Пять памятников технике в Кургане

Металл рассказывает правду об ушедшей эпохе

Технические средства объединяет уникальная способность хранить память о своей эпохе.

Сложная техническая система — это исторический источник, который не может солгать. Можно написать массив фальшивых документов и заставить ломать голову историков-источниковедов. А вот фальшивый самолет создать нельзя: он даже не взлетит, а паровоз — не поедет.

В Кургане технических памятников немного, и тем они драгоценнее для нас. А в сегодняшних обстоятельствах такие технические мемориалы напоминают, что в нашей стране можно производить буквально все. В каждой из нижеперечисленных машин нет ни одной шайбы, изготовленной за рубежом. И эти машины — напоминание о такой возможности.

Танк Т-34-85 на транспортном кольце у въезда в микрорайон Энергетиков

новости курган

Открыт 7 мая 1985 года, к 40-летию Победы советского народа над гитлеровской Германией. Легендарная боевая машина Великой Отечественной войны была воссоздана на Курганском заводе колесных тягачей имени Карбышева в 1984 году. Правда, не все оригинальные узлы удалось найти — так, на «тридцатьчетверке» установлены катки от послевоенного танка Т-55.

Памятник посвящен 25-му учебному танковому полку. Подразделение было сформировано

9 июля 1941 года на основании Директивы Генерального штаба Красной армии. Дислоцировался в Самарканде, а затем в Кургане.

Приказом народного комиссара обороны СССР от 3 января 1943 года полк переведен на штат №  010 / 401 (танки Т-34) и включен в состав

2-й учебной танковой бригады. Мероприятия, которые проводились согласно приказу, были направлены на повышение качества боевой подготовки бронетанковых экипажей и полное обеспечение высококвалифицированными кадрами Красной армии. Танкисты, обученные в Кургане, совершили немало подвигов на фронтах Великой Отечественной войны и внесли вклад в Победу над врагом.

Истребитель МиГ-21 у КПП Курганского пограничного института ФСБ России

Новости Курган

20 апреля 1968 года Курганскому высшему военно-политическому авиационному училищу от имени Президиума Верховного Совета СССР было вручено боевое знамя. В том же году 18 августа, в День Воздушного Флота СССР, был открыт монумент «Слава советской авиации», с постамента которого как бы взлетал первый отечественный массовый реактивный истребитель МиГ-15, успевший повоевать в Корее с американцами. С тех пор памятник не только стал одним из символов военного вуза, хотя он и сменил свой профиль, но и самого Кургана; зародилась традиция посещения самолета свадебными кортежами. В начале 1980-х годов место на постаменте занял «младший брат» МиГ-15 — МиГ-21.

То, что в качестве нового самолета был выбран именно этот истребитель, — неслучайно. Помимо того, что это самый распространенный сверхзвуковой самолет в истории и самый массовый истребитель в ВВС СССР в

60–70-х годах, именно эта модель стала базовой для подготовки политработников для истребительной авиации. В КВВПАУ изучали МиГ-21 с комплексом вооружения, бортового оборудования, средствами обеспечения полетов, аэродромного обслуживания, наземных средств связи и радиотехнического оборудования. Предполагалось, что такая подготовка позволит выпускникам успешно адаптироваться в частях любого рода ВВС. Как показало время, эти предположения оправдались.

БМП-2 у проходной «Курганмашзавода»

14 августа 2000 года у центральной проходной Курганского машиностроительного завода состоялось торжественное открытие памятника боевой машине пехоты — БМП-2. Оно было посвящено 50-летию КМЗ. По этому поводу газета «Курган и курганцы» писала: «На столь замечательном событии для завода присутствовали первые лица области и города, руководители, работники и ветераны КМЗ. В конце торже­ственной церемонии генеральный директор

АО «КМЗ» Валерий Дородный разрезал алую ленточку, опоясывающую памятник, и в воздухе прогремел салют. Салют совершенству боевой техники, салют достижению конструктор­ской мысли».

Боевая машина пехоты БМП-2 была создана на базе БМП-1 в результате ее глубокой модернизации. Первый прототип был изготовлен в 1974 году и после тщательных испытаний принят на вооружение Советской армии в 1980-м. Впервые боевая машина пехоты БМП-2 была продемонстрирована широкой публике в Москве, на параде на Красной площади 7 ноября 1982 года. Боевая машина экспортировалась в 18 стран мира. В общей сложности в Кургане было выпущено более тридцати тысяч БМП-2. Кроме того, они производились по лицензии в Чехословакии (BVP-2) и Индии (Sarath); отдельная модификация выпускалась для армии Финляндии.

Памятник-автомобиль Героя Социалистического Труда академика Г. А. Илизарова у входа в музей Центра Илизарова

новости курган

На постаменте установлен автомобиль марки ГАЗ-13 «Чайка», предоставленный в пользование Г. А. Илизарову. В 1981 году машину доставили из Москвы прямо в автопарк Центра. Нельзя сказать, что всемирно известному академику надо было как-то подчеркивать свой статус. Высшая партноменклатура к тому времени пересела на ЗиЛ-114, а «Чайки», например, в Кургане арендовали молодожены на свадьбу. Да и илизаровская машина, как говорят, была уже подержанной. Тем не менее после «переезда» в Курган еще 35 лет автомобиль был на ходу и только в 2011 году не прошел техосмотр.

В 2012 году администрация РНЦ «ВТО» имени академика Г. А. Илизарова решила сделать из раритетного автомобиля памятник.

Паровоз ФД20-2697 на станции Курган

новости курган

Памятник установлен в честь самоотверженного труда курганских железнодорожников в годы Великой Отечественной войны и мирного строительства. На тендере размещено изображение Золотой Звезды и надпись «Указ Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «О присвоении звания Героя Социалистического труда машинисту паровоза Блинову И. П.». Паровоз был выпущен в 1939 году на Ворошиловградском паровозостроительном заводе имени Октябрьской революции, то есть в современной столице нового региона России — Луганской Народной Республики.

По инициативе нашего земляка машиниста Ивана Петровича Блинова в годы Великой Отечественной войны по железной дороге начали проводить тяжеловесные составы средним весом до пяти тысяч тонн, значительно увеличили скорость, при этом экономя драгоценный уголь. В результате в 1943 году только по Южно-Уральской железной дороге было проведено девять тысяч тяжеловесных составов, которые перебросили более семи миллионов тонн грузов. К почину Блинова примкнули все бригады, трудившиеся на ФД.

1 августа 1980 года, в День железнодорожника, паровоз ФД20-2697 дал последний гудок — Иван Петрович лично привел локомотив на вечную стоянку.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *