Все буддет хорошо

новости курган

Как корреспондент kikonline.ru десять дней была буддийским монахом.

Идея устроить себе необычный отпуск пришла около года назад. Я узнала от знакомых, что в России существуют курсы, где обучают древней технике медитации випассана. От их участника не требуется ничего, даже денег. Только добраться до места и принять на десять дней обеты (клятвы) буддийского монаха. Религию и привычки при этом менять не обязательно – как только курс закончится, можно возвращаться к обычной жизни. Если захочется. По рассказам «бывалых», после этих десяти дней уже не получится быть прежним. Одни меняют работу или даже сферу деятельности, другие — переезжают, третьи — налаживают давно разрушенные отношения или прекращают старые, четвертые – бросают курить. Но главное, все обзаводятся буддийским спокойствием, и жизнь автоматически становится вдвое лучше.

И вот однажды утром, когда мое спокойствие находилось в самом конце шкалы со знаком минус, так что я уже готова была запустить в стену чашкой, мелькнула мысль: может, попробовать? Посуда осталась целой: меня отвлек сайт с информацией о курсах. Сайт называется ru.dharma.org «Медитация Випассана как ее преподает С.Н. Гоенка в традиции Саяджи У Ба Кхина». Там описана история техники, которая появилась более 2500 лет назад в Индии как «универсальное средство от всех несчастий», и рассказано, как и где ей можно научиться.

В России (как и во всем мире) випассане обучают на десятидневных курсах. Курсы бесплатные и проводятся на пожертвования тех, кто уже прошел и ощутил на себе их пользу. Поэтому количество мест ограничено, а количество желающих превосходит их настолько, что заявку нужно отправлять в первые полчаса после начала регистрации на курс (она открывается примерно за два месяца). Мне повезло, я зарегистрировалась в марте и попала на майский курс, который проходил на туристической базе недалеко от Перми.

Вечером в день «ноль» всех участников (нас оказалось 70 человек) собрали для разъяснения правил и принятия обетов.

Правил пять: не убивать живые существа (даже комаров) во время курса, не воровать, воздерживаться от сексуальной активности, лжи и любых опьяняющих веществ.

Чтобы они точно соблюдались, а медитация шла без отвлечений, мужчины и женщины живут в разных половинах лагеря и не пересекаются. Нужно сдать администраторам ценные вещи, нельзя выходить за огороженную территорию. Но самое главное – запрещены любые способы общения, даже жестами или мимикой. Нельзя никого касаться, улыбаться кому-то, смотреть в глаза. Должно создаться впечатление, что ты один. Еще нужно соблюдать распорядок: вставать в 4 утра, а в 4.30 уже медитировать. Медитации занимают более десяти часов в день (сидя с прямой спиной), а вечером еще нужно обязательно сидеть на полуторачасовой лекции. И если вы рассчитываете, что после всего этого завалитесь на кровать с чаем и печеньками, то нет. Еда всего два раза в день: в 6.30 и в 11.00. Потом, в пять вечера, дадут чай или компот и какой-нибудь фрукт. Это все.

Озвучив требования, администратор в десятый раз спросил, все ли уверены, что выдержат, и не хочет ли кто-нибудь уехать прямо сейчас? Никто не захотел. Бесплатно же. И интересно себя проверить.

Когда в первый день в 4 утра раздался удар гонга, означавший бессловесное «Подъем!!!», я подумала, что усну на первой же медитации. Но любопытство победило сонливость. Молча мы теснились в комнате для умывания, стараясь не задевать друг друга. Вода оказалась холодная. Кто-то бодро начал: «А что, нет гор…» и осекся, явно зажав рот ладошкой (я не смотрела). Итак, десять дней буддийского монаха начались. Задача одна: медитировать и соблюдать правила.

Нам объяснили, что слово «випассана» в переводе с языка пали означает «истинное видение», или «способность воспринимать реальность такой, какая она есть».

Суть техники в том, чтобы наблюдать ощущения, возникающие на теле и в теле. Ничего сверхъестественного или сложного. Просто сиди и наблюдай. Но вы пробовали не думать хоть несколько минут, концентрируясь на левой пятке? Это довольно сложно. Особенно если на часах 4.30 и пустой желудок заставляет воображать бутерброд с маслом и горячий кофе, а мозг одним полушарием смотрит сны, а другим (явно левым) говорит, что хозяйка сошла с ума, и что проводить майские выходные таким образом — глупо.

Поэтому технику самонаблюдения нам дали только на четвертый день. Первые три с половиной дня все десять часов с утра и до вечера мы должны были концентрироваться на дыхании. За 36 часов я досконально изучила свой нос, аэродинамику проходящего сквозь ноздри воздуха, объем конденсата, оседающего над верхней губой во время выдоха. Собственно, я превратилась в нос. И тогда нам сказали, что теперь ум стал достаточно острым, чтобы воспринимать ощущения на теле. Поэтому перед вечерним чаем мы два часа будем изучать технику випассаны. Все это время запрещено совершать любые движения – даже просто шевельнуть пальцем, не то, что нос почесать или встать и выйти из зала. Не знаю, как у других, но у меня сразу заболела спина, ноги затекли и онемели, захотелось есть, бегать и спать одновременно. В общем, ощущения были неприятные. Даже, я бы сказала, невыносимые. И я мысленно решила, что уеду сегодня же. Я не готова терпеть это еще неделю.

Учитель все время повторял: не испытывайте отвращения к неприятным ощущениям, не думайте «когда же это закончится?», просто наблюдайте. Природа всех ощущений – непостоянство. Они пройдут, как только вы перестанете на них реагировать, воспринимать их как что-то ужасное. Ну да. А вдруг я потом ходить не смогу? Столько сидеть без движения – это же вредно.

Только к вечеру, когда терпеть уже было невозможно, я мысленно махнула на боль рукой. И развлекалась тем, что, перемещая внимание по разным участкам тела, сравнивала, где ощущения более интенсивные. Как будто они не мои и лично мне вообще все равно. И ведь сработало! Боль стала уменьшаться и исчезла совсем. Наоборот, по всему телу разлилось приятное чувство.

«Не привязывайтесь к приятным ощущениям, природа всего — непостоянство», — тут же вмешался голос учителя.

Как выяснилось, суть випассаны в том, чтобы натренировать ум спокойно воспринимать приятное и неприятное. Потом это умение автоматически переходит в повседневную жизнь. И когда у тебя случаются неприятности на работе, или проблемы со здоровьем, или близкий человек не оправдывает твоих ожиданий, ты не начинаешь себя корить, скандалить с кем-то или бить посуду. Ты сразу замечаешь эмоцию, ощущения на теле, которые она вызвала, и реагируешь уравновешенно: исправляешь свои рабочие ошибки, находишь адекватное решение проблемы, спокойно говоришь человеку, что ему следует (или не следует) делать. В результате становишься более эффективным, а главное – перестаешь страдать по пустякам и делать из мух слонов. Как выяснилось, в реальности неприятности примерно в сто раз меньше, чем нам представляется – мы сильно их преувеличиваем, поэтому и реагируем так сильно.

Ну, а что с приятностями? В их уменьшении мы не заинтересованы. «А вдруг я перестану любить свою жену?», — спросил учителя участник курса с мужской половины зала. «А я что, не должна получать удовольствие от вкусной еды? Или покупки платья?» — интересовались другие. Оказалось, у приятного, если им увлечься и преувеличить, есть обратная сторона – жадность, зависть, неудовлетворенность. Любят нас недостаточно сильно (а вдруг разлюбят??), у соседа машина дороже и жена красивее, подруге везет больше, одного платья мало (мне нечего надеть!), вкусной едой можно увлечься до набора веса в сто килограммов. Зависимость от курения, алкоголя, сладкого, комфортной обстановки, отношений – результат неконтролируемого влечения к приятным ощущениям, когда человек сам себя не осознает и вредит себе и другим.

В общем, Будда, живший примерно в V веке до нашей эры, дело говорил: на девятый день почти все улыбались, потихоньку, глядя себе под ноги, чтобы не нарушить обет молчания. Его должны были отменить завтра, в последний день курса, чтобы мы привыкали к обычной шумной жизни постепенно. В зале для медитаций к этому времени образовались пустые квадраты – несколько человек уехало, не дождавшись завершения учебы. Было немного грустно, что тишина закончится – жизнь без телефона, говорения, постоянной суеты очень успокаивает. Сначала казалось, как это – молчать? А потом очень понравилось. Так даже есть хочется меньше.

На десятый день мы мысленно желали всем счастья, чтобы научиться относиться к каждому с добром. И начались разговоры, смех, обсуждения успехов и неудач. Почти как в городе на шумной улице. А на следующее утро мы разъехались по домам.

Десять дней буддийского монаха прожиты. Странный опыт, но довольно интересный. Как минимум, чтобы испытать свою волю и отдохнуть от телефона. Мы же раз 500 за день смотрим в экран, если не больше. Кто-то после курса продолжает медитировать, чтобы сохранить результат. Кто-то бросает. Но главная мысль остается: все непостоянно — и приятное, и неприятное. Поэтому не надо слишком сильно реагировать и портить жизнь себе и другим. Тогда все будет хорошо. Точнее, буддет.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , , , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *