Парламентарий считает, что в сфере защиты прав потребителей и охраны здоровья граждан приоритет должен отдаваться контролю качества, а не свободе производителей
С докладом об этом на тему «Цифровая маркировка как эффективный инструмент на страже защиты прав потребителей» выступил на панельной сессии в рамках Петербургского международного юридического форма-2023 депутат Государственной Думы РФ от Курганской области Сергей Лисовский. Парламентарию было, что сказать по этому поводу, поскольку, как было отмечено в ходе сессии, он из тех депутатов, кто не просто принимает закон, но и внимательно следит за его дальнейшей судьбой, за правоприменительной практикой и ратует в случае необходимости за дальнейшее улучшение нормативной базы.
Сергей Лисовский отметил, что как Государственная Дума, так и Совет Федерации уже около 4 лет работают над улучшением законодательной базы, касающейся введения маркировки различной продукции. На сегодняшний день, если взять продовольственную группу, у нас маркируется молочная продукция и бутилированная вода.
«Уже на базе этого опыта нами были внесены поправки в законы, которые помогли не только исключить контрафактную продукцию, но и, прежде всего, защищать здоровье граждан», — отметил парламентарий.
Он рассказал, что когда водилась маркировка молочной продукции, тогда все рассчитывали, что процесс выявления контрафакта пойдет достаточно быстро. Однако, оказалось, что коды маркировки могли купить и не очень добросовестные производители, чтобы «легализовать» свою продукцию. Для того, чтобы бороться с этим явлением и выявлять несоответствия, возникла необходимость совмещать две базы: «Честный знак» и систему «Меркурий» Россельхознадзора. Но процедура получалась достаточно сложной, в том числе, потому, что в разных системах не совпадают названия того или иного продукта. Поэтому такое совмещение приходилось осуществлять в ручном режиме, что, разумеется, было недостаточно оперативным.
«Мы пришли к тому, что надо совмещать государственные информационные системы, для того, чтобы это происходило автоматически. Сейчас ведется работа по синхронизации систем «Честный знак» и Меркурий. Это необходимо того, чтобы выявлять несоответствия, и чтобы у нас не было ситуаций, когда на предприятие заходит 10 килограммов молока и выходит 10 тонн сыра. Такое, к сожалению, у нас бывало», — подчеркнул Сергей Лисовский.
И хотя эта работа сложна с технической точки зрения, кроме того, для обеспечения совмещения двух систем оказалось, что необходимо совершенствовать и правовую базу, поскольку несоответствие двух государственных информационных систем не дает право на проведение проверок. Поэтому была внесена и принята поправка в законодательство, ликвидирующая этот юридический казус.
«Мы знаем, что на сегодняшний день у нас существует ограничение проведения внеплановых проверок и, соответственно, как показывает практика, прокуратура примерно 2/3 заявок на проведение проверок отклоняет. В целом это понятно, действительно, надо давать бизнесу, предпринимателям работать более свободно, чтобы они занимались конкретным производством. Но, тем не менее, зачастую недобросовестные участники рынка этим пользуются», — акцентировал внимание Сергей Лисовский.
По его словам, вообще введение маркировки в плане законодательства дает очень много информации и требует достаточно серьезной отработки, потому что задействовано очень много государственных структур, поэтому необходимо тщательно регулировать взаимоотношения между ними и распределения полномочий.
«Это очень важный аспект. Мы знаем, насколько у нас был не отрегулирован рынок бутилированной воды, и когда началась маркировка, мы обратились в прокуратуру для того чтобы, была проведена проверка: насколько у нас выполняется требование маркировки. И выяснилось, что достаточно много предприятий, которые уклонялись от этого», — отметил парламентарий.
Более того, по его словам, Роснедра выдавая лицензию на эксплуатацию скважин, не контролировали объем добычи воды из них. Доходило до того, что такое национальное богатство, как минеральная вода «Ессентуки», официально добывалась из порядка 15 скважин, а производило ее более 35 предприятий и, опять-таки, объем добычи знаменитой минералки никак не контролировался.
«Когда мы обращались в Роснедра, они говорят: «мы лицензию выдали и, в общем, на этом закончили». Прокуратура говорит: «У нас таких полномочий нет». Поэтому, конечно, важно чёткое определение полномочий: кто контролирует маркировку продукции, кто имеет право определять нарушения в данной сфере и, самое главное, кто может наказывать. Поэтому по итогам проведения проверки по воде прокуратура обратилась в правительство РФ с тем, чтобы всё-таки был определённый орган или ряд органов, которые имели чётко определённые полномочия по выявлению немаркированной продукции», — подчеркнул Сергей Лисовский.
Рассказал парламентарий и о дальнейших перспективах развития систем маркировки товаров. Он отметил, что когда вводилась маркировка молочной продукции, было много опасений — насколько она нужна, окупит ли затраты? А вот плюсы были недостаточно четко определены. Сейчас же добросовестный производитель крайне заинтересован в том, чтобы маркировка была повсеместно. Но для того, чтобы она была эффективна, конечно, надо укреплять законодательную базу.
«У нас очень большие проблемы с ветеринарными препаратами, особенно сейчас, когда допуск на рынок в связи с сегодняшней международной ситуацией добросовестных зарубежных производителей ограничен. И здесь, конечно, надо наводить порядок. Вот как было в системе «Фарма» — мы видим, насколько эффективна маркировка. Поэтому мы предлагаем, чтобы у нас и ветеринарная продукция, ветеринарные лекарства тоже были в системе маркировки», — заявил Сергей Лисовский.
Продолжится работа и по питьевой воде.
«Это очень важный пищевой продукт. Его правовой статус у нас был тоже неопределен: кто за него отвечает? Вроде бы за него отвечает Минсельхоз, а вроде бы не Минсельхоз. Лицензию выдают Роснедра, которые потом не контролируют, что же там всё-таки добывают. Мы когда начинали работать по маркировке воды, сделали проверки и выяснили, что одна из крупнейших зарубежных компаний, работающих у нас, которая производит воду, брала техническую воду из Дона. Естественно, для забора технической воды не требуется таких ограничений и требований, как для забора для питьевой воды. Так что они делали? Они заключили договор с коммунальным предприятием, которое брало воду для коммунальных работ, а потом покупали эту воду, и юридически это все было допустимо», — рассказал депутат.
Поэтому он считает, что систему маркировки необходимо объединять еще и с данными Роснедр, для того, чтобы понимать, откуда все-таки появляется сырье, потому что качество продукции – это, в первую очередь, качество сырья.
Еще одна большая проблема, связанная с водой – то, что не маркируется детская питьевая вода.
«Наш потребитель считает, что если написано «Детская питьевая вода» — то значит она особо очищенная, особо качественная, покупают ее дороже. А получается, по сути, что она у нас меньше всего контролируется», — акцентирует внимание Сергей Лисовский. По его словам, надо закончить это несоответствие – обычная бутилированная вода маркируется, а детская, как это не парадоксально — нет.
В целом парламентарий считает, что правовое поле, касающееся системы маркировки в достаточной степени сформировано. Но законодателя беспокоит следующая проблема – а именно уже упоминавшиеся ограничение по проведению внеплановых проверок.
«Когда прокуратура не позволяет проводить проверки, она, конечно, снижает эффективность контролирующих структур государства. Поэтому здесь тоже я считаю, что законодатели должны эту систему отработать, и она должна быть более мобильной, — подчеркивает Сергей Лисовский. — Я считаю, что система ограничения внеплановых проверок, конечно в чем-то дает плюс, но где-то она и не срабатывает. В частности, вот как раз в охране защиты прав потребителей и охране здоровья. Здесь, мне кажется, все-таки должен быть приоритет именно контроля, а не свободы действий производителей».
Теги: дума, закон, лисовский, маркировка
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости