Простая дорога к сложной музыке

 

Интервью с искусствоведом, музыковедом Любовью Кочариной

В советское время появилось много детских музыкальных школ, заработала преемственность: школа – училище – вуз. В целом эта система сохранилась. Правда, охватывает она далеко не всех детей, а без музыкального образования (в широком смысле) личность неполноценна. На помощь приходит самообразование. О том, с чего начать, рассказала курганский искусствовед, музыковед Любовь Кочарина.

– Любовь Владимировна, вы говорили, что разрабатывали программу по музыкальному воспитанию и развитию. Расскажите, с какой целью, для кого, когда?

– Несколько лет назад у меня девочка одна училась частным порядком, музыкой занималась. Ей было лет 8 или 9. Второклашка. Ее приводил папа. Молодой эффектный мужчина лет за 30. Вдруг он мне сказал: «Знаете, я тоже хочу научиться музыке». Я ответила: «Может быть, вам для начала просто поучиться слушать?» Ему хотелось ликвидировать какие-то пробелы в общекультурном, как он выразился, и музыкальном развитии.

Я поняла, что взрослому человеку изначально нужно дать «детские», простые представления, что называется, аз, буки, веди, рассказать о разных жанрах. Об этом замечательно написал в детской книжке Дмитрий Борисович Кабалевский. Его всегда волновали вопросы детского музыкального развития. Он определил три кита в музыке. Вот эти три кита хоть сейчас берите, читайте, и вы получите для себя хороший, как теперь выражаются, пинок, чтобы развиваться музыкально дальше. Эти три жанра простейшие: танец, песня и марш.

Марш – это когда мы идем в ногу, коллективный жанр однозначно. Неслучайно раньше перед полком на войне шли барабанщик и трубач. Чтобы создать боевой дух, чтобы идти вперед на врага было легко, «средь нас был юный барабанщик, в атаках он шел впереди с веселым другом барабаном, с огнем большевистским в груди». Эту песенку мы знали со школы. Марш – удивительное слияние каких-то героических, патриотических, самых мужественных идей, когда человек шагает в атаку. Самое главное в марше – это ритм, движение вперед, прямо. От пионера – и до Чайковского, Прокофьева, Шопена.

В этом отношении у нас был уникальный класс. Мы учились в 32 школе. Одноклассница Люся Дружинина предложила: «А давайте все будем играть на барабане!» Захотели семь девчонок. Мне, естественно, судьба была туда попасть, потому что я училась в музыкальной школе. Мы ходили на сборы дружины, на парады. Школа идет, а впереди – группа барабанщиц. Нам это доставляло огромное удовольствие! Возникает потрясающее чувство локтя. Рядом с тобой идут товарищи, с которыми ты готов отправиться в любой поход.

– То есть, вы хотите сказать, что музыкальное самообразование лучше начинать с кем-то?

– Музыка – это Вселенная, безграничная, но постигаемая. Она влечет как дальние страны. А в путь надо идти с кем-то. Безусловно, потом это будет интим. Потому что потом возникает такой жанр как песня. Если марш «припевать лучше хором», то в песне ты можешь уйти куда-то совсем один. Песня-настроение, песня-состояние души – это чаще всего одинокая песня. Моно. Даже если ты сам не поешь, а слушаешь, как кто-то очень хорошо поет. Об этом у Тургенева есть рассказ «Певцы» (16+). Когда такую песню поют, у тебя душа буквально сжимается и раскрывается. Это как раз тот случай, когда музыка тебе подсказывает, что человек существует в каком-то огромном космосе, и душа его подобна этому космосу, просторна.

Песня – мелодия, союз музыки и слова, голос души. Какая душа – такая и песня. Здесь я могу только стихи процитировать. «Есть Бог, есть мир, они живут вовек, а жизнь людей мгновенна и убога, но все в себя вмещает человек, который любит мир и верит в Бога». Если вера есть, то ты живешь действительно в каком-то бескрайнем мире. Вот это ощущение космоса, в котором тебе открыты некие сокровенные тайны, и дает протяжная песня. Конечно, есть и мелодекламация, соединяющая стихи и музыку. А сегодня есть еще и рэп, монолог в стихах.

Как человек привык выражать свои эмоции, когда они бьют через край? В танце, конечно. Танец – это тоже движение, движение по кругу. Есть хоровод и есть пляска – это две разные стихии, и это одно дело, а есть еще парный танец, и в нем важен не только темперамент, но и чувство партнера, то есть это уже диалог, причем не только духовный, но и пластический! И это не только балет.

Обязательно посмотрите три фильма о танце: «Большой вальс» (0+), 1938 год, Жюльен Дювивье; «Запах женщины» (16+) с Аль Пачино в главной роли, 1992 год; «Бал» (0+) Этторе Скола, 1983 год.

Танец – жанр, без которого человеку не прожить. Куда девается избыток энергии у школьников? Раньше была дискотека. Сейчас можно пойти в клуб и «оторваться» там. Танец – это весело, особенно в наше гиподинамическое время. Сидим в школе, сидим дома, сидим на работе.

Когда-то давно наши предки собирались вокруг костра и танцевали. Возможно, они репетировали будущую сцену охоты. Или бурлаки, которые ритм себе задавали сами «Дубинушкой». Нечто от танца в этом было. Это была раскачка, выплеск энергии. А сегодня есть столько версий коллективных и парных танцев – от церемонных менуэтов до вальса, танго и румбы…

– Когда дочка была маленькая, она очень любила, как я ей пела: «Эх, дубинушка, ухнем!» – и качала ее.

– Колыбельная песня вообще космос! Мне папа пел колыбельные песни. Обычно на стихи Некрасова. Когда ты общаешься с собственным ребенком и поешь колыбельную, это твое единение с детенышем. Это какая-то нежная космическая вещь. Очень интимная, очень. Если не видели, советую посмотреть потрясающие «Колыбельные мира» (0+). Они все разные, но все едины в этом изумительном отношении матери к ребенку.

– Тот мужчина, о котором вы рассказывали в начале интервью, в результате научился музыке?

– Он стал одним из постоянных посетителей филармонии. Потом они уехали из Кургана.

– Какие уроки вы давали его дочери?

– Игра на фортепиано. Я окончила музыкальное училище (ныне Курганский областной музыкальный колледж имени Д.Д. Шостаковича). Пять лет преподавала в музыкальной школе №4. Потом меня сманили в школу искусств №1, где к музыке присовокупили еще и изобразительное искусство. Параллельно преподавала историю музыки и музыкальное оформление спектаклей в училище культуры (ныне Курганский областной колледж культуры).

Я должна была поступать в Свердловскую консерваторию (ныне Уральская государственная консерватория имени М.П. Мусоргского). Поехала туда практически по приглашению заведующей теоретико-композиторской кафедры Нины Алексеевны Вольпер. Она у нас была председателем приемной комиссии на выпускных экзаменах в музыкальном училище.

Ей очень понравилась моя суточная фуга. Когда вам сегодня дают в 11 часов утра тему, мелодию, и вы завтра должны принести трехголосную фугу на эту тему. Суточная фуга – серьезное испытание. У тебя все должно быть в порядке с музыкой, математикой, шахматами. Что удивило Нину Алексеевну в моей суточной фуге? В одном эпизоде мне показалось, что будет приятно к ровной, спокойной теме сделать контрапунктом небольшую синкопированную темку. Эту темку я взяла из какой-то негритянской песни. Синкопа. Немножко джазовый элемент. Я ее туда как-то вставила, и она вошла по ритму. Нина Алексеевна сказала: «Вот если бы у меня все студенты на третьем курсе так писали фуги – включая синкопу!»

– Так вы хотели поступить в Свердловскую консерваторию?

– В самый разгар экзаменов заболела ангиной. А на следующий год решила, что буду поступать в художественную академию (Санкт-Петербургскую академию художеств имени Ильи Репина).

Я и в музыкальное училище не собиралась поступать, между прочим. Хотела в Московский государственный институт международных отношений, чтобы стать дипломатом, ни много ни мало. У меня даже были все шансы, как мне говорили. Я тогда очень увлекалась английским языком и политикой.

– Почему тогда пошли в музыкальное училище?

– По семейным обстоятельствам сорвалась поездка в Москву. Чтобы год не пропал, я решила – похожу вольнослушателем в наше музыкальное училище. Встретила там Александра Ивановича Фадеева, он меня вовлек в это. Послушал, как я играю. У меня брат играл на трубе в джазовом коллективе, соответственно, я тоже немножко играла на фортепиано какие-то джазовые пьески. К тому времени знала и любила джаз.

– Вот откуда синкопа.

– Да, из семьи. Все из семьи, между прочим. Когда я сыграла «Дым» Керна, он сказал: «Все, считайте, что я вас уже взял на вот это отделение». Оно только начиналось. Теоретико-композиторское называлось. Это был 1968 год. Сразу после 10 класса. Я-то думала, что годик там перекантуюсь, послушаю интересные лекции, но они оказались настолько интересными, такие преподаватели были уникальные! Тот же Александр Иванович Фадеев. Он же фанат, гуру музыкальный. Эмоционально заразительный человек. А группа-то оказалась просто блеск! Люди были из разных мест – кто из Казахстана, кто из Троицка.

– А в какой музыкальной школе вы учились?

– В первой, на улице Советской. Я пошла не в 5-6 лет, а только в 9-10. У нас был потрясающий преподаватель Игорь Алексеевич Парфенов. Такая ренессансная личность. Замечательный музыкант и композитор. Еще и художник. Он писал небольшие фортепианные пьесы, которые были очень удобны для детей и которые они с увлечением играли.

– Вы рассказали об аз, буки, веди в музыке. А что дальше?

– Дальше надо идти вглубь, к пониманию музыкальной формы. К ней мы приходим через историю музыки. Есть простые формы, краткие. В танце, например, то же самое рондо, движение по кругу.

В курганской филармонии проходят замечательные образовательные программы. Не только для школьников. Открыто для всех – пожалуйста, приходите. У нас роскошно исполняют музыкальные сказки. Дети приходят обычно с родителями. И это тоже дорожка к музыке.

Великая радость в музыке – это радость узнавания. Музыка театра и кино – точно гипноз! Кто-то «пришел к Малеру», посмотрев гениальнейший фильм Лукино Висконти «Смерть в Венеции» (16+). Есть такие потрясающие композиторы как Исаак Шварц. Просто душу ранит. Или Георгий Свиридов. Кто не знает его вальс к повести Пушкина «Метель» (12+)? Настолько гениальный полет души! И вы летаете! Или Артемьев, который пишет музыку к фильмам того же Никиты Михалкова.

Это музыка, без которой уже никак. Вы слышите ее и видите картинку из фильма. То есть это тоже дорога, еще одна дорога к сложной музыке.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *