Главную роль сыграла молодая актриса
Обласканный критиками спектакль WASSA (18+), когда он еще был в активном репертуаре курганского театра драмы, зрители или обожали, или терпеть не могли. Такова судьба концептуальной постановки – с ее масками, Павлом в платье и с гримом под Джокера, демонстративным курением в зал, общей истеричностью.
Режиссер Антон Маликов провоцировал на реакцию любыми средствами, и не каждому дерганье за нервы приходилось по душе. Помню слова одного из зрителей еще первой версии, с Александром Шарафутдиновым: «Это как два часа подряд на карусели кататься. Сначала прикольно, а потом уже тошнит».
Зато в 2023 году некоторые курганцы, с удовольствием посетив первые два спектакля приехавшего на «Большие гастроли» Березниковского драмтеатра, от похода на «Вассу Железнову» (16+) отказались: «С нашей ничто не сравнится. Даже через столько лет».
Сравнивать постановки можно, но трудно и в целом бессмысленно – режиссер Ринат Фазлеев если и знал о работе Антона Маликова, то явно на нее не ориентировался и показал трагедию Горького о семье, где никто никого не любит, в традиционном прочтении: соответствующие эпохе костюмы, тяжелая мебель, чинные чаепития. Много-много злобы, грязных секретов и жестокости.
Зареванная Липа (Анна Лакомкина) падает к ногам Вассы и умоляет дать ей уйти в монастырь, а в ответ получает: «Вытри морду и иди в свою горницу». Впрочем, безгрешных в доме нет: эта же милая девушка в неприметном сером платье удавила своего ребенка и послушно пошла травить Прохора (Василий Гусев), чтобы он деньги из общего дела не вынимал.
Вассу блестяще – глаз не оторвать – сыграла Мария Шлейхер. Участвовать в спектаклях по классике ей не впервой: уже были «А зори здесь тихие…», «Дядя Ваня», «Леди Макбет Мценского уезда», «Вишневый сад», «Женитьба Фигаро». На пресс-конференции актриса говорила, что хочет создать свой образ, а не повторять то, что делали другие. Отлично получилось.
Неказистого Павла в исполнении Дмитрия Поддубного жалко и не жалко одновременно. Что рука не работает – плохо, конечно. Но жену мучить зачем? Павел пытается бунтовать, но как-нибудь так, чтобы мама не заругала.
Каждая программка к спектаклю цитировала слова Людмилы: «Время было такое. Везде бунты, забастовки эти. Точно уборка перед праздником. И все уборка да уборка, а праздника нет». Так герои «Вассы Железновой» его и не дождались.
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости