Вова, ты не сможешь. Это тяжело». А он говорит: «Нет, смогу». И вот ему учитель литературы книги дает каждую неделю, а тот приносит их обратно. Преподаватель и говорит: «Ты книги приносишь, а хоть знаешь, о чем там?» А он так обидчиво: «Естественно, знаю».

Подходит экзамен. И что вы думаете? Он садится и пишет сочинение. У него в аттестате троек не было. Хотя мальчик был, мягко скажем, непростой. С 15 лет на «малолетке».

Когда он освободился, я с ним как-то виделся. Сейчас где-то на юге, занимается производством мебели, получил высшее образование. И он не один у нас такой.

Для справки

новости курган

За 65 лет основное образование в вечерней школе получили более 2400 осужденных, среднее – более трех тысяч. В разное время выпускники поступали в высшие учебные заведения Москвы, Риги, Екатеринбурга и Челябинска. Сейчас в школе обучаются 600 осужденных, преподавание ведется по 21 дисциплине.

В вечерней школе работает 34 педагога, из них 25 человек имеют высшую квалификационную категорию, один учитель имеет ученую степень кандидата наук, пять педагогов удостоены звания «Почетный работник общего образования».

Фото автора и пресс-службы УФСИН России по Курганской области

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *